Aлхимия души

 
                Самым интересным и увлекательным в моей жизни было познание себя, людей и самой жизни.


1
          Вы когда-нибудь пытались зло превратить в добро, а ненависть в любовь? Если нет, то вы никогда не мечтали стать волшебником.
          Многие в детские годы верили в Деда Мороза и Снегурочку, а я ещё и в волшебников. Не помню, сколько мне было лет, но однажды во время просмотра фильма «Золушка» (с Яниной Жеймо), я совершенно серьёзно восприняла слова очаровательного мальчика-пажа, когда он произнёс: «Я пока ещё не волшебник, а только учусь».
          «Где учат на волшебников?» -  с наивным любопытством  спрашивала я тех, кто внушал мне симпатию и доверие. Но ни с того, ни с сего, как мне тогда казалось, лица у людей начинали изменяться до неузнаваемости. Дуги бровей плавно перемещались на лоб, глаза превращались в блюдца, и раздавался дикий и неестественный хохот, который повергал меня в смущение. Очень скоро я перестала задавать «весёлый» вопрос, чтобы не быть посмешищем у народа.
          «Если они не знают такой школы, - решила для себя я, - ещё не значит, что её нет». Моя вера в волшебников была непоколебима.

          * * *
          Парковая улица, на которой я жила, плавно спускалась в низину и упиралась в болотные топи. Правда, они там образовывались только летом и после дождей. Это был своеобразный рубикон, разделяющий одну территорию от другой. Вдоль болот стояло несколько домов, с них начиналась улица Пушкина. Но её редко кто называл по имени, а просто «низок». Для нас, детей, та территория была терра-инкогнита – другая, неизвестная страна. И это неудивительно - на своей улице я знала всех жителей и успела побывать в каждом доме. А вот там, в «низке», не знала никого.
          Одним из любимейших занятий моего детства было «шастать по дворам», то есть ходить к кому-нибудь в гости и смотреть как живут люди. Такое времяпровождение смело можно было назвать маленьким  путешествием в неизвестное.
          В то время многие жили без большой разницы в достатке, но вот быт у каждого был свой, особенный! Мы, дети, всё подмечали: у кого какой дом, забор, палисадник. Помню, я очень любила рассматривать резной орнамент у деревянных наличников. Как зачарованная, я могла им любоваться до бесконечности. Дома, украшенные белоснежными «кружевами», будили мою память и  воображение. Они, казалось мне, остались из какой-то другой реальности, далёкой и прекрасной жизни, которая когда-то была на земле, но по неизвестной причине исчезла навсегда. И этот ажурный орнамент, случайно забытый, напоминал о ней.
          Мы всегда интересовались: «А кто выпилил эти наличники - хозяин дома или кто-то другой?» Люди с «золотыми руками» вызывали у нас особое уважение! Мы так и говорили, что у такого-то мальчика или девочки папа – настоящий  Мастер!
          Чьи-то усадьбы нас привлекали ещё и цветущими кустарниками с цветами. Мы подходили к штакетнику ограды и долго не могли оторвать свой взор от разнообразного царства красоты. От нашего пытливого взгляда не могли ускользнуть также редкие сорта яблонь, груш и слив, каких больше не было ни у кого.
          Много лет спустя я нашла объяснение своим необычным душевным волнениям и предчувствиям - когда узнала о существовании Высших Миров. Ведь эти миры построены по закону красоты, а цветы являются «представителями» тех высоких сфер и доказательством их существования.

2
          Как-то летним вечером, гуляя с подругой Раей по нашей улице, которая к тому времени утратила для нас всякий интерес вместе со своими жителями и палисадниками, мы решили пройтись подальше и спустились в «низок». Те места уж точно скрывали для нас много непознанного! Подойдя к мостику и собираясь пересечь «болотные топи», мы увидели, что по нему нам навстречу уже кто-то идёт. Чем ближе приближался человек, тем больше странностей проявлялось во всём его облике. Сначала нас удивила его походка, потом - большая голова. Он грузно ступал на всю ступню. Ноги в коленях были полусогнуты, будто он всё время приседал. Чтобы не показаться верхом невоспитанности, мы с Раисой отвели взор от незнакомца и стали смотреть в противоположную сторону. А сами уже вовсю улыбались и подшучивали над приближающимся субъектом: «Ну, прям, сам Михайло Иванович Топтыгин из леса пожаловал». «Ага, настоящий косолапый мишка».
          Когда «мишка» с нами поравнялся, мы дружно повернули свои лица, чтобы получше его рассмотреть. А ведь могли и не поворачиваться. За своё любопытство в дальнейшем я была сурово наказана. Не каждая психика может выдержать то, к чему она не готова.
          Но, если бы не та встреча, то навряд ли я так рано начала бы задавать вопросы, на которые ни люди, ни Библия, ни даже наука, при её стремительном развитии, не смогли до сих пор дать убедительный ответ.
         
