Эпилог

    С тех самых пор, когда произошли эти Евангельские события человечество не знало человека более позорного, низкого и подлого, чем Иуда Искариот. Эту историю о том, как один из ближайших учеников Иисуса Христа за тридцать сребреников предал своего Божественного Учителя, знают сегодня все, даже люди, ни разу в жизни, не читавшие Библию.
   Дело в том, что Иуда был по своей натуре - вор. Вот что Библия говорит о воровстве Иуды: “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Ин 12:3-6). В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще категоричнее, там слово «носил», употребляется в значении «воровал, что туда опускали».
     Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы, но так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными никому, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность и соблазнила сребролюбивого Иуду. Как говорится в литургическом предании Церкви в одной из стихир утреннего Богослужения: - «Иуда, раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися: последоваше бо Учителю, и на него поучашеся преданию, глаголеша в себе: – предам Того, и приобрящу собранная имения (богатства)…»
    То, что Иуда украл денег гораздо больше тридцати сребреников, можно не сомневаться. Понятно также, что воспользоваться украденным богатством Иуда мог лишь при одном условии: если апостольская община прекратит свое существование. После ареста Христа даже самые верные и преданные Ему ученики в страхе разбежались. И вот тут возникает ряд несообразностей. Вместо того, чтобы забрать собранное сокровище, присовокупив к нему плату за предательство, и зажить, наконец, в свое удовольствие, Иуда вдруг кончает жизнь самоубийством. Объяснить это можно одним, только тем, как это говорится, дороже денег для вора и сребролюбца могут быть только …  очень большие деньги.
     Ученики признали в Христе – Мессию. Как и все иудеи, они видели в Мессии земного правителя, который, придя к власти, сделает Израиль самой сильной и самой богатой страной на земле, а евреев сделает учителями всего человечества. Мессия-царь должен был, по их представлениям, подчинить себе все народы мира. Себя ученики Христа видели ближайшими помощниками, министрами и соправителями и даже иногда спорили о том, кто из них будет главнее в новом правительстве. Иуда, конечно, тоже не был исключением. Если Христос станет царем, то он, Иуда станет царским казначеем, министром финансов, то есть самым влиятельным человеком в Израиле после Мессии. В своих мечтах он уже представлял, как распоряжается казной самого богатого государства за всю историю человечества. Сребролюбие и воровство дотла выжгли его душу. Даже Мессию-царя он собирался использовать как средство для удовлетворения своей страсти к богатству. Но вдруг оказалось, что Христос не ставит перед собой цель царствовать и израильская казна, при таком раскладе, становилась для Иуды недосягаемой. И решение, как исправить ситуацию, подсказал ему тот, кого Христос называл - «человекоубийцей от начала» - сатана. Правда, Иуда не знал тогда, что этот подсказчик в конце концов загонит в петлю и его самого. “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк 22:3-4).
    Самой большой страстью Иуды была любовь к богатству - сребролюбие. А заветным желанием должность министра финансов в царстве Мессии, где он смог бы воровать такие суммы, которые самым удачливым ворам мира даже не снились. И эта заветная цель была уже совсем близко. Подстрекаемый сатаной, он решил предать Иисуса Христа, для того чтобы спровоцировать открытое столкновение первосвященников с Мессией. Победа Иисуса в этом конфликте не вызывала у него ни капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как он воскрешал мертвых, как Ему повиновалась буря, как даже злые духи беспрекословно подчинялись Ему. Так кто же сможет победить, тем более убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже все несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!
     Ослепленный жаждой богатства и нашептыванием сатаны, Иуда предает Христа. Хотел ли Иуда смерти Христа? Нет, не хотел, потому что это было ему невыгодно. Любил ли Иуда Христа? Нет, не любил, Иисус был для него всего лишь средством для того, чтобы сказочно разбогатеть.
   Когда Иуда узнал о смертном приговоре, вынесенном Христу, он понял, что все его планы рухнули. Он стал виновником смерти величайшего праведника, он потерял право именоваться учеником Мессии. Но самой страшной потерей было то несбывшееся богатство, которое Иуда уже считал своим. В мечтах он уже распределял финансовые потоки, идущие в казну Мессии со всех концов света. Всё кончилось для Иуды, всё, ради чего он жил, воровал и предавал, всё оказалось призраком и ложью, глумливой насмешкой сатаны. И когда мы где-нибудь читаем, что Иуда раскаялся, не нужно обманываться благородным звучанием этих слов. Предатель оплакивал не безвинного Мессию, отданного им на смерть и поругание. Он оплакивал свою несостоявшуюся должность казначея Мессии, которую, как ему казалось, он сам у себя отнял, предав Христа на смерть. Эту потерю он пережить не смог. А на подлинное покаяние он был неспособен.
    Закончить печальный рассказ о предательстве Иуды хочется словами святого Иоанна Златоуста: - «Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился.”
   Каждому человеку неплохо было бы тоже задаться этим вопросом: - «А я никогда не предавал Христа своими грехами?».
   Иуда повесился на осине, закономерный итог вора и предателя. Пархом – нынешняя реинкарнация Иуды. Он, как и Иуда всю жизнь воровал и предавал. Если проследить всю цепочку предков и потомков от Иуды до Пархома, все они не доживали до своей старости, ведь конец всех воров и предателей обозначен задолго до их рождения и для всех них  одинаков – осина, намыленная веревка или иной более гуманный способ.   «Аминь!»


Рецензии