Пусть остановится война!

    Заметки о спектакле "А было на войне три цвета" Выборгского народного театра
   

      К большому сожалению, мне не удалось увидеть спектакль-посвящение 75-летию Великой Победы вживую.Его показ планировался на фестивальной сцене в Гатчине,но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь. Премьера состоялась 6 ноября 2020 года в Выборге, куда мне из-за карантина невозможно было выбраться.
     Но благодаря дружбе с артистами и их руководителем молодым режиссёром-постановщиком Александром Костёнковым, я и на "отдалёнке" была включена в творческий процесс. Читала присланную мне инсценировку, которую Александр  сделал по произведениям писателя-фронтовика Виктора Астафьева. По  видеофрагментам с репетиций наблюдала как вместе с текстом  рождаются сценические характеры героев, как в действии обживаются декорации и ведутся поиски пластического образа спектакля.
     Потом Саша  прислал мне полную видеоверсию постановки и я пересматривала эту запись несколько раз с ручкой и блокнотом.Мои записи частенько расплывались 
от слёз сопереживания артистам и их сценическим  героям. Они поразили меня до глубины души!
    А теперь всё по порядку.
    Приведу главные строки,которые звучат в начале спектакля, как маленькое стихотворение в прозе. Их читает раненым главная героиня молоденькая медсестра Даша ( Алёна Пономарёва):
 "Вокруг белым-бело-так чисто,пусто так. Зима? Нет, не зима! Светло,а снега нет.Ах,этот белый цвет,ах эта чистота...
 Зачем палаты красят в белый цвет ? Припомнилось опять: от крови  красный наст и пламя ран, и горя  чернота. О, госпитальный цвет!Разительный контраст жестоким фронтовым двум  траурным цветам! Других на свете нет.
 Поклясться был готов победы красный цвет, вей знаменем, гори. Мальчишкой верил я, что в спектре семь цветов. А было на войне  три цвета. Только три!"
   В этих строках - приговор войне,пожирающей жизнь. А на сцене- будто иллюстрация  из световой партитуры, грохота  бомбёжки , свиста пуль.  И звука метронома,как стук сердец, монотонно отсчитывающего каждое мгновенье жизни раненых бойцов в госпитальной палате. Белые спинки кроватей да пара табуреток ( сценография Александра Костёнкова)  и белые исподние одежды  шестерых героев.
    Бравый вояка,офицер -штрафник Шестопалов ( Виктор Уразов) и в снах рвётся в бой,сокрушаясь,что не уберёг своих бойцов и угробил  целое отделение. Один из его сослуживцев- разведчиков  Афанасий Сидоров ( Дмитрий Кутин) тут же в палате,измотанный невыносимой болью от тяжёлого ранения.
  Рядом на соседних койках жизнелюб и балагур старшина Рюрик ( Вадим Аверьянов), восточный человек,готовый со всеми дружить  и всех женщин перецеловать ( Гамаль Саидназаров), недовольный  лечением  ворчливый хохол Козаренко ( Сергей Дроздов) и трижды раненый самый молодой в палате Сашка Лебедев ( Артём Павлов).
  С каждым из них рядом вьётся и кружит смерть. Не страшная старуха с острой косой за плечами, а в обличьи  юной девушки в чёрном ( дебют на театральной сцене Валерии Кац), ищущей добычу в погребальном танце ( хореография Игоря Петрова).
    Первым роковая танцовщица забирает  Афанасия Сидорова. Он сам молит её об этом,оставляя за собой последнее право умереть достойно. А перед уходом в мир иной Афоне чудится встреча с родными. Как в мечтах  являются проститься с ненаглядным кормильцем жена-ягодка Матрёна с малыми детишками.
  На эту сцену невозможно  смотреть без спазмов в горле. В крошечной роли актриса Елена Васильева  проникновенно показала трудную  судьбу простой сельской бабы,оставшейся без мужа-фронтовика.  И как  одной вырастить  этих жмущихся  к ней сынов Ваню ( Андрей  Штыков) с Афоней-младшим (Лёша Пантелеев) и дочку Катю ( София Монголова), ещё не видевшую отца? Безмолвные роли юных артистов в старых, не по росту пальтишках и накинутых поверх шалёнках,
щемяще  точно вписались в "ткань" спектакля.
   В руках детей веточки берёзы с зелёными листьями. Афоня дивится этому знаку праздника Троицы, а Матрёна поясняет, что ныне только  ранняя весна. Ребята наломали веток  да поставили в крынку с водой,вот и проклюнулись почки.
