Я бродил одиноко как... дурень. Эдинбург 1976

Эта заметка обещает быть очень длинной, насыщенной деталями, требующими размышлений (а значит интересной!) и влекущей за собой множество сопутствующих фактов.

Если есть терпение и желание - тогда поехали!

Давайте вспомним Джулию Уэбб и плохо понимаемую, а значит неправильно переводимую цитату о "веселых нарциссах".

Еще тогда я решила взяться за перевод огромной, отнюдь не хвалебной, насыщенной многими второстепенными деталями рецензии из New Musical Express от 11 сентября 1976 года.

Автор этого произведения Фил МакНил. Почему именно за нее? Потому что название этой статьи "I wandered lonely as a clod" является перефразированной строчкой из стихотворения Вордсворта о нарциссах. А значит фраза Меркьюри "I'm as gay as a daffodil" из интервью Джулии изначально была каламбуром, понятным для всех людей, закончивших хотя бы элементарно несколько классов общеобразовательной школы.

Упоминаемый в статье Supercharge игал у них в тот день на разогреве. Все темные и маловразумительные моменты я пыталась прояснить в комментариях.

11 сентября 1976 г.

Фил Макнейл

Новый Музыкальный Экспресс

Если зрители выстраиваются в очередь, даже когда у них уже есть билеты ...

... Вы наблюдаете за Феноменом. Именно таковой была ситуация, когда Queen играли на Эдинбургском фестивале (1) - при этом поклонники Молодого Наследника Престола отдали должное этому человеку и его людям… Но что же насчет музыки? Что по поводу будущего? Наш герой, облаченный в трико скачет прямиком в тупик?

Ледяной эдинбургский ветер обдувает голые склоны недалеко от Театра Playhouse и мучает толпу мазохистов, которые стоят в очереди длиной в четверть мили, чтобы попасть на первый британский гиг Queen в 1976 году.

Мазохисты? Вы уже все поняли о моих предубеждениях против этих четверых вундеркиндов? На самом деле, нет: они мазохисты, потому что у них у всех уже есть билеты, и, в то время как паб на другой стороне театра почти пуст, эти дети рискуют подхватить воспаление легких ни за грош из-за нетерпения добраться до своих мест.

Обескураженные, фотограф Чоки Дэвис и я отдаем предпочтение очереди в пабе, оставив шотландскую очередь…

Позже, в Playhouse, Supercharge выдают свои непристойности на радость толпе, битком набившей зал. Они потеряли клавишника Йэна Брэдшоу, по крайней мере, на сегодняшний вечер, и это вполне объясняет вызывающее беспокойство ослабление бренчащего ритма группы. Но знаменитая шотландская публика словно рехнулась.

Будь то Bay City Rollers, скачущие по сцене в стиле новый панк-рок или совершенно серьезная тенденциозная фанк-песня, отклик настолько силен, как, вероятно, у Superchange никогда и нигде не было, - но это определенно провальное выступление!

Ливерпульские бездельники удаляются, остальные начинают распевать во всю глотку «Мы хотим Queen», а шустрые роуди готовят спартанскую сцену: никаких хитроумных декораций, ничего подобного, только громоздкая ударная установка Роджера Тейлора перед обязательным гонгом и гора гитарных усилителей Брайана Мэя.

Тьма ... толпа затаила дыхание ... звук гонг ... визг восторга парня, стоящего рядом со мной ... что-то вроде обычной симфонической электронной атмосферной фанфары... она перетекает в Bohemian Rhapsody в стиле Гилберта и Салливана (2) ... волнами наплывает сухой лед ... громогласное приветствие зала... юноша рядом со мной вонзает свои локти в мои ребра и подпрыгивает на сидении как в бреду ...

Вот они и на сцене, выбегают под звуки записанной Bohemian Rhapsody, которую сменяет живое исполнение, сопровождаемое тяжелым рифом. Безумно вспыхивают огни, повсюду дым, парнишка рядом со мной кричит от радости, ему вторят 3000 обезумевших шотландцев. Взрывы не прекращаются, и я второпях записываю, во что одет Фредди Меркьюри, пытаясь контролировать свое потрясенное сознание.

