Индийская кираса. Гравировка с черепом
Это справедливо и по отношению к военному искусству индусов. Одни только индийские названия элементов экипировки чего стоят! Например, «чихалта-хазар-маша» означает «сорок раз сложенная куртка с тысячью гвоздей» — имеется в виду стёганый доспех из нескольких слоёв плотной ткани, укреплённый, как следует из названия, гвоздями. А «табар-загнал» означает «топор с вороньим клювом», то есть топорик-клевец, или чекан. А то, что индийцы назовут «бандукх-торадар» — это не что иное как «огнестрел с фитильным замком». Перевод на русский, как очевидно, демонстрирует, что это обыденные для тех времён элементы воинской экипировки. А звучит всё равно красиво и вычурно! Да уж, индусы — неисправимые поэты.
У кого есть возможность посетить Эрмитаж — тот сможет поближе познакомиться с образцами индийского вооружения и снаряжения прошлых веков. Из выставленных экзотических сабель, мечей, шлемов, наручей и тому подобных изделий в глаза бросается один любопытный панцирь.
Это тип панциря, который в Индии и Персии принято называть «чар-айна» — «четыре зерцала». Зерцало — это упрощённый вариант названия зерцального доспеха, или отдельной его пластины-доски, изначально имевшей предназначением защиту сердца. Самые ранние варианты зерцала были в форме немного выпуклой круглой пластины и помещались на центр корпуса, прикрывая важные жизненные органы, в первую очередь сердце. Такая пластина внешне походила на глаз, оттуда и название «зерцало». (Глагол «созерцать» — корень тот же.) Впоследствии зерцала стали делать не только круглыми, появилось множество других форм, обычно упрощённых, например, прямоугольных досок.
Вот как раз «чар-айна» индусов и персов обычно состоит из четырёх упрощённых зерцальных досок. (Вообще, словосочетание «индо-персидские» для таких типов доспехов упоминается часто, поскольку вооружение двух этих соседних цивилизаций не так уж отличается.) В период Нового Времени такой тип доспеха становится в Индии одним из самых распространённых. Типичная «чар-айна» представляла собой две защитные пластины побольше (на грудь и на спину) и две — поменьше (на каждый бок, от пояса вверх, немного не доставая до подмышек, чтобы не стеснять движения рук). Эдакая стальная «коробка», скреплённая обычно ремнями на застёжках, либо связанными шнурами, либо металлическими петлями. Обычно такой панцирь носился поверх кольчуги или поддоспешной стёганки. Но бывало и так, что пластины зерцала были несъёмной частью комбинированного кольчато-пластинчатого доспеха. В верхней части панциря из Эрмитажа есть петли для плечевых ремней (сами ремни отсутствуют).
Кираса «чар-айна» XVIII века из Эрмитажа примечательна своей гравировкой. Да, как и многие экспонаты, представленные на обозрение посетителей, она украшена, и на ней мы видим характерные для Индии орнаменты с цветочными узорами, украшенные позолотой. А ближе к углам защитных пластин — поверхности чеканкою придана некая «зернистость» (и тоже позолочена). Центр пластин, с некоторым отступом от орнамента по краям, оформлен награвированной вычурной рамкой, вокруг которой заплетаются лозы с распускающимися цветами. В самой серёдке, тоже с отступом, самая интересная часть гравировки — череп и скрещённые под ним кости.
Вот казалось бы: Индия — и вдруг череп с костями… Словно «Адамово яблоко» или «Весёлый Роджер». Символика, у обывателя не ассоциирующаяся с индусами.
Конечно, можно допустить, что череп с костями гравировали не индусы, а кто-то другой. Например, европеец, которому подобный символ был бы привычен. Но это маловероятно.
Череп в индуизме как символ вполне себе почитается. К примеру, череп с костями может, согласно правилам Пурушамедхи, обозначать жертвоприношение или самоотречение. Воин в такой же кирасе, как та, что в Эрмитаже, мог подобной символикой на своём доспехе продемонстрировать свою способность к самопожертвованию и готовность встретить смерть. А ещё, черепа в культе богини Кали (Дурги) обозначают отречение от жизни и принятие своей судьбы. В секте Капалике череп обозначает обряд искупления от греха. Также череп называют и атрибутом бога Шивы, как обозначение бренности бытия и осмысления жизненного опыта.
То есть обладатель панциря с черепом и костями вполне мог быть последователем какого-либо из указанных течений индуизма. Но этот перечень не исчерпывающий, остаётся широкий простор для трактовок. А «чар-айна» из Эрмитажа является интересным образцом индийского оружейного искусства, с бросающейся в глаза необычной символикой и богатым убранством.
Свидетельство о публикации №221011001417