Мини-пьеса. Нищий и бриллиант

Время и место действия:

Время мрачного европейского средневековья - ум спит, благородные чувства в забвении. Пустынный ночной берег у реки. На другом берегу - корявое дерево частично закрывает полную луну. У неяркого костра сидит нищий, рядом – лохматый пёс. С одной стороны сцены  – каменная стена спящего, тёмного города. С другой стороны – высокая груда камней и мусорные кучи.

Действующие лица:

Нищий – мужчина неопределенного возраста в лохмотьях, обросший, грязный, с темным, болезненным лицом

Пес Сократ.

Вражеский лазутчик – согбенная, худая, юркая личность в темном длинном плаще с капюшоном, прикрывающем глубокой тенью лицо.

Акт первый

Нищий роется в своей котомке, что-то выкладывая оттуда и складывая обратно. Явно не может найти желаемое. Недовольно качает лохматой головой и кряхтит. Бросает сумку в сторону и садится неподвижно,  молча глядя на огонь. Слева, со стороны камней, раздается какой-то звук, шуршание.

Нищий берет камень и бросает в сторону шороха: - Кыш, крысы, разбегались. Нет тут ничего для вас, разве что я ! – засмеялся сдавленным смехом. – Слышишь, Сократ, вышли  уже на охоту. Но я еще с вами поборюсь… - закашлялся мокротным кашлем.

Пес поднял голову, посмотрел по сторонам и грозно зарычал.

От камней отделилась темная фигура, крадучись, вошла в круг света от луча кривой луны.

Нищий вздрогнул и прищурился – Ты кто? Иди, иди, не богодельня тут, моя территория. Вот пса –то натравлю!

Лазутчик, чуть склонившись, масляным голосом: - Да я не из твоих. Не кипятись. Я так, мимоходом. Да и свои припасы имеются.

Нищий -   Что-то ты мне не нравишься, хоть и не из моей братии и со своими припасами. Что-то подленькое - вот нутром чую. Да уж ладно, садись к огню, сегодня я добрый, получил куш большой… Да вот только найти не могу. Куда оно запропастилось? Эхх… Ты садись, садись, имени не спрашиваю, да и мое тебе ни к чему.

Лазутчик садится с другой стороны чуть горящего костра, спиной к свету луны, достает из-под плаща сумку, из нее кусок завернутой в бумагу какой-то снеди и флягу с булькающей жидкостью – Угощайся.

Нищий косится на угощение, сглатывает слюну. Пес подымается, нюхает воздух, машет хвостом.

Нищий – Ты вот что, мил человек. Я давно живу здесь, в трущобах, и знаю, что хорошие люди здесь не водяться и по ночам мимоходные вояжи не устраивают. – Нищий опять закашлялся и недовольно отодвинул руку с флягой. – Говори, чего надобно-то. Сострадание и молосердие не живут здесь, за чертой, на свалках.

Лазутчик спрятал флягу и кивнул головой – Вижу, ты человек дела. Что ж, буду откровенен. Твоя услуга – моя плата. Вот – и показал нищему монету, которая призывно блеснула медным ребром в свете кривой луны.

Нищий с сарказмом – И за какие такие услуги сегодня так щедро платят? Своровать корону самого герцога? Ха, ха – целый медяк!!!!Так я не по этой части – я по мелочевке промышляю. Когда-то да, славился по этому делу. А тепер – виш, здоровье уже не то – и снова закашлялся, презрительно отвернулся.

Лазутчик – Да дело-то пустяковое – помолчал. – Может, такая монета впору подойдет? – он сделал жест фокусника и из тьмы широких рукавов плаща достал монетку с серебрянным отблеском. Бросил ее о камень – раздался хрустальный чистый звук.

Пес поднял морду, зарычал.

Нищий – Тихо, Сократ, тихо. Не про нашу честь такое добро. Хотя, второй раз за день… - и покачал головой. Поднял монетку с земли, подержал в руке, пальцем другой руки алчно провел по монетке – Так что ты говоришь, надо сделать? Услуга-то какая? – и посмотрел уже прямо на фигуру в темном плаще

Лазутчик, довольно потерев руками -  Разумно, разумно… Видно, ты человек дела и слова, понимаешь толк в истинных ценностях…

Нищий – Ты не ерничай, а то вот клюкой перешибу, все что там за пазухой прячешь, отберу и без всяких услуг…

Лазутчик, чуть отстранившись – Понял, понял… Так вот – услуга так, сущая ерундовина. Хотя, ты человек тертый – тебя не проведешь,– он наклонился ближе к нищему. - Ты человек вольный, везде ходишь, все знаешь, все видишь. Моему хозяину нужны сведения, где стоят заставы, какое оружие-пушки, сколько человек служивых внутри города… Ну что, по рукам?