Здесь сказано белый комбинезон. Какой профессионализм. Я как военный корреспондент, отмечающий время, когда стена, к которой он прислонился, сносится танком.

Безжалостная бомбардировка всех чувств продолжается и тогда, когда Queen «выбираются» из «BoRhap» - «just gotta get right outta here», (я просто хочу отсюда выбраться) - и как я могу не согласиться? - в грубоватую смесь риффов хэви-метала, склеенных показными гармониями, после чего следуют быстрые проигрыши (минусовки).

По сути, это полная ерунда, театрализованный синтез грубейших кусков регламентированного шума, который только может сотворить это трио. Когда грохот стихает, Меркьюри снова появляется из-за кулис. Похожий на лягушку в своем плотно облегающем балетном трико, он величественно наколдовывает гигантские вспышки, оглушительно вспыхивающие со сцены.

Едва ли не такой же грохот производит аудитория со своих выстроенных шеренгами сидений.

Явление Queen было неоднозначным. Самая успешная британская группа десятилетия, надув губки, предстала перед своими верноподданными.

Тенденция, вероятно, ясна. Толпа любит их, критик ненавидит. Так случилось, что они мне таки нравятся, но в целом вырисовывается справедливая картина отношения рок-прессы к Queen: в конце концерта, когда единственным возможным способом увидеть группу на сцене было взобраться на плечи человеку, сидящему впереди тебя и прыгающего вверх-вниз, я выхватил из толпы пару кислых лиц. Критики.

Так было не всегда: в двух словах, в начале 75 года у Queen была огромная аудитория и уважение критиков. Дейв Даунинг, чья недавно опубликованная книга, «Будущий рок», окидывает пристальным взглядом весь спектр тяжелого рока - Дилан, Рид, Боуи, Флойд и т.п. - рассматривал «Sheer Heart Attack» наряду с «Пропагандой» Спаркс в январском выпуске «Let It Rock» в 1975:

«Я нахожу слова Рона Мела оскорбительно неубедительными, но хвалю за находчивость… Я просто вижу Гилберта О’Салливана, (3) ударившегося в прогрессивный рок…»

Измените Гилберта О’Салливана на Гилберта и Салливана и эти слова можно легко применить к “Night at the Opera”. Тем не менее, Даунинг сказал следующее о Sheer Heart Attack:

«Резким контрастом перед нами предстает третий альбом … это лучшая группа, которую я слышал за последнее время… Queen убедили меня, что деление рока на тяжелый и мягкий в большой степени происходит за счет нехватки энергии в обоих течениях. И когда они исполняют рок, и когда балладу… от них просто исходит энергия. В них есть привлекательность ранних Битлз.»
«... Гитара Брайана Мэя подчеркивает вокал Фредди Меркьюри с такой же силой и, возможно, с большей изобретательностью, чем Ронно в лучшие дни « Panic In Detroit »….
«… Голос Фредди Меркьюри не менее удивителен, ему мешает только отсутствие лирики, которая это подчеркивала бы и музыки, достойной его. Некоторым рок-группам мешает глубокий смысл их песен; я думаю, что Queen это только помогло бы.
«Но это скорее надежда, чем критика. Превосходный лоск этой записи скрывает настоящее золото, а не, как в случае Sparks, просто заменяет его…».
Правильно, Queen во время «Sheer Heart Attack» находились в равновесии, они были готовы к выбору практически любого направления и статуса, которые только заблагорассудится. Они побороли свои первоначальные недостатки – кэмп, гротескное подражание Led Zeppelin, и стали мощной и стильной группой, выдавшей потрясающий сингл «Killer Queen».

Хотя им не хватало умения Боуи управляться со словами, исконное значение их названия по-прежнему цепляло, и, слушая «Sheer Heart Attack», казалось, что все, что им нужно, - это слова к песням и немного организованности, чтобы стать не только самыми популярными со времен Боуи, но самыми лучшими.