          * * *
          Это был юноша лет 13-14, приблизительно такого же возраста, что и мы с Раисой. Но был ли это в полной мере человек? На меня в упор и с таким же любопытством смотрели совсем не человеческие, а скорее поросячьи глазки: маленькие, кругленькие, бесцветно-голубые, с белёсыми жёсткими вертикальными ресницами. На лице не было носа, а только две дырки, уходящие в глубину головы. Верхняя губа, в виде треугольника, была вздёрнута, обнажая ряд белых мелких зубов, совершенно одинаковых по форме и размеру. Его огромная рыхлая голова с редкими светлыми волосами не имела шеи и была прикреплена прямо к телу.
         Прежде чем сойти с мостика, он наклонился всем телом вперёд и, убедившись, что под ногами нет крупных камней, осторожно ступил на землю. Проходя мимо, опустив глаза и тяжело дыша, понимая, что его пристально разглядывают, он в последнюю секунду как-то робко и стыдливо перевёл взгляд на нас, успев через мои зрачки заглянуть мне прямо в душу.
        Моё сердце сжалось от непередаваемого ужаса и неведомого мне ещё в такой форме страха. Мне даже показалось, что оно «рухнуло» вниз и спряталось в пятки.
          «Рая, кто это?» - еле шевеля языком, спросила я. «Да он в «низке» живёт. Его семья недавно к нам сюда переехала из какой-то деревни. Родители у него нормальные, даже симпатичные. А вот он… он такой родился». «Рай, а почему он такой родился?»  «А никто не знает, да и кто ж это может знать?» «Неужели так уж и никто? А ему операцию на лице можно сделать? Хотя бы нос пришить?» - не унималась я.
          Шок, который мне только что пришлось испытать, полностью парализовал всякое желание куда-либо идти. Я жалобно попросила Раю вернуться домой. По дороге поток вопросов только увеличился, что возмутило подругу, и она даже пристыдила меня: «Ты что, с ума сошла? Чего ты только о нём и говоришь?»
          Казаться сумасшедшей мне вовсе не хотелось, но мои ноги, сделавшись  ватными, еле слушались меня. Быстро распрощавшись с подругой, я поплелась домой.

3
               В дверях, ведущих на веранду, я нос к носу столкнулась с мамой. Взглянув на меня, она почувствовала что-то неладное. «Откуда это ты, дитя моё, явилась? Как в воду опущенная». «Мамуль, я сейчас видела самого несчастного мальчика на свете. Он с головой поросёнка и без носа», -  произнесла я упавшим голосом и обессилено повалилась на диван. «А, это тот, который живёт в «низке»? Выходит, мама уже была наслышана о нём и видела его, и только я ничего не знала. С моей стороны последовала череда вопросов. Но каково было моё удивление, когда я поняла, что мама, будучи взрослым человеком и школьной учительницей, не могла дать ни одного вразумительного ответа.
          Этой ночью, да что там ночью, ещё несколько ночей я практически не спала и каждое утро начинала с распросов про мальчика. Мне так хотелось услышать что-то обнадёживающее. Например, что, возможно, где-то всё-таки живут люди, которые каким-то чудесным образом могли бы ему помочь. Невозможность что-либо изменить в его жизни и внешности, обречённость его на вечные муки приводила меня в отчаяние. Я даже несколько раз устраивала истерику со слезами, обвиняя всех живущих в туполобости и слабоумии. «Зачем тогда жить? – кричала я. И что это за жизнь в таком жестоком и несправедливом мире, где каждый вот так, запросто, может родиться уродом или родить чудовище».
          Однажды мама уже не выдержала моих жарких речей и, строго взглянув на меня, осадила раз и навсегда: «Всё, хватит разыгрывать шекспировские страсти. Слёз не хватит, чтобы оплакать всех несчастных. Может, и живут где-то на земле люди, которые знают почему он такой родился».
          О, как спасительны были эти слова! Они меня утешили, и главное - дали надежду сердцу, которое готово было разорваться на части от боли и сострадания за судьбу несчастного незнакомца.
          Я сидела на диване, что стоял в просторной застеклённой веранде, и немигающим взглядом, устремлённым не то вглубь себя, не то куда-то за  горизонт, смотрела и ничего не видела: ни солнечного дня, ни прекрасного лета, ни роскошной яблони "пепин шафран" с фантастически вкусными плодами.
          «Если ничего нельзя изменить в нашей жизни, то какова её ценность и какой в ней смысл?» - с грустью думала я.
          Крупные красные яблоки, слегка покачиваясь на ветке, заглядывали в прозрачное окошко, пытаясь своим ярким видом привлечь моё внимание и ободрить. Через какое-то время, я словно очнулась и пришла в себя, будто вернулась из другого измерения, и мне показалось, что я услышала тихий голос яблони: «Да не грусти ты, посмотри, не всё так плохо в этом мире. Много и прекрасного вокруг!»
          Как же в ту минуту мне хотелось оказаться доброй волшебницей, полететь к несчастному мальчику и, коснувшись его волшебной палочкой, превратить в симпатичного беззаботного юношу, каких было много вокруг.
          «И всё-таки есть на земле люди, которые знают ответ на мои вопросы, и должна существовать книга знаний, - успокоено и с огромной долей оптимизма подумала я, - такого просто не может быть!»
               
