Америка. Путевые заметки


Победила пространство: моря, континенты,
Реки, горы, полмира (мне кажется – весь)
Промелькнули в окне самолётном фрагментом
Киноленты, как будто. И есть только Здесь!

Время тоже, гляжу на часы, победила.
Убеждаюсь который подряд уже раз:
Вспоминаю вчера – не могу – позабыла.
Потому что у Здесь есть и только Сейчас.


Нью Йорк. Лето 2016.

Здесь фраза “все познаётся в сравнении” теряет смысл. Нью Йорк нельзя сравнить ни с каким ещё городом.
Первое, что приходит на ум, описывая его, – огромные дома. Таких широких и высоких я не встречала нигде. Дома так велики, что, даже запрокинув голову назад, порой, тяжело уловить концовку строения, убегающую от взора далеко в небо. И кажется, что солнце, даже если работает в полную силу и плавит своим жаром обувь на ногах, не справляется с работой по освещению. Нью Йорк – город теней и полумрака.

Дома широкие, как баобабы в джунглях,
Высокие дома – уходят в небо
Своими кронами. Кругом, как в ульях,
(Пчела здесь для наглядности гипербол)

Роится жизнь. Толпятся бегемоты –
Дома огромные. Давлеют. Велики –
Что неба не видать.. Как есть литоты
На этом фоне габаритном мотыльки

Обычных душ. И все-таки витают,
Как та пчела с особенной программой.
Как будто бы пчела и только знает,
Зачем она нужна гиппопотаму.


Второе, что приходит на ум, – Нью Йорк пахнет.
Аура стойких парфюмерных запахов, формирующих узнавание некоторых торговых марок присутствует по месту нахождения бутиков, и за много метров до упомянутых разливается приятный приглашающий запах.
В остальном город распространяет зловоние, исходящее будто из-под земли, или многочисленные бомжи добавляют не только грязного "колорита" этому городу, но и смрада немытого общественного туалета. …Чадят многочисленные припаркованные у тротуаров вдоль проезжей части кибитки-сосисочные, испуская и выхлопные запахи, и переработанные, донельзя прогорклые, мясные. Кибиток так много, что создаётся впечатление, что весь город состоит из малоимущих, питающихся только там.
Тут же, или в непосредственной близости от запахов, продают воды и свежевыжатые соки.

Третье. Грязно. Мусор, собранный в черные полиэтиленовые пакеты, оставленные около урн, которые никогда не мылись, или спонтанно разбросанный по дорогам. Окурки кидают прямо под ноги. 

Четвёртое. Пробки. Улицы забиты машинами и людьми. Все спешат, пересекаются, безропотно, вежливо уступая дорогу друг другу. Улыбаются. Не грубят, что заслуживает глубокого одобрения. Нет состояния напряжения. И, кажется, дышать, несмотря на запахи, легко.


Вот я все думаю о том, что наблюдаю.
Непривлекательным бывает то, что вижу.
Тогда глаза свои тихонько закрываю,
Почувствовать хочу, что сердцем движет.

Мне сердце помогает понимать
Сокрытое от глаз – глаза оковы,
Не позволяющие нам уметь летать,
Как птицам. Я летать готова.

Я это чувствую. И абсолютно знаю,
Когда глаза свои тихонько закрываю.


Пятое. Люди. Как упоминалось выше, очень радушные. Везде, куда ты ни идёшь: отель, кафе, ресторан, театр, магазин, музей…– тебя встречают с явным уважением. Часто улыбаются, шутят. И складывается впечатление, что у города всегда хорошее настроение. Особенные какие-то люди. Им плевать на мусор под ногами, но ты сам им небезразличен. Наверное, они счастливые просто.
У меня получилось их почувствовать. Это случилось на мюзикле. Бродвей. Театр Шуберта. Спектакль "Матильда". (Надо сказать, очень артистичные дети. В каких школах их учат?)
Наблюдая за действием на сцене (это спектакль для детей и взрослых о детях и взрослых), я слушала зал. Зрители. Не чопорно сидящие, выгуливающие своих чад, делающие последним одолжение. Нет! Зрители. Они питаются каждым звуком сцены, его перерабатывают, пропускают через себя и без стеснения откликаются в финале посредством эмоций. Смеются. Рукоплещут. Живут – одним словом.
(Я, поначалу, наблюдая за ними, впечатляясь их ловким сервисом в отеле, ресторанах или кафешках, думала, что все они умело играют свою роль. Артисты –думала я. Но там в театре я поняла, что они настоящие.) Открытые и свободные. И во взглядах, и в выражениях чувств. Нью Йоркцы – одним словом.Так мне увиделось.

По истечении шестого дня, глаз свыкся и с грудами мусорных пакетов, возлегающих у каждого кафе, и с грязью под ногами, и с попрошайками и калеками, как и с рекламными щитами, и бегущими неизвестно куда, но сплошь и рядом, неоновыми картинками, и с толпами машин и людей.
Обоняние смешало воедино запахи и дурные и благие, превратив все в общий аромат большого города.