Первое, что бросается в глаза - это пульсирующая энергия, с которой Мэй ведет ансамбль через водоворот «Брайтон Рока». Он взрывается с энергией, соответствующей будничной праздничной лирике, и на карте слов прокладывает свою собственную тропу: он рассказывает историю.

Эта энергия почти полностью отсутствует в «Opera», и даже в «Брайтон Роке» она ужасно нарушается смехотворным гитарным соло. Мэй слушает только себя в бессмысленных упражнениях, что создает впечатление совершенной оторванности от остальной части номера.

Эта энергия, также отсутствующая в «Opera», обнаруживается в «Now I’m Here», намеки на the Who («I Can See For Miles»), приводящие к блестящим сочным гармониям – все сделано в духе Роя Томаса Бейкера, продюсера Queen на протяжении всей их карьеры, а сейчас он удачно использован в «Drag Race Queen» от Sunfighter, которая не имела шанса среди всех хриплых гармоний «Opera».

Отличный рок, сильный и позитивный, известен нам со времен тура Queen по США с Mott the Hoople.

Однако по альбому «Sheer Heart Attack» семена упадка Queen рассеяны везде.

«Bring Back That Leroy Brown» стал первым свидетельством того, что они хороши не только в роке. Он был безупречно исполнен, такая кэмп стилизация под негритянские мелодии, но его плохо приняли.

«Lap of the Gods (часть первая)» показалась излишне помпезной; «Flick Of The Wrist», мрачная и тяжелая песня с бодрящим жужжанием, гитара Мэя снова рассыпалась по всему залу в приступе агрессии, правда, быстро исчезающей. К несчастью, все это было преддверием отталкивающей «Death on Two Legs».

«Death», открывающая «A Night At The Opera», похоже, адресована их предыдущему менеджеру (до Джона Рида.) Потрясающе плотная в музыкальном отношении, с агрессивным и ханжеским текстом, ужасно резкая и прямолинейная, мстительная тирада, которая говорит о написавшем больше, чем о том, кому это написано.

Эта незрелость подытоживает выступление Queen: дети, вырвавшиеся на свободу, но вооруженные по последнему слову техники.

Прозвучавшая до нее «Flick Of The Wrist», была такой же злой - и, очевидно, написана на ту же тему - но она добивается успеха там, где «Death» проигрывает, потому что музыка придает возвышенный характер пению, и слова становятся вторичны по отношению к мелодии.

В Эдинбурге «Flick Of The Wrist» идет четвертым, и он не так хорош, как в записи, может, потому что сегодня им с трудом даются быстрые песни.

Они уже исполнили «Sweet Lady» из «ANATO»(A Night At The Opera). Меркьюри поет хорошо, а группа звучит уверенно. Но внезапно гитара Брайана Мэя выходит из строя из-за всех полученных ударов, он сбивается с ритма. Финальное крещендо всех распаляет, но это далеко не такого, каким могло бы быть.

Фредди пьет шампанское за Эдинбург перед тем, как он и Мэй, угрюмо позируя в голубых лучах прожекторов, робко отваживаются перейти к по средневеково романтичной «White Queen» из «Queen II». Фредди идет к пианино под извилистое, отдающее эхом соло Мэя.

Здесь проблема Мэя выходит на первый план, он не может ритмично сыграть соло в быстром темпе. Песня набирает обороты, но она кажется всего лишь прикрытием, мчащимся сквозь, казалось бы, бессмысленные изменения от одного соло к другому, как бы пытаясь ослепить вас скоростью. Настоящая находка, чтобы прикрыть поверхностность!

Джон Дикон играет мощно, поддерживая песню, если нужно, а Роджер Тейлор, хотя и выглядит отстраненным от происходящего на своей высокой стойке, но играет уверенно и разнообразно. Пение Меркьюри превосходно, и, видимо, только Мэй подкачал.