4
          Жизнь продолжалась, вопросов становилось больше, но ответ на них, до некоторых пор, я не получала. «Почему вокруг так много страдающих и как будто заблудших людей? Почему одни ласковы и добры, а другие бесчувственны и жестоки, и чаще всего к тем, кому обязаны по гроб жизни?»  От этого всеобщего незнания на душе часто становилось невыносимо тоскливо, а жизнь казалась бессмысленным и безрадостным существованием.
           Однажды в одной книге (как оказалось позже, это и была книга знаний) мне встретилось утверждение: «Если пространству задать вопрос, то ответ непременно придёт».
          Как-то слабо в это верилось, а если быть точнее, то не верилось вообще. Но спустя годы, жизнь доказала правдивость суждения. Ответ, конечно же, приходил не сразу и не вдруг, а по мере моего «взросления», иногда спустя годы - в виде некоего озарения. Он был долгожданным, выстраданным и убедительным, имеющим логическое обоснование и являющийся руководством к действию. И, что интересно, «ответ» никогда не вызывал у меня даже малейшего сомнения в своей правильности.
          Позднее я поняла - понимание к нам приходит только по степени подготовленности нашего сознания и в соответствии с его уровнем.
         
          * * *
          Часто ли мы задумываемся над тем что такое сознание? И можем ли представить себе то, что не имеет чётко очерченных границ и невидимо для физического глаза? А сознание может быть разным - размером с курятник, где с утра до вечера «кудахчут куры» – наши повседневные мысли и бывает величиной с вселенную, где человек чувствует себя хозяином в межзвёздном пространстве, наблюдающим с высоты Землю.
           Сознание обычного человека, каких множество, состоит из самых обычных жизненных представлений. Люди же с расширенным сознанием встречаются крайне редко. Это те, кто смог выйти за пределы обыденности. Вне всякого сомнения, такими являются выдающиеся люди. Их аура может охватывать гигантские пространства!
          Для меня было огромным откровением, когда я узнала что такое сознание и самоосознание. Оказывается, мы по-настоящему становимся людьми только тогда, когда начинаем себя самоосознавать и жить осознанно. Не так, как нам хочется, - импульсивно и рефлекторно, - а жить разумно, согласно законам природы и космоса.

         * * *         
         Представим шесть соток или гектар земли, город или государство, где всё можно преобразовывать до бесконечности, но только по закону красоты и целесообразности. Многие ли из нас смогли бы стать творцами прекрасного? Сомневаюсь, ведь для этого надо иметь сознание, наполненное красотой. А чтобы наполнить его красивыми образами, надо удалить из него всё безобразное. Это настоящая чистка «авгиевых конюшен», и под силу она только «гераклам».
          Но жить по закону красоты и целесообразности может каждый. Если бы с детского возраста людей правильно воспитывали, то как преобразился бы наш мир!
          Разве природа и вселенная не прекрасны? А сколько вокруг образцов настоящей красоты! Приведу пример - любви и нежности можно поучиться у лебедей.