Порхает птахой тут и там
Вкруг башен и по их витринам
Мой взор, сквозит по бутикам,
Листает все подряд картины.

Приемлет всякое пытливый.
Глядит и печатлеет мир
Красивый или некрасивый,
Как любопытный пассажир.

Ему сродни полутона.
Однако любы перемены.
Ему устойчивость дана
К контрастам жизни современной.

Как наблюдатель посторонний
Он все приемлеть не устанет.
Он – повидавший и нескромный,
Не очарованный мой странник.



Что бы ещё посмотреть, чтоб возбудить желание впечатляться, подумалось вдруг. А день седьмой выдался дождливым.


Нынче проснулась я позже,
Видимо, из-за дождя.
Города чистые мощи
Вижу в окне, горожан

С зонтами и в капюшонах.
Солнца не жди-не зови –
Дождь, как малыш несмышленый,
В лужи пустил пузыри.

Серая даль горизонта
Выйти зовёт – и пойду.
Не разверну даже зонта –
Рада, признаюсь, дождю.


И вот такси везёт (если по правде, то медленно тащит) нас по заполненным пешеходами и автомобилями авеню и улицам на пересечение оных: 8-ой и 42-ой.
Музей Мадам Тюссо и ещё один поблизости – Мистера Рипли.
И, действительно, чем бы ещё впечатлиться в Нью Йорке нам, уставшим от засилия живых! Разве – восковыми фигурами знаменитостей и не только...


Сегодня небо плачет, и прогноз
На пару дней совсем не утешительный
Для нас, под ним печальным, жителей.
Пишу свой поэтический вопрос...

Оно не присылает новостей –
Лишь гладкие эпические струи.
Прислушиваюсь к тексту – вхолостую.
Пройдусь под ним в Космический музей.


По истечении нескольких дней ознакомления с достопримечательностями города, в глаза стала бросаться другая сторона ньюйоркцев, или сами глаза стали притягивать "других" обитателей того же города. Очевидно, я взялась теперь описать тех "бедолаг"-попрошаек, которые зарабатывают выбиванием денег с обескураженных Нью Йорком туристов.

Именно что обескуражил меня и вывел из состояния равновесия блок Европейской живописи 19-го - начала 20-го веков Музея Искусств Метрополитен (TНЕ MET). Я расчувствовалась не на шутку. Воочию и в натуральную величину видеть полотна Дега, Ван Гога, Клода Моне, Пикассо, Писсаро, Дали и других (да не обидятся неупомянутые – их много)! Увиденное вызвало волну настоящих эмоций. Энергетика этих залов необыкновенна! После нескольких часов отстранённости от жизни насущной завороженную меня так и вывели на улицы города мои спутники (муж с дочкой). Довольные, но порядком уставшие мы решили ехать в отель на такси.

От желающих подвезти отбоя не было. Мы махнули первому в очереди автомобилю. Тут же, откуда ни возьмись, вырос перед дверью такси темнокожий человек в панаме с пачкой долларовых купюр в ладони и попросил денег. Выглядел он деловитым распределителем авто. Я все ещё находилась под впечатлением от просмотра и слабо ориентировалась в реалиях, поэтому готова была отдать требуемое без вопросов, однако мелких купюр не оказалось, на что "сборщик податей" предложил разменять нам любую нашу крупную. И только тут я вышла из состояния оцепенения и вопросительно поглядела уже на таксиста. Тот лишь поторопил, сказав, что это простой попрошайка. Потом однако по факту и сам попросил денег сверх счетчика.

Новый день принёс встречу. Старый добрый друг детства и юности. Вот уже 24 года живёт здесь. За это время обзавёлся, помимо особняка на побережье, глубинной философией понимания Америки и американцев. Я задала ему один вопрос: что же такое Американская мечта. Он ответил без раздумий искренне. Цитировать не стану – очень личное.  Скажу лишь, что в этом году он купил квартирку в родном уездном городишке, чему несказанно рад. На старость, говорит.

Вот и пробежали безвозвратно десять дней в Нью Йорке. Конечно же для меня они не канут в лету. Ведь я стала богаче в своём понимании ещё на один большой город. Теперь я знаю его таким, каким увидела. Высоким и тесным, душным и летним, неопрятным и пахучим, многоликим и многолюдным, знаковым и знаменитым, счастливым и дружелюбным, солнечным и дождливым. Он показался мне разным, потому что менялся день ото дня. Вместе с тем менялось и моё к нему отношение. Теперь, по истечении десяти дней, я могу сказать, что знаю Нью Йорк в лицо, и у меня есть о нем своё представление, что бы кто ни говорил!




ЛА ЛА Лэнд. 

Добирались до Лос-Анжелеса местными Американскими авиалиниями. 6 часов пути. Очень стильный и комфортабельный салон. Сервис на высшем уровне.

