Последний солдат

«Благость и милосердие потребны героям».  «Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат»  А.В.Суворов.

«Там был сад,  в нем много-много яблок».

   Рассказывал про свою синюю реку в камышах и кувшинках. А над водой летали стрижи и вились стрекозы.
«В реке я ловил рыбу. Разную. Была большая и маленькая. Приносил домой, а мама жарила ее. Вкусно...»

    «Патронов совсем не осталось. А они все пру и прут на нас. Есть только три гранаты, а этого очень мало. И тут убило моего друга. Убило Леху.  Осколком прямо в лицо. Было лицо и вдруг его не стало. А на месте лица кровавое месиво.  Потом так грохнуло меня по голове ! Очнулся только в медсанбате...»

   Дядя Саня все приговаривал : « Люди добрые, люди злые, люди разные... Они такие». Видно, что эта мысль не давала ему покоя.
  Когда Саня принимался говорить, то это всегда было неожиданно. Так же неожиданно и вдруг он замолкал. Замолкал надолго. Когда что-то рассказывал, то чувствовалось, что он не весь здесь, рядом. А где-то там, далеко, где все происходит.  Переживает все заново. Продолжает воевать.

   Говорит, что он счастливчик. Наверно это  так. Какой ни есть, но все же живой. Может дышать, греться в лучах солнышка и даже что-то вспоминать. Его друзей давно уж нет в живых. И о них, конкретных, давно позабыли. Есть только общая память. И на том спасибо. Но порой это происходит не от чувства благодарности, а скорее от стыда. Стыда перед павшими и забытыми.

    «Дядя Саня вы воевали ?» « Воевал...»  «У вас есть награды ? Медали, может быть и ордена есть ?» «Есть...» « А где же они ?» « Наверно у дочери...» И плачет.
 
    Ах люди, люди... Сами наградили и сами же отняли.
«Люди добрые, люди злые, люди разные. Они такие.»

  Проще всего поставить монумент. Один, на всех погибших. Как памятник неизвестному солдату. И перед павшими уж вроде бы и нет долга.

   « Дочь посадила на поезд.  Дала денег.  Плакала и целовала. Сказала, что меня там встретят. Но ни кто не пришел встречать. Паспорт дочь обещала прислать по почте, но не прислала. Я спрашивал на почте. Меня ругали и прогнали прочь.»

   «Вот, война скоро и закончится. Меня похоронят и она закончится. Проклятая !»

«Люди добрые, люди злые, люди разные. Они такие.»

     Его не из поезда выгнали, его из жизни выгнали. И ни кто этого даже не заметил.

     О так называемых коллекционерах и продавцах боевых наград.  «Господа», какое отношение вы имеете к этим орденам и медалям ? Боевые награды нельзя коллекционировать,а уж тем более - продавать. Это по меньшей мере выглядит как глумление над павшими. Я вам руки не подам.

    Всякие проходимцы любят греться в лучах чужой славы. И мало находится людей, кто способен их одернуть и поставить на место. Какие «ветераны» и «участники боевых действий» ?! Они в те огненные годы, в лучшем случае, пеленки были способны замарать.

     В послевоенные годы было много инвалидов с боевыми наградами на груди. Так всегда бывает после большой войны. Инвалиды-ветераны пели песни и просто просили помочь «кто чем может...». Особенно по вокзалам и поездам. Народ их жалел и подавал, кто сколько может. Не отказывали и не отворачивались. Я тогда был ребенком, но все хорошо помню. Особенно дядек небритых, без ног и на кустарно сделанных тележках. Было жалко и страшно. А потом их как-то вдруг и быстро не стало. Кто-то «там, на верху» распорядился и их куда-то убрали. Стыдно господа-товарищи.

    И, наверно, многие павшие глубоко верили, что их война самая последняя. Нам тоже очень хочется, чтобы это было так. Наши родные: родители, бабушки и дедушки всегда поднимали тост «Чтобы не было войны !»
 
       Мы с дядей Саней встречались несколько раз. В нашем парке, за кустами сирени, была одна «потаенная» лавочка. Наверно любители выпить на природе когда-то заволокли ее за кусты. Там было сподручно выпить не попадаясь на глаза милиции. Скамейка так и осталась стоять.

    Почти в любое время дня я мог там встретить дядю Саню. Он алкашом не был. Просто сидел на лавочке и о чем-то думал или просто наслаждался бытием.
     Я угощал его папиросами. Мы курили. Иногда Саня пытался что-то рассказывать. Но делал это своеобразно. Сказывались последствия контузии. Порой я думал, что он говорил вовсе не для меня. Вот ему я верил. Верил каждому его слову.
 Пожалуй, в нашей стране не найти ни одной семьи, у которой бы война не забрала близких и родных. Мою семью тоже война не обошла стороной. Но почему  я всегда первым вспоминаю дядю Саню? Вспоминаю тогда, когда речь заходит о прошлой войне .
    .


Рецензии
Да, "в нашей стране не найти семьи у которой бы война не забрала близких и родных." Вот такие дяди Сани и стали победителями, они стояли насмерть, до последнего...

Наталия Королёва   28.01.2021 08:51     Заявить о нарушении