Далее следует попурри, и оно приносит немного тепла в это безвкусное, кричащее и позерское шоу. «You’re My Best Friend» Джона Дикона завершает первую часть. Как и «Misfire», это самый дружелюбный трек на «Opera», и, покуда Мэй и Меркьюри разрываются между всеми музыкальными жанрами, известными роду людскому, это - единственная рок-песня, кроме Тейлоровской жизнерадостной «I’m in Love With My Car».

На сцене вокал Меркьюри прекрасно накладывается на гармонии группы, и публика хлопает в унисон с медленными мелодиями. Гитарное соло Мэя недостаточно громкое, и в конце он берет ужасный аккорд, но это случайный сбой.

Звон двух нот в конце «You’re My Best Friend» напоминает конец «Killer Queen», и перетекает в «Богемскую Рапсодию».

Bo Rhap подытоживает откровенный идиотизм, которым отмечен их последний альбом. Но на самом деле в этом бессвязном эпосе есть несколько примечательных черт, особенно гитарный проигрыш, который следует за оперной частью, с его внезапно обрывающимися, как бы половинчатыми фразами и, ближе к концу, изящный переход между затухающей гитарой Мэя и партией Меркьюри на фортепиано. Но все остальное громоздко и, если не явно глупо, то напыщенно и без воображения.

По неведомым причинам Брайан Мэй, казалось, потерял чувство рок музыки в этом альбоме, и первое гитарное соло в Рапсодии стало единственным не скомканным соло в альбоме, не считая Lazing On A Sunday Afternoon. А что касается Вельзевула ...

Но слова Богемской Рапсодии даже хуже музыки. Основной сценарий, по-видимому, заключается в романтическом отходе от общества «бедного мальчика», который, в угоду Меркьюри и его поклонению оружию, убивает человека, что приводит к некоему перетягиванию каната между двумя силами. Жизнь и смерть? Рай и ад? А Фредди сам-то знает?

Есть еще краткий вызов, как удар ножом - «just gotta get out of here», но заканчивается все фатализмом «anywhere the wind blows». Невнятное повествование об идеализированных эмоциях, которые, вероятно, вообще ни о чем.

Песни Меркьюри склонны к тому, чтобы быть смутными до такой степени, что кажутся бессмысленными. Вот возьмем такую пошловатую вещь, например, как Lazing On A Sunday Sunday, где технические умения Queen превращают короткую слащавую песенку в высший пилотаж с отличным гитарным пассажем. Именно он напомнил мне о Дневнике Миссис Дейл (4), а также еще одна особенно гармоничная строка в «there he goes again». Но всю глубину претензий Меркьюри можно измерить в других его «серьезных» песнях.

Они на самом деле довольно редки, но самый глубокий опус Меркьюри, не считая Рапсодии, вероятно, In The Lap Of The Gods из Sheer Heart Attack. Там присутствует знаменующее грядущие несчастья целостное пение, которое мне очень нравится в музыкальном плане, но его единственный смысловой посыл, как и в случае с Рапсодией, - это то, что мы называем предопределением.

Остальная часть творений Меркьюри состоит из живых баллад (мелодически горестные, лирически малопонятные Lily Of The Valley из Sheer Heart Attack и более нарциссическая, менее целенаправленная, извилистая Love Of My Life, самая незапоминающаяся в Opera); стервозности (этот ужасный дуэт Flick Of The Wrist и Death On Two Legs); и песен со странным ритмом ( Leroy Brown, Lazing и Seaside Rendezvouz из Opera).

Seaside Rendezvous - довольно интересная вещь, иллюстрирующая странный пуризм, побуждающий Queen хвастаться на обложках альбомов тем, что они не используют синтезаторов. Длинная пьеса, в стиле 20-х годов, Рандеву полностью оркестровано инструментальными пассажами разных духовых инструментов, которые исполнены исключительно вокально! (см. ниже перевод этой песни - после этих слов я несколько раз переслушала эту песню Она мне и раньше нравилась, а теперь и подавно!)