5
          Всё в нашей жизни случается вдруг или однажды. Вот так, однажды, в дни тотального дефицита, в моей жизни произошло событие, которое имело для меня огромное значение.
          Как известно, в каждом регионе и городе было своё снабжение. Где-то свободнее и легче можно было купить одни товары, а где-то - другие. Моя подруга, с которой мы в юности жили на одной улице и были очень дружны, уехала в Ленинград, я - на Дальний Восток. В отпуске мы всегда встречались и хвастались своими нарядами. Как-то она увидела у меня красный японский плащ и попросила купить ей такой же. Мне кое-что понравилось из её обновок, и я тоже сделала заказ.
          Чтобы в дальнейшем у меня не создалось финансовых трудностей, её мать  перед моим отъездом дала мне деньги на покупку плаща. Немного подумав, я часть денег вернула. Ведь мне, по-хорошему, тоже надо было им дать какую-то сумму, хотя мой заказ был не сопоставим со стоимостью плаща. Чтобы не запутаться с чужими деньгами (у меня ещё были и другие заказы) я сделала запись в блокноте.
          Моя оплошность заключалась в том, что я не потребовала расписки. Но тогда это было немыслимо и оскорбительно. Своим недоверием можно было обидеть людей.
          Хотя, по прошествии времени, я понимаю, что вряд ли это могло повлиять на дальнейшие события.
         
          По приезду на Дальний Восток плащ был куплен и отправлен в Ленинград. Мне пришлось добавить из своих денег и на плащ, и на оплату посылки. В переписке со своей мамой,  будто что-то предчувствуя, я отчиталась за произведённую покупку и просила её сходить к матери подруги, чтобы сделать полный денежный расчёт. Но мама решила, что лучше будет, если я это сделаю сама.
Но, как известно, за «год много воды утекает», и память не всё сохраняет. Когда я приехала, то во время расчёта выяснилось, что мать подруги момент возврата денег начисто забыла.
          Я вспомнила про блокнот, где было отмечено когда и какую сумму мне дали. Эта запись являлась хоть каким-то доказательством. Но мне было заявлено: «Да написать можно что угодно!» «Так я же эту запись сделала не сейчас, а год тому назад и при вас», - возмутилась я.
          Мама, увидев, что произошло что-то ужасное, начала лихорадочно искать мои письма, содержащие полный финансовый отчёт. Они были найдены. Но высокомерие и тут затуманило рассудок: «Почему я должна верить вашим писулькам?»
          Уважаемая женщина, учительница, фронтовичка, в доказательствах не нуждалась. Она повела себя так, будто по неведомому никому и ведомому только ей праву, неправой она, в принципе, быть не могла.
          Понимая бесполезность поисков других доказательств, их и без того было достаточно, я заявила: «Моя совесть чиста, и должницей себя не считаю. Достаточно и того, что я из своих денег доплатила за ваш злополучный плащ и за его пересылку».
          Что было сообщено в Ленинград дочери, можно только догадываться, но подруга, приехав, не захотела со мной даже встретиться.
          "Я верю своей маме как самой себе. Она не может поступить плохо!" - написала она мне в двух строках.
          Безгрешность в этой семье была окончательно утверждена.

 6
          История не знает сослагательного наклонения «если бы…»  Она безжалостна и беспристрастна.
Если бы мы тогда встретились с подругой и смогли спокойно поговорить, то легко восстановили в памяти все минувшие события. Зная её честность и принципиальность, я точно знаю, она бы поверила записи в блокноте и финансовому отчёту в моих письмах. И не было бы тех ужасных последствий, которые роковым образом повлияли и на ёё судьбу. Но она от встречи отказалась, ослеплённая любовью к матери и в знак солидарности с ней. По всей видимости, она тоже была заражена «вирусом» высокомерия.

          * * *
          Слово «карма» сейчас известно всем, но многие ли представляют как она зарождается? Если бы мы в полной мере могли осознавать степень ответственности за наши деяния, то поняли бы по какому острию бритвы ежедневно ходим и остерегались бы своих дурных поступков.
          Узор кармы прежде всего создаётся нашими мыслями, потом словами и далее уже поступками.
          Наши мысли, как же они важны!

