Как начинаются коллекции?

 Три примера из Франции XIX века

Хорошо быть богатым коллекционером произведений искусства. Или начинать коллекционирование уже имея лично сделанный или наследственный капитал. Труднее быть коллекционером бедным (или не богатым), и к тому же приобретать то, над чем другие смеются как над художественным хламом. Мне интересны именно такие типы, благодаря своей настойчивости и веры в личный художественный вкус, собравшие удивительные коллекции живописи и антиквариата.
Кто помнил бы сегодня рядового ученика кондитера, родившегося в Франции в середине XIX века, даже зная, что он потом стал управляющим парижской кондитерской на бульваре Вольтера, 95? Никто, если бы Гиацинт-Эжен Менье (он же – Эжен Мюрер) художник-самоучка и начинающий писатель не стал коллекционировать картины импрессионистов и приглашать на «ужины по вторникам» начинающих и уже известных художников, литераторов и коллекционеров. Особо подчеркну – начал коллекционировать, когда работы импрессионистов, еще никто не ценил и не покупал.
Канул бы в Лету мелкий таможенный чиновник с мизерным жалованьем и заплатанной одеждой, если бы не начал в молодости коллекционировать предметы XVIII века, а потом и работы импрессионистов. Потом Судьба послала ему неплохое наследство, и он развернулся, но надо помнить всегда – начинал собирать свою коллекцию Виктор Шоке бедняком. Во Франции XIX века именно он один из первых покупками поддержал молодых и бедных художников- импрессионистов, а также формировал моду на антиквариат XVIII века.
Наверное, навсегда остался в бы музыкальной  истории западно-европейской культуры Жан-Батист Фор, французский певец-баритон, композитор и автор книг об искусстве пения: «Голос и пение», (1886) и «Молодым певцам» (1898) только как музыкант и педагог. Но он сумел оставить еще одни важный след – как владелец художественных произведений Э. Мане  и других импрессионистов. Только работ Э. Мане в коллекции Ж-Б. Фора было 67 полотен! И он тоже покупал импрессионистов, когда публика относилась к ним либо равнодушно, либо с откровенной насмешкой.
Что лежало в основе художественных устремлений этих коллекционеров? Как сумели он разглядеть ценность в новизне зарождающегося течения? И как бы сложилась судьба многих художников и картин, если бы не эти отважные ценители? 
Возможно, до конца мы не сможем понять этого, но сама попытка понимания и толкования представляет интерес.


Рецензии