Это поразительно. Королевичи - перфекционисты, как мы все знаем. Даже пение Меркьюри, как и на большинстве альбомов, сделано строка за строкой, чтобы создать поразительный эффект. (bursting out of the speaker effect).

И в этом перфекционизме и таится их гибель, потому что они, кажется, так долго работали над Night At The Opera, что полностью потеряли из виду то, зачем они это делают, а именно – записываемый диск, уделяя внимание поверхностному совершенству без малейшего намека на огонек Sheer Heart Attack.

Как бы там ни было, вернемся к творчеству Фредди: следующая песня в эдинбургском попурри, последовавшая за Bohemian Rhapsody, и, слава богу, без оперной части- это Killer Queen.

Что за песня! Хотя они исполняют ее медленнее, чем на записи, она все равно звучит слегка торопливо, идеи сыплются одна за другой - так быстро и сочно.

В ней так много достоинств, которых не хватает в Опере: интересная музыка (которая была проигнорирована на A Night At The Opera в пользу сценической броскости), краткость, яркость (Опера положительно «бескрылая» по сравнению с манерной поступью этого чуда), в своей суетности она ни на что не претендует, нечто, чем не может похвастаться ни одна из работ с Оперы, включая укулеле Мэя, которое он пытался заставить звучать, как вокал Джорджа Формби (5).

За тем следует шумный March Of The Black Queen с альбома Queen II и после него Рапсодия. Гонг Тейлора резко вталкивает нас в эффектное исполнение Leroy Brown - чисто инструментальное, чем и заканчивается попурри.

О, нет, это виртуозный гитарный проигрыш, когда остальные уходят со сцены, оставляя Мэя поиграться с его эффектными устройствами.

Этот человек не имеет ни малейшего представления о сценических уловках, он неуклюже стоит на том месте, которое только что занимал Фредди, и время от времени бросается к своему усилителю, чтобы крутануть еще один рычаг. Его выступление остроумное, но едва ли его музыка превосходная – вполне себе средненькая.

Временами в течение этого промежуточного соло Мэй исполняет что-то хорошее - глянцевую, японскую часть, мягкий, симфонический проигрыш - но его индивидуальное выступление страдает из-за ошибки, общей для всех Queen, которая обесценивает то хорошее, что они играют – у них нет вкуса. Они не понимают, что есть хорошо, а что плохо.

Они умеют выступать, и они очень яркие парни (согласно бездарно и неинформативно написанной Официальной Биографии Queen авторства Ларри Прайса, Брайан может иметь или нет докторскую степень по астрономии, Меркьюри - по графике и иллюстрации, Дикон - диплом с отличием по электронике, а Тейлор степень в области биологии), но что касается вкуса ...

Как будто для того, чтобы подчеркнуть этот момент, Тейлор возвращается, чтобы сделать свой бессловесный трюк с пивом на барабанах, и они начинают громоздить целую серию монотонных, архетипических рифов хэви-метала.

Следующая песня, 39, и все четверо выступают вперед - Мэй с акустической гитарой, Тейлор с тамбурином и бас-барабаном.

Ну, надо же, какими прихорошившимися они выглядят! Меркьюри снова демонстрирует свой прекрасный голос.

Новинка You Take My Breath Away из альбома, в настоящее время известного как A Day At The Races - наполовину законченного, - демонстрирует, что Фредди все еще не прощается с исполнением баллад. Это робкая, изящная песенка под аккомпанемент фортепиано, старомодная и заурядная...

…Наступает важный момент - Брайан в качестве композитора: The Prophet’s Song. В книге Прайса Мэй объясняет, что этот сюжет ему приснился: «…это был сон о мести, но во сне я не мог понять, за что надо было мстить».

Итак, притча о Ноевом Ковчеге исходит из подсознания астронома, она, казалось бы, перенесена в настоящее время, космический корабль, полный людей, очевидно летит в космос.