          * * *
          Как-то, проходя мимо дома своих недоброжелателей, в саду я увидела мать подруги. Она подошла ко мне и спросила: «Ты собираешься отдавать долг?» «Нет, не собираюсь. Это вы мои должники! У меня есть хоть какие-то доказательства, а у вас их нет», - не теряя самообладания ответила я и пошла дальше. И тут мне вслед прозвучали страшные слова: «Чтоб ты не разродилась. Знай, моё слово верное, как сказала, так и будет!»
          Я замерла. Такого пожелания я, конечно, не ожидала. Началась работа мысли: «Может, отправить равнозначный ответ? О, нет, это было бы ужасно! Может, гордо уйти, не сказав ни слова? Да, я так и сделаю». Но через секунду, будто услышала внутренний голос и его команду: «Такие слова нельзя оставлять без ответа!» И я, вдруг, почувствовала в себе такую силу, что сама её испугалась. В тот момент в «мои руки» судьба вложила «меч» и потребовала, чтобы я им воспользовалась. «А если правда на моей стороне, то ваша дочь никогда не выйдет замуж. Это будет доказательством моей невиновности и вашей вины!»

           * * *
           Я шла и думала: «Нет, не хочу никому никакой кары небесной. Хочу только справедливости! На кон брошены две судьбы. Я приговорена к смерти, а моя подруга к безбрачию. Неужели из-за каких-то нескольких десятков рублей в спокойное и неголодное время можно приговорить человека к смерти? Оказывается, можно. Что за глупая и ужасная ситуация? Они себя считают правыми и я, а где же тогда истина? Почему моя совесть не стала гарантом моего душевного спокойствия, не оградила меня от напрасных обвинений и страданий?» Опять одни вопросы и вопросы, и рядом никого, кто бы мог на них ответить и помог разобраться в клубке противоречий.
           Каждый год, приезжая в отпуск, при каждой встрече с матерью подруги, я подвергалась атаке ненависти. Пробуждённый, вулкан зла уже больше не затихал, он постоянно изрыгал серные пары и в меня летели раскалённые камни.
           Спустя многие годы, я узнала, что всё это не так уж и безобидно. Когда мы думаем о человеке, то своей мыслью касаемся его ауры, и очень важно, чем она наполнена - какой энергией? Если это мысли благодарности и любви, то они несут и человеку, и пространству благо. Но если же это мысли обиды и ненависти, то они своим ядом отравляют всё вокруг и могут нанести существенный вред.
               
7
          В первые годы перестройки на рынок книг хлынуло огромное количество духовной литературы. Однажды в журнале «Наука и религия» был опубликован адрес, по которому бесплатно высылали Библию. Я отправила заказ и забыла, не поверив в эту сказку. Но через полгода из Финляндии пришла бандероль с замечательно изданной Книгой. Моему счастью не было предела. С невероятным блаженством я погрузилась в чтение. Что-то мне показалось сложным для понимания, но что-то сразу легло на душу. И вот когда перед моими глазами пробежали строки «если сосед считает, что ты ему должен рубаху – отдай две» - меня как будто пробила молния. «Вот ответ, который я столько лет искала! Какая разница кто прав и кто виноват? Я все эти годы искала правых и виноватых, а Истина, оказывается, в другом. Она находится гораздо выше, нежели земная логика. Деньги – какая глупость! Они всего лишь презренные бумажки. Разве можно на них купить дружбу и хорошие отношения? Надо было сразу отдать эти злосчастные купюры,  - подумала я, - чтобы зло не успело разрастись до ужасных размеров и не вышло из-под контроля». Моё воображение нарисовало картину, как я гордо возвращаю спорную сумму, не говоря ни слова.
          Но разве в молодые годы могли мы обладать той степенью мудрости, чтобы так поступать? Ведь отдать тогда деньги означало для меня - признать себя нечестной, а это было невозможно. Такой я себя не считала!
          Все эти годы, будучи стойкой и принципиальной в своих убеждениях, я вдруг поняла всю их несостоятельность. Желая сделать людям добро, и даже успев его сделать, я, тем не менее, невольно стала причиной, пробудившей зло, и всем сердцем ощущала причастность к случившемуся.