    Дмитрий Кутин  проживает роль Афони  очень достоверно. Перед нами большой  и не старый ещё богатырь- бородач, мечтавший вырастить  десяток детишек,чтоб род  пахарей Сидоровых  шеренгой прошёл по всей земле. Но пуля, которая в него угодила,скосила и нерождённых детей.
    С какой любовью и тоской вспоминает Афоня  родные места-деревушку на Алтае под названием Чистый Исток,пашню, луга. Но  не дожить ему до Троицы. Смерть уже кладёт  на его плечо свою руку и с ветками берёзы,отобранными у  детей, уводит в небытиё. Удивительная режиссёрская трактовка!
   Мне очень по душе пришлись образы Шестопалова-Виктор Уразов и старшей медсестры Кати- Екатерина Лазева. Было интересно наблюдать историю их взаимоотношений с разнообразной гаммой чувств.
  Строгая  и до невозможности правильная Катя,следящая за порядком в палате и ходом лечения больных, останавливается рядом с Шестопаловым, будто чувствуя его притяжение.Как начальственно отчитывает она- молодая девушка  взрослого мужика-лейтенанта за его разлагающее влияние на молодых.
  Шестопалов и вправду всегда готов выпить за победу и сотоварищам -воякам горемычным налить спирту из больничной грелки,чтобы подбодрить их. А за выпивкой не гоняет молодых на базар,    а сам  сигает в окно, чтоб не застукал медперсонал. А как оценивающе по- мужски присматривается к Кате Шестопалов,поглаживая  свои щегольские усики. Даже пытается  подкатиться к ней с привычными шуточками  и просьбой не попадаться ему в укромном углу,иначе опять загремит в штрафную роту. И тут же Шестопалов- Уразов,вроде не меняя интонаций в голосе, говорит, что от улыбки Кати свет идёт.
  Активистка( то комсорг,то профорг) Катя-Лазева  тронута этим признанием,ведь ещё со школы к ней -не уродке  и не мегере никто из мужчин никогда не приставал. Так и осталась нецелованной. Смущенно вглядывается она в лицо Шестопалова-простого  псковского мужика-скобаря, открывающего ей душу, и сама тянется к нему с нежной доверчивостью.
  Знает, что погибла под бомбёжкой вся  его семья и там,где был дом, теперь растёт  картошка да репей. И хочется теперь  Шестопалову тишины и покоя рядом  с чистой, целомудренной Катей: у её дома он мечтает после победы посидеть на лавочке и смиренно ждать,пока она не позовёт. А Катя-Лазева,будто освещённая этим  чувством , надевает на шею своего защитника на верёвочке из бинта ключ от дома и считай от её сердца. Обещает ждать его  с фронта и молиться, чтоб выжил.
    Считаю большой творческой удачей роли  Вадима Аверьянова ( Рюрик) и Гамаля Саидназарова ( Восточный Человек). Сколько житейских и колоритных красок добавили они для своих героев: смотришь  на них и прямо-таки представляешь рядом с собой. Оба просто заражают  жизнелюбием, умением посмеяться над собой и товарищами по ранению, вселить в них дух надежды.
    На старшину  с древнерусским именем Рюрик - Вадима Аверьянова я не уставала любоваться. Его герой такой красивый, по- мужски крепкий, громкоголосый  с особым простецким выговором. Вот Рюрик  поутру  требует, чтобы докладали однопалатники кому что снилось И тут же с  со смехом и шутками комментирует сон Козаренко о голой чужой бабе. А с каким пренебрежением рассказывает он о своей "болести не первого сорту"-пупочной грыже. То ли дело у лейтенанта - язва аж  12-ти перстной кишки! "У меня и кишки-то  такой небось нету!"- иронично заключает Рюрик,а Шестопалов  от смеха боится, что швы у него   разойдутся.
   По- отцовски относится  старшина к новенькому в палате  Сашке, перенесшему тяжёлую операцию.Старается подбодрить паренька, просит  не молчать и не бедовать в одиночку, утверждая, что жизнь непоборима. Делится с ним куревом и по ходу рассказывает, как цыгаркой в другом госпитале отчаявшегося раненого-без рук без ног моряка к жизни  повернул. Прикурил да в зубы ему сунул, а тот со слезами и потянул в себя дым. Потом есть попросил  и Рюрик его с ложки кормил, а после лечения и домой проводил. У самого рассказчика блестят в этот момент слёзы в глазах, а Сашка (А. Павлов), слушая,доверчиво поднимает с подушки голову. 