Музыкально – это древнеанглийский, по мнению Роджер Тейлора, рок-эквивалент прусской воинской дивизии, марширующей в крестовый поход, испорченный в середине самой дурацкой самонадеянной а-капеллой, которую только можно себе представить.

Если Queen с самого начала были хамелеонами (Зеппелин встречается с Боуи), то сейчас они еще дальше продвинулись по этому пути, радикально меняя свою индивидуальность от одной песни к другой (Джордж Формби встречается с Сесилом Б. Демиллем встречается с…). Это именно то обращение, которое песни Мэя позволяют в отношении себя.

Good Company – это очень английское повествование, еще одно невнятное нравоучительное повествование. В стиле Формби, с потрясающим гитарным ансамблем, имитирующим джаз банд в полном составе – еще одна вещь, на которую ушли месяцы тяжелой работы, а получилось не более чем песня-однодневка (песня-неудача).

39 – это акустическая песня. Кажется, перед нами еще один срез научной фантастики. Мрачная сказка, которая обескураживающе хорошо скрывает свою суть. Тем не менее, песня оставляет приятное чувство.

На сцене, сопровождаемая клубами дыма от сухого льда, начинает звучать The Prophet’s Song. По мере того, как каждый пробивает свою партию сквозь плотный хор, я все ожидаю, что они вот-вот столкнутся друг с другом, но они как-то ухитряются этого избежать. Как бы там ни было, но они замолкают, когда Меркьюри затягивает свои смехотворные вокализы. Нечто наподобие Single Swingers (6), только исполненное одним певцом с отталкивающим нарциссизмом.

Но зрители, кажется, к своему стыду очарованы этим спектаклем великого позера и его миллионом голосов. Тошно.

К концу песни спускаются два вращающихся шара, и голова кружится от звучащей записи фортепианной игры. Шары поднимаются – это взлетает НЛО?

Как бы там ни было, это дает Фреду шанс переодеться в гротескный чёрный наряд, и внезапно мы снова попадаем в атмосферу мигающих огней/ стробоскопов, сцен, когда адреналин зашкаливает - звучит Stone Cold Crazy, ритм быстрый очень хэви-мэтал, Мэй исполняет хорошее научное соло.

Фредди снова начинает играть на пианино в свое удовольствие во время Doing All Right из Queen, медленно и лаконично под гитарные каскады и прекрасные гармонии, но это сменяется поганым соло, неожиданно похожим на бразильский риф и прочие ненужные повороты. Что они пытаются этим скрыть?

Lazing On a Sunday Sunday исполнено очень аккуратно. А затем толпа получает давно ожидаемую Keep Yourself Alive. Это неплохая песня, но они ужасно ее утяжеляют и оскорбляют слушателя своими бездушными, помпезными попытками общения.

Queen чуть не пляшут буги-вуги во время Tie Your Momma Down, из их нового диска. Это самая прямолинейная песня из всех исполненных, со скользящим ломанным ритмом, который отклоняется в сторону 12 тактов. Фредди позирует достаточно бестактно и глупо при довольно нелепом освещении.

Liar из Queen начинается в ритм Бо Дидли, а когда начинает звучать типичный разорванный ритм Ее Величества Queen, Мэй выдает настоящую крутую фразу, как бы глумясь над ни на что не годными вещами, которые он играл весь вечер.

Но когда это тоже растворяется в бесцельности, становится очевидным, что Queen вживую - это несколько классных песен, имидж и много шума. Их хэви-метал не лучше, чем подобие Nazareth, он бессистемный, без реальной динамики вне структурных ухищрений. Работа для отвода глаз для по сути люмпеновсой музыки ... но они способны на гораздо большее.

Lap Of The Gods продолжает шоу, его неослабевающий хор звучит в сопровождении хороших аккордов - редкий товар для Queen, как же, как и его устойчивый ритм - и когда сцена исчезает под сухим льдом, они шлют нам прощальный поцелуй.

