Случай, аналогов которому я не знаю

Автор - Виктор Сокерин


                Не в почёте теперь офицерская честь:
                Совесть мучает тех, у кого она … ЕСТЬ …

В 1988 году на АС Оленья из Венгрии был перебазирован 88-й апиб вместе со своим ОБАТО. Командиром этого батальона был Сергей Дмитриевич Астапов, очень высокого роста, с суровым выражением лица, резкий, требовательный подполковник. Будучи ЗК 5-ой мрад, мне часто приходилось с ним общаться в Оленьей. После разгона 88-го полка Астапов был назначен командиром АТБ на АС Рогачёво (Новая Земля).

Став ЗК ВВС СФ по БП, мне много раз доводилось бывать на Новой Земле с проверками и пр., где, конечно, вновь общались с ним, уже полковником. («Дедовщину» среди генералов тоже «никто не отменял», потому «сам и зам» всегда проверяли те гарнизоны, что поближе, а уж Рогачёво (и Лахту, т.с. «по пути» в Рогачёво), пять с половиной лет «курировать» доверяли мне, как самому молодому по возрасту, потому в Рогачёво я под двадцать раз и побывал за эти годы…)

В конце 1990-х было принято решение о передаче всех частей ВВС СФ (и всех других частей Новоземельского полигона) в подчинение 12-го ГУМО. На СФ была создана комиссия по передаче частей СФ, заместителем начальника которой по авиации, мне и пришлось быть.

Комиссия по приёму частей от 12-го ГУМО, во главе с начальником, генерал-лейтенантом И. Н. Валынкиным, прилетела на двух самолётах. Приём решили начать с частей нашего авиационного гарнизона Рогачёво. Генерал Валынкин удивил тем, что лично обошёл и облазил ВСЁ! и ВСЯ!, включая чердаки, казармы, котельные, склады, коровник и свинарник. При этом он не просто всё сам осмотрел, но и тщательно проверил, начиная от наличия «горючего» в керосиновых лампах аварийного освещения, до содержания инструкций у дежурных и на досках документации.

Проверял он наш, очень компактный гарнизон дня три, изредка только задавая односложные вопросы. Первый день я с ним походил (полазил) там, где сам до того никогда и не был. Валынкин был в шинели, я – в ЛТО, тем не менее, на морозе и в метель я сильно простыл. Последующие два дня он (по-прежнему, в шинели) изучал Рогачёво с командирами частей, я работал в штабе транспортной эскадрильи. Никаких «выводов» по проверке нашего гарнизона Валынкиным высказано не было.
На четвёртый день нач. 12-го ГУМО начал работу в Белужьей губе (в основном гарнизоне, гарнизоне «моряков»). К ужину вернулся Ю. А. Миронов, которому, как начальнику отдела авиационного обеспечения полигона, было «положено» сопровождать Валынкина при проверке частей «того» гарнизона и, к нашему удивлению, рассказал, что не произнёсший за время проверки «нашего» гарнизона и десятка слов нач. 12-го ГУМО вдруг (?) «обрёл голос» и почти весь день от него «звучало»:
– Почему у Астапова – есть, а у Вас – нет?
– Почему у Астапова «правильно», а у Вас НЕправильно?
– Почему у «лётчиков» – «как должно быть», а у Вас – «как НЕ должно»?

Я уже спать собрался, когда, уже после 23-х часов, мне позвонил С. Д. Астапов и попросил разрешения прибыть. Я ответил, чтобы он говорил по телефону, но он настоял, что ему нужно доложить лично. Заходит Сергей Дмитриевич и с порога сообщает:
– Вынужден Вас побеспокоить, товарищ генерал, но прошу Вашего совета. Мне утром нужно дать ответ Валынкину, который сегодня вечером предложил мне должность начальника тыла полигона (она была «генеральская», вернее, «контр-адмиральская»).
– Поздравляю!
– Вы думаете, мне – «соглашаться»?
– И не раздумывая!!!
– Что-то «страшновато», на меня сегодня все «моряки» и так весь день «волками смотрели», они же меня до сего дня постоянно «воспитывали», что у меня всё плохо…
– Дмитрич, в МА СФ должность нач. тыла «вилочная», здесь – «чистый» генерал, когда тебе, «пришлому» из ВВС, предложат, если предложат вообще, генеральскую должность, т.к. в МА и «свои» на неё – в очередь?...
– Но там же – «другая система»?
– Какая «другая», тыл всюду – один, а дело своё ты знаешь!
– Да, вроде, знаю…
– Так в чём проблема, «не боги горшки обжигают», вперёд – «в генералы», помни, что таких предложений дважды не делают!

Что-то очень быстро Астапов был назначен на должность, также достаточно скоро ему было присвоено звание генерала, но, что не менее удивительно, ещё через года полтора – два он был назначен Начальником Новоземельского полигона. Справился и с этой должностью, после чего ушёл в Москву, в Центральный аппарат ГУМО. Перед увольнением мы с ним несколько раз говорили по телефону правительственной связи, всякий раз смеясь над теми его «сомнениями» перед назначением на должность нач. тыла полигона.

                Что нам назначено судьбой?
                Кто тракторист, а кто – чиновник:
                «Героем» может стать любой,
                А генералом – лишь полковник …


Рецензии
Умный рассказ, есть над чем поразмышлять...

http://proza.ru/2021/11/30/1427

С уважением, п-к Чечель.

Полковник Чечель   01.12.2021 23:39     Заявить о нарушении