      Именно Рюрик первым замечает зарождающиеся чувства Сашки и медсестры Даши, уверяя, что любовь он видит  сквозь землю на три метра.
    После выписки из госпиталя поедет старшина домой в родной Саратов, а потом-само собой - довоёвывать. Сашку зовёт после победы  к себе на жительство, ведь саратовцы все сплошь гармонисты и футболисты.
    По-доброму опекает Рюрик и другого молодого бойца-узбека. Очень хорош получился этот дуэт в исполнении Вадима Аверьянова и Гамаля Саидназарова!
   Я нашла в интернете толкование имени Гамаль-это человек с идеалистическими
наклонностями, привязчивый и влюбчивый.Он стремится к эталону,а останавливается только когда заканчивается "горючее"- собственные ресурсы.Получается, точный режиссёрский выбор позволил актёру Гамалю Саидназарову  " подкрепить"   роль личными характерными качествами.
 Он создал образ  неунывающего,жизнелюбивого,весёлого парня, заряжённого солнечной энергией  родного Узбекистана. Восточный Человек ( у него даже имени нет в спектакле) уверен,что выживет в горниле страшной войны. Хотя по его рассказам во Львове раненому твердили " па-амрёшь,памрёшь...В Виннице-кранты! В санпоезде: каша ему не давай,каша даром пропадёт! Как так?! Несогласный!"
  Для него все люди -братья, все женщины прекрасны-даже в палате в белом халате. И так понятна его дружба со старшим по званию и по возрасту весельчаком Рюриком.
 Вместе они с шутками- прибаутками да приплясами кому хочешь вкус к жизни вернут. Оба и выпить спирта втихаря не прочь, и в карты перекинуться.А когда  учуяла запах спиртного строгая старшая медсестра Катерина, то азиат лукавый тут же сочиняет песню про больных и исполняет её на русском и узбекском,летая по палате в  изящном восточном танце.
   Детдомовца Сашку он  стремится переманить от саратовца Рюрика  к себе в Узбекистан, чтоб показать настоящее восточное гостеприимство с пловом,виноградом, вином. Так хочется верить в эти встречи!
   Пока же лечат раненых бедолаг порошками да клизмами.  На что военный шофёр-очкарик Козаренко ( Сергей Дроздов), ковыляющий на костылях с загипсованной ногой, грозит жаловаться в наркомат обороны."Вот який я тяжёлый-процедур  нэ богато, одна клизма, лекарств тэж  нэ богато, с госпиталя не запускают, вахтёров понаставили".
   Сергей Дроздов  вроде бы  незаметными мазками лепит образ недалёкого  хитроватого шофёра, который и на войне  в" бригаде- ух, работаем до двух" по меткому замечанию Рюрика.
     Создаётся впечатление, что  Козаренко навсегда поселился в этой госпитальной палате и даже не планирует вернуться на фронт под пули.Он не пьёт и не курит, в карты не играет,но всё видит, всё слышит да на ус мотает.
   И только в финальной сцене,провожая на фронт Сашку и оставаясь один в палате, Козаренко говорит: "Жалко мне тебя..." Тут и обречённость какая-то, и думы о себе, о войне,о жизни.
   К недовольству Козаренко уже все привыкли, а главный врач госпиталя Агния Власьевна даже велит дать ему перо и бумагу  для  жалоб во все инстанции.
   Роль военного главврача- бесспорная удача актрисы Марины Раковой. Она создала 
удивительно человечный образ  женщины,  сердце которой болит за каждого покалеченного войной.  Агния Власьевна - с виду суровая, властная хозяйка госпиталя с командирским голосом. Но в её обращении с ранеными чувствуется материнское начало: то произнесёт ласковое слово голубчик, то отвесит  добродушный шлепок по спине,то строго пожурит  за нарушение больничного режима. И медперсонал госпиталя считает Агния Власьевна своими детьми, особенно переживая  за молодых  девчонок.
    Как грозно движется главврач- Марина Ракова  на обходе к негоднику и архаровцу Сашке Лебедеву,поносившего на операции жутким матом всю советскую медицину. Здоровяк-сибиряк (Павлов)  готов от стыда калачиком свернуться и голову в одеяло спрятать.Но куда там? Попало ему и за курево,хоть и зобнул всего разок, и за язык его ругательный.
    И совсем другую Агнию Власьевну- Ракову мы видим с Сашкой после его выписки. Она смущённо просит прощения у парнишки,рвущегося на передовую,за откровенный разговор. И не может не спросить, серьёзны ли его отношения с Дашей? У девочки всё из рук валится...