Но в это я не верю. Никогда в жизни, за исключением the Rollers (7), я не сталкивался с такой истеричной реакцией на группу. Это похоже на бунт, молодежь носится в темноте, наполненной дымом, и, если Queen не вернутся сей час же на сцену, эта толпа разрушит здесь все.

Вызов на бис - это великолепное Now I'm Here, за которым следует их рок-н-рольное попурри из Big Spender и Jailhouse Rock. Но им не стоило этого делать. Меркьюри не имеет ни малейшего представления о том, как расслабиться и хорошо провести время, и его попытки заставить слушателей поучаствовать смехотворны. Исполнение обрывочно, и даже их рок-н-ролл испорчен - слишком много поворотов!

Что касается того, куда Queen держат путь, две песни, которые они сыграли со следующего альбома, были ничем не примечательны и не давали ни малейшего намек на то, каким будет его содержимое.

Тем не менее, совершенно очевидно, что они настолько далеко заехали в свой собственный тупик, что практически нет надежды на то, что они когда-либо реализуют тот потенциал, который был в Sheer Heart Attack.

Они могли бы стать гигантами настоящей музыки, но, похоже, им суждено остаться самой совершенной потакающей своим желаниям группой в роке. Мастера стиля, пустота содержания.





(Playhouse в Эдинбурге был открыт в 1929 году. Зал вмещает 3056 зрителей, что делает его самой большой сценой в Великобритании. Первоначально это был кинотеатр. Вот как это здание описывается в начале XX века «Стены выдержаны в тонах цвета слоновой кости и камня, а крыша украшена полосами бледно-зеленых листьев, переплетенных золотом. Сидения в разных частях зала имеют обшивку, гармонирующую с общим стилем отделки. Фронт выполнен в венецианском стиле...)»

1 - Эдинбургский фестиваль — общее наименование фестивальных мероприятий, проходящих в Эдинбурге каждое лето, как правило, в августе. Несмотря на то, что фестивали проводятся разными организациями, не имеющими отношения друг к другу, посетителями они воспринимаются как одно событие. Эдинбургский фестиваль является крупнейшим среди подобных ежегодных мероприятий.

2 - Гилберт и Салливан — театральное сотрудничество викторианской эпохи либреттиста Уильяма Гилберта (1836—1911) и композитора Артура Салливана (1842—1900). В период с 1871 по 1896 год они создали четырнадцать комических, которые часто упоминаются как оперетты. Гилберт создал причудливые сюжеты этих опер, в которых всё «шиворот-навыворот» (topsy-turvy), где каждый абсурд доводится до логического конца: феи вращаются в обществе британских лордов, флирт является преступлением, гондольеры претендуют на монарший престол, а пираты оказываются заблудившимися аристократами]. Салливан, который был младше Гилберта на 6 лет, внёс вклад своей музыкой, легко запоминающимися мелодиями, которые передают и юмор, и пафос.

3 - Гилберт О’Салливан (Gilbert O’Sullivan, род. 1 декабря 1946) — ирландский музыкант, автор-исполнитель, певец и пианист, в творчестве которого соединились дар «песенника битловского образца и интерес к старомодным музыкальным жанрам».

4 Дневник миссис Дейл был первой значительной радиодрамой BBC. Первый выпуск 5 января 1947 года. Эта радио пьеса была новаторской в том, что каждый эпизод предварялся монологом самой миссис Дейл, как если б она зачитывала свой дневник.

5 Джордж Формби (1904-1961) - английский актер и поэт-песенник, игравший на укулеле и банджолеле. Считается гениальным профессионалом мюзик-холла.

6. The Swingle Singers — ансамбль из восьми певцов, исполняющий музыку a cappella. Коллектив появился в начале 60-х годов в Париже как группа под руководством Уорда Свингла. Они работали с такими музыкантами, как Эдит Пиаф, Мишель Легран и Шарль Азнавур. Но вскоре у основателя группы Уорда Свингла появилась идея исполнять вокальным ансамблем инструментальную музыку. Дебютным альбомом стал «Jazz Sebastian Bach», принесший ансамблю мировую славу и первую премию «Грэмми». За Бахом последовали произведения Вивальди, венских классиков, романтиков, народные песни и джазовые композиции.