Нищий рассматривал блестящую монетку, крутил в руке. Вдруг, алчный интерес на лице его пропал, он положил монетку на землю, а сам лег, вытянувшись в полный рост у костерка.

Лазутчик заерзал, закряхтел – Ты чего, чего? Это – верное богатство, на месяц поесть-попить хватит. Или жалеешь кого? У тебя ж там, внутри, никого нет, ни друга, ни брата. Тебя сделали нищим, отобрали, что омел от рождения, били палками на площади, выпихнули на свалку, за черту к крысам, ты им не нужен, ты –  враг им, ничто и никто, лишний на этой земле…

Нищий поднялся на локоть, закашлялся, сел, похлопал ласково  по загривку пса – Слышь, Сократ, чего говорит он? Лишний…Дурак-человек. Может, меня и сделали нищим, может и бьют и чехвостят со всех сторон, но есть и те, кто доброй рукой накормит и раны смажет, залечит. Может, я тут, а они там, и охраняет меня только Сократ – и тот безумный. Но это мои враги, свои, мой город, моя свалка, мое место и побоев злых рук, и наград благих. Пошел вон! Сократ, гони его.

Пес медленно поднялся, гость вскочил на ноги и начал пятиться. Пес залаял, издали ему ответил хор собачьих голосов, лазутчик прыгнул за камни, пес прыгнул за ним.

Нищий поднялся, глядя за камни и крикнул: - Гони его, Сократ, гони, к реке, в воду! Ишь,  и лодка там у него. Вот ведь пакость какая, не ошибся-таки.

Он поднял серебрянную монет и бродил ему вслед. Вернулся пес.

Со стены послышался недовольный голос стражника: - Чего раскричалась, шваль. Вот утром получите все…

Нищий поднял вверх голову: - Все, все, чужая собака забрела, дружище..

Голос стражника: - Нашел тоже друга…Ха-ха – и со стены вниз полетела палка, вторая.


Все стихло. Луна полностью вышла из тени сухого дерева и осветила полным ликом сцену.

Нищий поднял палку, сломал на части и бродил в костерок – пламя резко вспыхнуло, заплясало, осветив всю сцену.

Нищий, хмыкнув – Вишь, Сократ, и тут благо…, и погреемся заодно, и порадуемся огоньку яркому, чистому…

Пес довольно махнул хвостом и лизнул нищего по лицу.

Нищий потрепал пса по загривку – Ишь, все-то ты понимаешь, даже лучше человека иного…

Нищий  снова взял свою суму, вывернул наизнанку  и – из нее выпал на землю прекрасный бриллиант. Он поднял его, рассматривая: - Смотри, Сократ, а я искал! Женщина одна, богатая, но видно, что в беде, в бегах, запамятовал ее имя, дала, сказала, чтобы сберег, мол, потом найдет нас… И как найдет? Разве я чем-то выделяюсь среди других оборванцев? Ну, ничего, сохраню… Давай, поспим, друг, а то утром много дел у нас с тобой. Важные мы, брат, хе-хе – хрипло, в кулак, рассмеялся.

Смешок вдруг оборвался, нищий прокашлялся, опять хихикнул, опять кашлянул. Пес удивленно поднял голову и недовольно зарычал. Нищий вдруг расхохотался – чистым, мелодичным смехом – Сократ, а жизнь-то хороша! Дружок мой лохматый, а ведь что-то хорошее обязательно завтра произойдет для нас – вот новость! А может, работа подвернется, а! Что нищенствовать? Вот что-то загорелось в груди… Что это, Сократ, что? Откуда эта радость, надежда? Верю, Сократ, верю!!!! Давай жить, друг, давай встречать рассвет нового дня! Эх, спеть бы сейчас!

Нищий поднялся на ноги, расправил плечи – Нет, не усну, друг! Пойду к реке, а ты стереги костер да припасы….

А утром они, нищий, бодрый и целеустремленный, и пес Сократ, вошли в город через главные  врата. Из сумы следом сыпались мелкие, как огоньки-пылинки,  алмазы, оставаясь искристой, веселой росой на траве. И никто из проснувшихся жителей города не знал, благодаря кому, чьей смелой душе, их город-корабль этой ночью смог обойти опасный риф. Чья рука незримо, но крепко держала штурвал и повернула его в нужную сторону, чья сума бережно хранила бриллиант по имени Чистота и Достоинство Человека. Новый день для всех наступил  безповоротно…

Занавес.

Конец.

2019-2021г.г.


Рецензии