13. Старт работы штаба

Красный штурм Белого дома 1996. Роман.
(на фото Ржевский Е.С. - референт Маслюкова.)

Работа штаба по подготовке Платформы и Программы периодически обсуждалась во фракции КПРФ с личным участием Зюганова.
 
Тайные планы КПРФ на пути к власти я, конечно же, знать не мог. Но на пресс-конференции Зюганова мне вдруг со всей очевидностью стали ясны манёвры Маслюкова. В случае победы левых на президентских выборах он мог стать Премьер-министром.

На эту тему у меня с Маслюковым никогда не было разговоров. Но глядя на его решительные действия и лёгкую властность в отношениях с коллегами, я догадывался, что он действительно надеется стать лидером Правительства. Этим объяснялся масштаб задач, которые он ставил мне и коллегам, содержание и форма документов, которые мы готовили. Это были программы и стратегии. А них на первое место ставились практические задачи государственного управления экономикой, а не проблемы законодательства Оно должно было стать следствием, а не первопричиной, как у демократов.

А ситуация в стране была печальна. Экономический спад продолжался и ускорялся. В прессе шло активное обсуждение возможностей стабилизировать экономику.
Маслюкова ежедневно посещали “красные” директора с печальными новостями. Многие из них вполне обоснованно считали, что требуются немедленные политические изменения. Но российская власть, повязанная условиями кредитования со стороны МВФ, освоив догматическую “демократическую” риторику, была способна лишь на лёгкую косметику ущербного политического и экономического курса.

В прессе безбоязненно обсуждались кардинальные политические идеи - создание Теневого кабинета и Государственного Совета, ограничение функции Президента. Но эти идеи не нашли официального отклика у КПРФ. Её теневой кабинет министров уже существовал - тайно. Ему не нужны были конкуренты. Это был штаб Маслюкова. Но это не афишировалось.

Лидеры КПРФ верили в своё политическое преимущество и, скорее всего, решили пока не обременять себя новыми обязательствами перед обществом. Жизнь показала, что это было их роковой ошибкой на пути к власти. 

Во фракции КПРФ штатных  настоящих экономистов было раз-два и обчёлся. Это была Корягина, да и то не в штате. Программы и концепции для КПРФ разрабатывались в комитете Маслюкова при моём участии и в лояльных группах специалистов на стороне, привлечённые депутатами от КПРФ. Таких групп, как сказал Валентин Купцов, было до восьми. Корягина наблюдала издалека, не вмешиваясь.

Расхождения во взглядах между группами экономистов на стороне тормозили дело. Сводом идей занимался Маслюков и я, впрочем - заочно, по документам. В этих целях Маслюков давал экспертам КПРФ, участвующим в подготовке программы для Зюганова, отдельные задания и просил их чётко формулировать свои идеи. Мне же он поручил их свод в единую экономическую платформу КПРФ.
Но не все материалы сторонних экспертов попадали к нам. Многие отбраковывал Валентин Купцов. Он был спокойным, рассудительным и реалистичным.

Уверен, что Маслюков в то время пока не имел предубеждений и особых пристрастий в экономических взглядах. Маслюков пытался во всём разобраться, быть объективным, выслушивал профессионалов разного толка, внимательно читал выступления Чубайса, Явлинского и прочих правых политиков.
Интервью и публикации Маслюкова в этот период были умеренными и общими по содержанию.

Наверное, именно по всем этим причинам, Маслюков в начале января 96-го поручил именно мне, не входящему ни в КПРФ, ни в штат Комитета и не завязанному на группировки, собирать материалы, изучать различные точки зрения и на их основе при ненавязчивом руководстве Маслюкова формулировать экономическую Платформу Зюганова.

В Платформе должны были содержаться оценки ситуации, новые принципы государственного управления экономикой, Программа будущего Правительства, Первоочередные меры, прогнозы и ожидаемые результаты. 

Исходными материалами для работы Маслюков меня обеспечил.  Он регулярно приглашал меня к участию в его встречах с профессионалами. О большинстве из них я до того времени мало что знал.

На встречах с Маслюковым учёные-экономисты без опаски охотно  высказывались, давали ссылки на свои публикации в СМИ и в научных журналах – мол, изучай! И я записывал их идеи, изучал публикации.

Маслюков закрепил за мной функцию свода идей и поиска баланса. Задачи не пугали меня - я был уверен, что справлюсь.  Да и в самом деле - за многие годы работы в физике, в экономике и стратегическом консалтинге я научился делать обзоры, анализировать окружение, в том числе правовое и отраслевое, структурировать проблематику, численно прогнозировать, разрабатывать стратегии решения задач, намечать планы действий.

Я был системным аналитиком. Это было моей настоящей профессией после многих лет служения науке, работы в экономике и бизнесе. Теперь же предстояло применить эту профессию в сфере государственного управления.

Судьба дала мне уникальный шанс. Я стал кочегаром в будке паровоза рядом с машинистами, которые вели Россию в будущее. И я им верил. Я отдавал этому движению все свои интеллектуальные силы и личное время.

Я надеялся, что на президентских выборах Зюганов сделает нужный манёвр для победы -  займёт левоцентристскую позицию и станет неоспоримым лидером для большинства населения, а Маслюков станет премьер-министром.
Мне же была интересна роль референта, то есть наблюдателя и протоколиста.


Рецензии