7. The Bay City Rollers — шотландская поп-рок группа, одна из самых коммерчески успешных в первой половине 70-х в Великобритании, продавшая в общей сложности (по данным BBC) более 70 миллионов пластинок.


Обещанный перевод Свидания на морском берегу

Seaside rendezvous
Свидание на берегу моря
Seaside – whenever you stroll along with me

Берег моря – когда бы ты ни прогуливалась рядом со мной
I'm merely contemplating what you feel inside

Я просто созерцаю то, что ты чувствуешь
Meanwhile I ask you to be my Clementine

А тем временем я прошу тебя стать моей Клементиной
You say you will if you could but you can't

Ты говоришь, что стала бы. Но ты не можешь
I love you madly

Я безумно тебя люблю
Let my imagination run away with you gladly

Пусть мое воображение безумно унесется с тобой
A brand new angle – highly commendable

Это нечто совершенно новое – очень рекомендую
Seaside rendezvous

Свидание на берегу моря
I feel so romantic.

Я в таком романтическом настроении
Can we do it again?

Мы можем это повторить?
Can we do it again sometime? (I like that)

Мы сможем это повторить когда-нибудь? (Мне так нравится!)
Fantastic, c'est la vie Madames et Monsieurs

Это фантастично, Мадам и Мсье – се ля ви
And at the peak of the season, the Mediterranean

И в самый разгар сезона, на Средиземноморье
This time of year – it's so fashionable
в это время года – это так модно
I feel like dancing in the rain,

Я хочу танцевать под дождем
Can I have a volunteer?

Ну, кто со мной?
Just keep right on dancing –

Продолжайте танцевать
What a damn jolly good idea

Какая это чертовски хорошая идея
It's such a jollification as a matter of fact,

Это по сути так развлекательно
So tr;s charmant, my dear

Это так тре шарман (очаровательно), дорогая
Underneath the moonlight

В лунном свете

Together we'll sail across the sea

Вместе мы переплывем море
Reminiscing every night (Shine on silvery moonlight)

Вспоминая потом о каждой ночи (сияние серебристого лунного света)
Meantime (in the meantime, baby)

А в это время (в это время, крошка)
I ask you to be my Valentine

Я прошу тебя стать моей возлюбленной
You say you'd have to tell your daddy if you can

Ты отвечаешь, что должна спросить у папочки, если можно
I'll be your Valentino

Я буду твоим возлюбленным
We'll ride upon an omnibus and then the casino

Мы покатаемся на омнибусе, а затем поедем в казино
Get a new facial, start a sensation

Прихорошимся, произведем сенсацию
Seaside Rendezvous — so adorable,
Seaside Rendezvous — oo hoo

Свидание на берегу моря – это очаровательно
Seaside Rendezvous —

Свидание на берегу моря
give us a kiss

Поцелуй же нас!

Везде пишут, что эта песня опереточная - а я просто вижу тапера, который играет в кинотеатре, во время сеанса немого кино! И видеоряд подтверждает это мое впечатление. Еще мне подумалось вот что - помните, как Фредди настойчиво хотел , чтобы их песням аккомпанировал настоящий оркестр? А ведь большинство старых фильмов вплоть до 60-х годов и сопровождаются оркестровой музыкой. Это так сказалась любовь Фредди к старому кино?

На фото - Фредди Меркьюри в белом трико, которое он впервые надел, очевидно, на этом шоу. По воспоминания Гэри Тейлора (сотрудника Queen, эксперта и фаната) он впервые появился в нем в начале сентября 1976 года. То есть именно в Эдинбурге. Через полгода на трико появились арлекинские ромбики. Это был май 1977. Так что контролируем потрясенное сознание и любуемся)))


Рецензии