   И от Сашки -Павлова она слышит слова не мальчика, а повзрослевшего парня, сражённого внезапностью первой любви. Он определяет это чувство, как свет после ночи, который сам собой пришёл, и наступил день. И надо ему за всё в жизни нести ответственность,даже за то,чему названия нету. Агния Власьевна обнимает на прощанье Сашку, скрывая жалость и тревогу, ведь  вряд ли он уцелеет на страшной войне. Пронзительная сцена!
   Удивительно тонко и проникновенно показали историю любви своих героев молодые актёры Артём Павлов (Сашка) и Алёна Пономарёва ( медсестра Даша). Им самим  не понятно, как в  больничной атмосфере- среди стонов,крови и ран смогло вырасти такое светлое чувство.
   Малорослая  Даша с трогательными косичками, перекинутыми на грудь,девушка городская,начитанная. Студентка мединститута всё время- на бесконечных без смены дежурствах- с книжками. Наверное, она привыкла к мужскому вниманию и ухаживанию раненых. А вот увидела распластанного на операционном столе Сашку, обалдевшего от наркоза и разорвавшего  на себе рубаху, и  пожалела  его всем сердцем.
   Даже представила своим младенцем беспомощным и захотела, чтоб он выжил.  В первом же разговоре, перебинтовывая Сашкину голову, Даша доверительно рассказывает о себе и хочет узнать о нём побольше.
    Колючий и грубоватый Сашка в исполнении Артёма Павлова ничего не успел в свои 19 лет. Из детдома да на войну: окопы,госпиталь,окопы. Ему и вспомнить нечего,кроме деда-матерщинника, загибавшего в 33 колена так, что вороны с неба сыпались. А Даша ему о стихах, проникающих в душу.
   Как приятен Сашке этот интерес девушки! Доверительно с детской непосредственностью рассказывает он Даше о детдомовской корове Милке,которая жалела их - мальчишек,обделённых семейной любовью.  На своих рогах   таскала  рюкзаки,провожая в школу, и под окнами стояла,переживая за неуспевающих учеников.  И как пацаны решили попугать выдру заведующую: обули Милку в валенки,повязали платочком и в кровать положили, а кровать и обрушилась под её тяжестью.
    Сашка-Павлов боится поверить в невесть откуда взявшуюся нежность к Даше.Кто он и кто она? Не пара,ясное дело. Не умеет ухаживать парень и целоваться не умеет,а уж развлекать  песнями и стихами ,тем более. И злится на себя , и стремится не ударить в грязь лицом.
    Но оба  поняли, что сердца их  уже загорелись чувством,как загорелся от коптилки халат Даши,уснувшей от усталости. Она кричит от ужаса, а Сашка сбивает огонь и в сердцах называет её паленой,которую замуж никто теперь не возьмёт. Сам же накидывает  перепуганной девушке халат на плечи и притягивает  в объятии к себе. А в ответ получает пощёчину за нахальство.
    Сашка старается побыть с Дашей лишнюю минутку,помочь ей   чем-нибудь, хоть бинты свёртывать. И эта сцена в спектакле по воле режиссёра пластически выражает их сближение. Две длинные полосы бинтов, как нити судьбы,связанные посередине узлом: их с разных концов скатывают герои и притягиваются к друг другу. И первый поцелуй и обещание помнить эти волнующие минуты.
   Невозможно смотреть без слёз на сцену прощания героев: Даша -Пономарёва умоляет Сашку - Павлова  побыть с ней ещё хотя бы час,хотя бы день,хотя бы минутку. Даже представить боится, что же с ней будет,если любимый погибнет. А Сашка в ответ: " Откуда я знаю? Меня ещё ни разу до смерти не убивали". Хочет показаться бывалым,закуривая и выпивая спирту из медицинской мензурки.
    Но Даше чудится смерть-хищница ( Валерия Кац),обольщающая  Сашку в роковом танце. "Нет!"-кричит губительнице Даша и пытается удержать парня , стремящегося на передовую. Сашка чувствует себя виноватым,сам не зная за что,и просит у Даши прощения.
  "Пусть остановится война!"-кричит в финале со слезами Даша. А вслед за ней повторяют эту мольбу все женщины -Катя, Агния Власьевна, Матрёна с детишками.
   И я вместе с героями-участниками этого пронзительного спектакля хочу попросить Господа, чтобы не допустил нас-сегодняшних повторить ужасы войны.