8
          До моего отпуска оставалось полгода, а мне не терпелось сразу же приступить к действию. Я представляла, как приду к своим врагам с букетом цветов, коробкой конфет, бутылкой их любимого шампанского и скажу: «Простите меня, если можете, за то, что я принесла вам так много огорчений. Видит Бог, я этого не хотела». И положу на стол красивый конверт с деньгами.
          Я так часто это рисовала в своём воображении, что моё нетерпение переросло в болезненное ожидание отпуска.
          А тем временем на смену Библии, которая мне показалась довольно сложной для чтения и понимания, пришла более понятная «Живая Этика». И вот, казалось бы, когда мне всё стало предельно понятно, моё внимание почему-то сфокусировалось на другой мысли: «Гений тот, кто врага превратил в друга». Значит, история знает и такие случаи! Слово гений меня ничуть не смутило, я понимала - это метафора. Но я вдруг начала осознавать, что задача, ранее стоявшая передо мной, может оказаться гораздо сложнее. Это ведь не просто извинение с возвращением денег, это нечто большее – возвращение дружбы!
          Я начала думать: «Хорошо, приеду, всё сделаю как решила, отдам деньги и принесу свои извинения. Ослабить напряжение в отношениях, смягчить их, скорее всего, удастся, а вот вернуть дружбу и прежние отношения? Это уже из области фантастики». Но по мере чтения и проникновения в более глубокие слои мудрости пришла очередная подсказка: «Любую «помойку» в отношениях можно заполнить только любовью».
          Читать и повторять чьи-то мудрые мысли - это одно, но как их применить в жизни? И вот тут началась невидимая для глаз, но ощутимая для души, работа. Позже я поняла, что именно этот процесс и называется духовной практикой.
          В свободное время я стала отправлять свою память в счастливые и безмятежные дни юности.
          В доме подруги была прекрасная библиотека. В полированных книжных шкафах под стеклом красовались новые тома подписных изданий. Это была заслуга её папы – директора завода, который имел возможность доставать любые книги. И в знак особого доверия мне разрешалось этим богатством пользоваться. Но сначала это доверие ещё надо было заслужить. Когда я вернула первую прочитанную книгу, аккуратно обёрнутую в белоснежную плотную бумагу, мать подруги внимательно её осмотрела, полистала и не найдя на ней ни потёртостей на золотом теснении, ни пятнышка и ни единого загнутого уголка, с удивлением спросила: «Люда, а ты её хоть читала?» «Конечно, - ответила я, - и с радостью начала пересказывать содержание!» Увидев такое трепетное отношение к книге, двери книжных шкафов мне были открыты. Я запоем прочитала всего Фенимора Купера, Александра Дюма, Конан Дойла, Мопассана, Драйзера и много других авторов. В то время, когда нормальные дети сидели учили уроки, я днём и ночью читала. Но в дальнейшем мне это очень помогло, когда я училась в институте.
          В дни летних каникул мы постоянно играли в шашки и уголки, которые всегда заканчивались чаепитием с ленинградскими сладостями. Одним из самых приятных воспоминаний был день рождения подруги, который отмечали в августе месяце. Это всегда изысканные угощения, музыка, танцы, пение песен, чтение стихов и главное – смех. Подруга была страшной юмористкой, и я от неё не очень-то отставала. И, когда мы с ней собирались вместе, то наша обоюдная весёлость перерастала во всеобщую. Смех становился неотъемлемой частью торжества. Мы с ней были, как Александр Ширвинд и Михаил Державин, только в юбках.
          Возвращение в прошлое было таким сладостным и приятным, что очень скоро я поняла - моё сердце вновь наполнилось любовью к этим людям. Всё, что было «до» ссоры - это резервуар любви, всё, что «после» - помойная яма.
Тёплые волны чувств постепенно заполнили пространство между мной и моими врагами, превратив его в прекрасное озеро с лотосами.
Очень скоро я почувствовала, что все мои былые обиды улетучились, как утренний туман, а в сердце появилось столько света и радости, что его хватало с избытком на всех, кого я знала.
          Древние алхимики славились тем, что из простых металлов могли делать золото. Но эти процессы возможны и в духовной сфере.
          Я не стала ждать отпуск, взяла лист бумаги и на одном дыхании написала самое замечательное письмо в своей жизни. Письмо, которое  растопило льды Антарктики, трансмутировало души, превратив энергии зла в добрые чувства.
          Жаль, что не сохранился его текст, но когда я приехала домой, мои недавние враги ждали меня с цветами, шампанским и конфетами.

