Абдул-Муталим Бабаев и Братство горцев Кавказа

Абдул-Муталим Бабаев и «Братство горцев Кавказа в Лионе»

В течение 1920–2010-х годов было несколько волн северокавказской эмиграции в Европу. После 1917 г., когда в Российской империи совершились Февральская, а затем и Октябрьская революции, в стране произошел массовый отъезд населения. Среди тех, кто оказался не готов принять Советскую власть, были и северокавказцы. Им, как и остальным эмигрантам из России, предстояло приспособиться к жизни в изменившихся условиях. Одним из важных инструментов адаптации являлось формирование национально-культурных и социально-общественных сред (сообществ), в рамках которых северокавказцы могли общаться, чувствовать себя относительно комфортно в новой стране. В основе всех программ, уставов этих объединений лежал вопрос о видении будущего Кавказа – либо в составе России, либо независимого – одного государства, нескольких государств или конфедерации государств. Во Франции оказались кавказцы (в т. ч. и северокавказцы) разных политических взглядов.

С одной стороны, вместе с волной военной эмиграции в страну прибыли уроженцы Северного Кавказа, которые до 1917 г. служили в императорских вооруженных силах (в Российской армии и казачьих войсках). Получив образование и воспитание в российских военных учебных заведениях, перейдя в казачье сословие, пожив с остальными казаками бок о бок в российских станицах юга страны, они, как правило, имели монархические взгляды, были преданы последнему русскому императору Николаю II, разделяли пророссийские взгляды на историю включения Кавказа, в т. ч. и Северного, в состав Российской империи. Такие эмигранты (чаще всего – участники Белого движения в России в 1917–1922 гг.) и во Франции сохраняли свои политические воззрения. Главной целью большинства так называемых националистических кавказских объединений было создание независимых от России кавказских государств. Наиболее популярной, или, точнее, наиболее пропагандируемой, была концепция формирования нескольких самостоятельных государств в форме Конфедерации народов Кавказа (Кавказской конфедерации).

Часть северокавказских лидеров была увлечена масонскими идеями и примкнула к русским масонским ложам, которые начали активно действовать во Франции. Русские эмигранты, проживавшие в Париже, стали инициаторами создания ложи для кавказцев. Политические взгляды северокавказских лидеров, которые стремились вступить в русские ложи, имели большое значение: для новых членов проводилась отдельная беседа на эту тему. Как правило, все они имели промонархические взгляды и видели Северный Кавказ в составе будущей Российской империи. Исключение составляла позиция члена III Государственной Думы, лезгинского политического деятеля, уроженца г. Дербент, мусульманин-суннит Ибрагим-Бека Исабековича Гайдарова (1879–1949), который подчеркивал: не следует преуменьшать роль и влияние ислама на народы Северного Кавказа. В беседе с русским масоном П. Половцовым он говорил, что «в мусульманской стране не может быть отделения церкви от государства, ибо ислам руководит и школой, и судом и т. д.», подразумевая под такой страной свой родной Дагестан. Далее он уточнял: «Для дагестанца шариат и адаты – вполне достаточный свод законов, другого ему не понять».

В 1933 г. в Лионе образовалась мощная горская диаспора, которая решила создать общественную организацию — «Братство горцев Кавказа» в Лионе. Его председателем стал лезгин Абдул-Муталим Бабаев.

Братство было создано для организации взаимопомощи, поэтому в первую очередь была образована касса взаимопомощи, для чего каждый член братства должен был сдать 10 франков. Сведения об его создателе и руководителе, эмигранте во Франции, лезгине Абдул-Муталиме Бабаеве крайне скудны. Эти сведения были обнаружены в 2015 году, когда профессор истории Майр Вачагаев передал в Архивное управление в Грозном десятки тысяч документов по истории Кавказа. Эти ранее не известные документы имеют огромную ценность, сообщая подробности о событиях 1917–1921 годов на Кавказе.

Известно, что Абдул-Муталим (Муталиб) Бабаев (Бабай) был этническим дагестанским лезгином (кюринец), рождённый в 1897 году и похороненный на местном старом кладбище Гийотьер в г. Лион в 1972 году. В эмиграции во Франции, Абдул-Муталим Бабаев жил в г. Лион. Был председателем общественной благотворительной организации «Братство горцев Кавказа в Лионе» (1933). Сделал пожертвования в фонд Северокавказского национального комитета (1952). Был женат.  Жена — Мария Бабаева (урождённая Орлова) русская, годы жизни 1894–1970 года. Похоронена на местном старом кладбище Гийотьер г. Лион. В эмиграции во Франции, жила в г. Лион.  У Абдул-Муталима Бабаева и Марии был сын, по имени Сулейман.  Сулейман Абдул-Муталимович Бабаев (1930–1941). Сулейман Бабаев родился в г. Леон в 1930 году. Жил в Лионе с родителями. Умер в 1941 году и был похоронен на местном старом кладбище Гийотьер г. Лион. Супруги прожили Бабаевы долгую жизнь вдвоем (умерли в 1970 х гг.).




Автор: ‘Али Албанви

На фото: Ибрагим-Бек Исабекович Гайдаров.



Литература

1. Албанви А. Касум-бек Гайдаров - Городской староста Дербента [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proza.ru/2020/12/05/894, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.01.2021). — Яз. рус.

2. Бабич И.Л. Северокавказцы в эмиграции в ХХ веке. Материалы к биографическому словарю / И. Л. Бабич, Т. Л. Гладкова, Л. А. Мнухин; отв. ред. А. Н. Кожановский. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 79; 236–237.

3. Бабич И.Л. Северокавказские эмигранты во Франции: очерки по истории и современности / И.Л. Бабич. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. С. 27; 71.

4. Бабич И.Л. Cеверокавказская нация в европейской эмиграции (1917–1930-е годы): миф или реальность. С. 393.

5. Бабич И.Л. Политика и круги общения северокавказцев во Франции в 1920–1930-е годы // Этнографическое обозрение №3, 2020. С. 105–113.


Рецензии