   Вера Дейниченко.
Гатчина,январь 2021 года.
 
    


 

 



    


Рецензии
Лидия Ермакова -моя подруга из г. Суворова Тульской области тоже посмотрела видеоверсию спектакля. Вот её отзыв:
" Я получила массу впечатлений от просмотра спектакля "А было на войне три цвета"Выборгского народного театра. Браво режиссёру-постановщику Александру Костёнкову! В очередной раз порадовалась за его творческую работу и его, несомненно, огромный талант и дар.
Вспоминая свои годы учительства, хочу сказать, что я и сама с благоговением относилась и отношусь сейчас к творчеству Виктора Петровича Астафьева, и мои ученики с трепетом, по-настоящему воспринимали произведения этого писателя, писателя-фронтовика.Ведь именно ему присуще умение раскрыть военную тему так достоверно, и главное очарование почти всех произведений В.П.Астафьева - это житейская мудрость, жизненная правда. Автор даёт нам, читателям, повод для философского размышления о нравственности. Сам воевал, сам пережил войну, сиротское детство, но сохранил самое главное - богатство души: переживания, память, чувства, желания, мечты, стремления, душевные качества - доброту, искренность, милосердие, бескорыстие, доброжелательность. Именно такими качествами наделены и главные герои спектакля.
Спектакль "А было на войне три цвета" по произведениям В.П.Астафьева, посвящённый 75-летию Великой Победы, мне очень понравился и тронул до глубины души. Частенько наворачивались слёзы. Я искренне порадовалась за руководителя театра молодого режиссёра-постановщика Александра Костёнкова за его желание посредством сцены рассказать о войне, о людях на войне.
На сцене нет каких-то огромных декораций, всё очень просто: лишь железные белые спинки кроватей, табуретки.
Палата военного госпиталя. Раненые бойцы.Их немного, но в каждом какая сила! Мне по душе игра всех актёров! Очень потрясла сцена ухода в мир иной Афанасия Сидорова, которому перед смертью чудится его встреча с женой Матрёной и тремя детишками: с сыновьями Ваней и Афоней и дочкой Катей. Ребятишки держат в руках веточки берёзы с распустившимися листиками. Кажется, что эти молодые листочки, быть может, символизируют жизнь. И так не хочется верить в смерть Афанасия.
На мой взгляд, удачен дебют на сцене Валерии Кац, сыгравшей в спектакле роль смерти.
"Пусть остановится война!" - эти слова звучат в финале спектакля как мольба. И вспоминаются слова писателя В.П.Астафьева:" Память войны. Счастлив тот, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать её никогда, не ведать, не носить раскалённые угли в сердце, сжигающие его".
Вера Владимировна, большое спасибо Вам за Ваши заметки "Пусть остановится война!" о спектакле "А было на войне три цвета". Трогательно, искренне, глубоко и высоко профессионально!

Вера Дейниченко   20.01.2021 10:43     Заявить о нарушении
вот моя рецензия на спектакль http://proza.ru/2021/01/09/881

Вера Дейниченко   30.04.2021 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.