Служение как ключ
Есть и то, что нам навязывается как понятие удовольствия в процессе раннего воспитания и последующей жизни. И мы вроде все знаем, что нужно радоваться благосклонной улыбке родителей, дорогим подаркам, статусу отличника, отпуску на море, премии на работе, лайкам в соцсетях…
Но крайне интересно здесь то, что метафизической надстройкой ко всему этому выступает более сложное, трудно формулируемое и практически полностью отсутствующее в современной культуре явление – радость от процесса служения. Это не то качество, которое можно навязать, к нему нельзя приучить и на него нельзя надрессировать, ибо в этом случае из всего действа уходит очень важная составляющая: искренность, внутренняя настройка и слушание, чистота порыва души, истинное переживание соединения с чем-то важным и ценным – причем не просто как человека частного, а как единицы огромного макрокосмоса.
Правильным и бережным подходом здесь было бы, если мы однажды обозначили бы и представили ребенку сам феномен – что все мы находимся в сложных отношениях с огромным миром, где мы не самые главные. Ключевые и знаковые, но не главные. И то, что соединяет нас с огромным океаном самых разнообразных энергий, – это служение и та внутренняя радость, которую оно приносит. И всё! Далее малыша-ребенка-подростка надо оставить в покое, чтобы его сердце, сознание и дух подсказали ему, где лежит его истинное служение – такое взаимодействие с пространством, которое питало бы его и вело по жизни. А он в свою очередь был бы способен хранить чистоту связи и изменять мир вокруг себя.
И речь здесь идет не только о позитивных вещах и славных подвигах, ведь служение боли и смерти – это тоже великий процесс. Сила разрушения способна нас по-человечески сильно ранить, но ведь именно так зачастую освобождается место для чего-то нового, и подобные силы также хорошо слышались и уважались в культурах древних цивилизаций.
В этих традициях существовало эмпирическое знание, что мужчину нужно тщательно и методично воспитывать, постепенно взращивая в нем способность одновременно подчиняться и принимать на себя ответственность. Для мужчины служение – это в первую очередь дисциплина и ясность сознания, и все институты сильных культур – от ремесленного искусства до военной и государственной сферы – были направлены именно на это.
Женщина же уже рождалась с настройкой на служение, она слышала его и радовалась этой связи и своей востребованности. Возможно, это связано с тем, что женщина рождалась в изначально «живой», одушевленный для нее мир: она умела посылать импульс и слышать отклик от самых разных вещей, начиная с домашней утвари и заканчивая звездным небом.
Нас приучили сегодня ставить свои интересы выше всего прочего, маскируя этими интересами то, что к самому человеку не имеет никакого отношения. Служить этому не получается, ибо душа и дух не приемлют временного и корыстного. Печально и то, что само понятие служения оказалось девальвировано и максимально сужено до каких-то отдельных областей жизни (учителя, врачи, военные, священники). Искать свое служение сегодня – это фактически идти против ветра и массовых тенденций, защищая свою потребность в высоких переживаниях, свое право на то, чтобы иметь личный камертон истины и внутреннюю чистоту…
aka Ольга Рунна для блога проекта Совершенная (perfect.one)
Свидетельство о публикации №221011000110