9
          Вы справедливо спросите: «А как же деньги?» Я отправила их по почте в три раза большую сумму, нежели от меня требовали. Но тогда было время, когда деньги менялись с такой скоростью, что трудно было понять кто кому и сколько должен. По приезду домой мне что-то вернули в конверте, но я даже не пересчитала. Деньги тогда в наших отношениях уже не имели  никакого значения.
          Мы так отчаянно и с такой радостью начали навёрстывать упущенные счастливые мгновения жизни, что чуть ли не ежедневно старались делать друг другу что-то приятное.
          Так незаметно прошло более двадцати лет нашей возобновлённой дружбы и ничто уже не омрачало её.  Как-то по пути я зашла к подруге в гости и застала их с матерью за чаепитием. Меня пригласили к столу. Как всегда, всё самое лучшее и самое вкусное, что было в этом доме, оказалось передо мной. Мы разговаривали, обменивались новостями, шутили и смеялись. Ширвиндт и Державин продолжали в нас жить. Девяностолетняя женщина сидела напротив и ласково смотрела на меня. «Люда, какая ты всё-таки хорошая и такая весёлая!» Это признание смутило меня и стало поводом для очередных шуток.
          Прошло много времени, а я не могу забыть тот лучистый взгляд, будто бы идущий из глубин её сердца. Это было сказано очень искренне и с теплом души. Ничего подобного за многие-многие годы жизни я не видела и не слышала от этой, довольно сурового нрава, женщины.
          И я тогда поняла: «Сейчас произошло то, ради чего стоило жить! Это был апогей самых лучших чувств! Задуманное мною когда-то свершилось! Мои враги действительно стали моими друзьями!»

10
          Когда я приехала в очередной отпуск, подруга мне сообщила, что её мама очень ослабла и уже практически не встаёт. Я не стала откладывать нашу встречу в долгий ящик и на следующий же день их навестила. На красивом постельном белье с закрытыми глазами лежала бледная, исхудавшая и уже трудно узнаваемая женщина. Подруга подошла к матери и, наклонившись к её лицу, тихо сказала: «Мама, Люда приехала. Она зашла тебя проведать».
          Я села на стул, что стоял возле кровати, и взяла в свои тёплые руки её прохладную и практически безжизненную руку. Она открыла глаза и попыталась мне улыбнуться. А потом высвободила свою руку из моих и положила её на мою, слегка сжав.
          Она ласково смотрела на меня, хотела что-то сказать, но передумала.   Главного словами не скажешь. По её щеке потекла слеза. И мне показалось, что в том момент она вспомнила всё, что между нами когда-то было. В её глазах читалась такая грусть, такая невыразимая печаль и сожаление о том, что уже невозможно изменить.
          Я поцеловала её в щеку и вышла из комнаты. Это была наша последняя встреча.

11
          Прежде, чем начать писать рассказ, я решила предварительно с подругами обсудить его содержание. Вот их мнение.
          Первая, что с отличием закончила филологический факультет, внимательно всё прослушав, сказала: «Люда, Христом Богом прошу, не пиши этот рассказ!» «Почему?» - удивилась я. В ответ молчание. «Оттого, что я тебе в нём кажусь нескромной?»  - спросила я. «Хорошо бы нескромной, - обрадовалась подсказке подруга. Да ты в нём себя прямо Господу Богу уподобляешь!» «Но ведь я совершенно этого не желала. Мне просто захотелось рассказать как я на практике применила духовные знания из Библии и «Агни Йоги и послушала совета Великих Учителей!» «Ты, конечно, как хочешь, так и поступай, но я высказала своё мнение».
          Другая, много читающая, и у которой дома тысячи книг, выслушала меня и, подумав, произнесла: «Я бы никогда не стала мириться с этими людьми и никогда бы им этого не простила». Потом добавила: «Хотя нет, простить бы, наверное, простила, но не забыла и вычеркнула бы их из своей жизни навсегда».
          Третья – свидетельница создания всех моих рассказов, читающая их и помогающая в работе над текстом, выслушала с улыбкой: «Людок, пиши, может это кому-нибудь пригодится!»
          И привожу мнение четвёртой своей подруги, которая вообще специалист в области человеческих душ:«Какая ужасная история, и какие ужасные люди. Ты что, не могла прожить свою жизнь без них?» «Да я всю жизнь и прожила вдали от них». «Так зачем тебе понадобилось с ними мириться?» - возмутилась она.
          "Ты знаешь, не такие уж они и ужасные. Во всяком случае - не ужаснее нас с тобой, - начала я защищать теперь уже своих друзей. Вспомни, сколько мы сами в своей жизни наговорили, будучи сердитыми. Ведь это ненормально, когда люди живут годами в состоянии ненависти и обиды друг на друга. Зло, которое я пробудила, некому было уничтожить. Для этого мало иметь желание, для этого надо иметь знания и вдохновение! На каком-то этапе жизни мне показалось, что у меня получится. Ты не представляешь, как радостно стало у меня на душе, когда я поняла, что зла на земле стало меньше».

12
          «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за оскорбляющих и гонящих вас», - сказал Иисус Христос.
          «Благословляйте проклинающих вас», - говорил Кришна.
          «Ненависть не побеждается ненавистью, она побеждается только любовью», - говорит Будда.
          «Отвечайте добротой на ненависть», - говорит Лао-Цзы.
          «Кто герой? Превращающий в друга врага своего», - гласит Талмуд.
          «Совершенство религии состоит в желании добра другим», - девиз Магомета.
          Как видно из этих высказываний, все Учителя человечества учили одному и тому же! Но многие ли хотели бы стать Их учениками?!

          * * *
          Знания из Высоких духовных источников отличаются от земной сермяжной мудрости. Тот, кто к ним хоть однажды прикоснулся, никогда не скажет: «А почему я должен? Я никому ничего не должен!» Подошедшие хотя бы к первой ступени духовности рассуждают иначе: «Кто, кроме меня? Некому». Самыми страшными врагами человека являются эгоизм и гордыня, а их дитя – высокомерие - приведёт уже прямой дорогой к греху и тяжёлым последствиям. Они, эти три ехидны, и есть источник всех наших бед и несчастий!
          Ни одно наше действие, ни одна мысль не остаётся без следа. То, что мы имеем, - это лишь следствие. Нетрудно было и мне проследить как нам всё «аукнулось».
          Я родила сына раньше времени. Видимо, такова была воля небес. Если бы мне удалось доносить его до положенного срока, то трудно сказать, чтобы меня ожидало. В семье мужа все появлялись на свет с весом около пяти и более килограммов. Сын же родился маленьким и слабеньким, но, слава Богу, вырос и так же, как когда-то его отец, бороздит моря и океаны. Подруга не вышла замуж, хотя имела много возможностей. Родители упрашивали её родить ребёнка для себя, но она не захотела.
          Много разных испытаний приходится проходить людям в своей жизни, но деньгами испытывается каждый. В этом случае, думаю, моё испытание прошло успешно. Оно многому меня научило. А вот у друзей через год произошла ссора с родственниками и также из-за этих пресловутых бумажек. «Непройденные испытания повторяются». За тридцать лет они так и не нашли пути к примирению. Две родные сестры ушли в мир иной не помирившись и не простив друг друга. И двоюродные сёстры также продолжают сохранять отчуждённость. Им не хватило знаний, вдохновения и любви!

          21 ноября раздался телефонный звонок. Танечка поздравляла меня с днём рождения. Я слушала её голос и улыбалась. На душе было светло и радостно! Скоро будет тридцать лет нашей дружбе после ссоры.
          Я мысленно поблагодарила её за то, что она со своей мамой помогла мне найти волшебную потайную дверь, ведущую в царство безграничных возможностей духа, где кровью сердца начертаны следы Великих личностей, когда-то живших на земле!

03.12.2020
Владивосток


Рецензии
Это, Людмила, не рассказ, а мемуары о развитии и становлении собственного внутреннего мира.
)))))
Ценность человеческих отношений никак не сопоставима с материальными вопросами.

С уважением

Виталий Симоновский   29.01.2021 22:39     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Виталий, что зашли ко мне в гости и оставили свой доброжелательный отклик! Да, я знаю, что моя проза мемуарного характера. Но так как я пока ещё не знаток литературных форм, а только учусь и это мои первые опусы, то всё называю рассказами.
С уважением и теплом души!

Людмила Корсакова   30.01.2021 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.