Как театр начинается с вешалки, так и город – с аэропорта или вокзала.
Лос-Анжелес произвел впечатление мгновенное: с нами ещё нигде не церемонились так подобострастно. Отель Пенинсьюла (о нем ниже) представил очень радушную, незабываемую встречу, чем привлек к нашим особам неподдельное внимание окружающих и самого Хью Гранта, с которым нам довелось делить салон авиалайнера. Встречающего нас человека заботили вопросы разного порядка, не только сопряженные с нашими сиюминутными пожеланиями и нуждами (что мы желаем выпить сейчас, а что – по приезде в отель), но и такие, не слыханные ранее: на каких подушках – с лебяжьим пером, гусиным или на синтепоновых – предпочитаем спать...). Человек сопровождал нас до автомобиля после получения багажа, как особо важных персон. Проще говоря, мы, считающиеся избалованными Дубаем, были обескуражены подобным вниманием к нашим скромным особам.

А дальше нас встречали и приветствовали на всем пути до отеля своими зелеными фейерверками длинноногие пальмы. И свежий воздух! И – желанная прохлада.
Все, что мы успели охватить с момента прибытия в L.A. и до окончания дня, – это вожделенная Родео драйв, которая, по сути, к отелю прилагается.
К слову о последнем, отель выбирали еще в Дубае, тщательно штудируя предлагаемую интернетом информацию, меняли предпочтения по мере возникновения разных идей. Иными словами, обдумывали свой тур заранее. Учитывали, что город огромный, поделённый на множество различных по своей значимости районов. Хочешь океанический отдых – останавливайся в Санта Монике. Пляжи Малибу привлекательны уже, но не только, самим названием. Хочешь ощутить себя беззаботным прожигателем жизни, приобщиться к лику небожителей на земле, остановись в Беверли Хиллз. Если же впечатляет Голливуд с его вечным действием, ночной жизнью и, как кажется из-за океана, блеском, по факту же, фетишем, надо выбирать отель неподалёку от Аллеи Звёзд. И так далее. И все это Лос-Анжелес.
Я привела в пример только те районы, которые изучала для проживания. А их множество, так же как и их знаменитых названий, которые у всех на слуху.
Однако, имея в копилке памяти достаточно большое количество односложных отзывов о Лос-Анжелесе, чтобы не испортить первое впечатление от города, мы решили следовать утверждению Канта, де "бытие определяет сознание", и остановили свой выбор на Беверли Хиллз.

Что производит впечатление мгновенное (возможно, глаз примечает на контрасте с предыдущим городом) – это чистота. Везде. Улицы. Дома. Дороги. Самое главное – тротуары не заплёваны жевательной резинкой.
И, что я ценю, дубайцы со мной согласятся, значительнее многих видимых благ, воздух. Его свежесть! Он имеет здесь особенный, какой-то необъяснимый аромат. Океанический, наверное. Хочется дышать и совсем не хочется покидать улицу.  Однако нам, заинтригованным встречей, все же не терпелось попасть-таки в отель. Он, кстати сказать, благоухал одинаково, на протяжении всех дней нашего постоя, изысканным ароматом лилий.
Нам приятно было вверить себя в профессиональные руки вышколенной команды. Подумалось, что каждый из них на своем месте и счастлив на нем оказаться. Будь то ресторанские служащие или обслуживающий персонал, который встречает тебя у порога отеля. Однако, это отдельная тема для разговора, потому как колоритные все без исключения! Хочется рассматривать каждого в отдельности. Метрдотель, дворецкий, консьерж или же обыкновенный грузчик... Каждый – словно, персонаж какого-то фильма. А я – сторонний его наблюдатель, или же зритель.
Скажу просто, что мой глаз очарован.

В программе очередного дня был Диснейленд в Анахейме. Самый первый, открылся который в 1955 году. До сих пор там празднуют 60-летие. Популярность от этого ли, либо по какому иному поводу, судя по наплыву посетителей сегодня, растет, как похоже, и с каждым годом.
Добирались от отеля до места минут 50. Надо сказать, Uber (мы пользовались этой службой впервые) неожиданно представил нам альтернативный такси и очень удобный во всех отношениях (цена-качество) вид сервиса. Аккуратный и чистый автомобиль провёз нас с ветерком по свободным утренним трассам.
А там! Сказать “людно” – ничего не сказать. Билеты продаются без поправки на желание заплатить вдвое больше, но выиграть по факту во времени. Нет такого! Все стоят в долгих очередях ради нескольких захватывающих минут аттракциона. Часами стоят. Правда, на месте уже есть и ускоренные маршруты. Однако эти fastpass(ы) позволяют преодолеть нескончаемые очереди быстрее лишь в отдельных случаях и то только в определенное, назначенное спонтанно (электронной системой), время. К примеру, чтобы взгромоздиться на гору “Гризли”для веселого, захватывающего дух, судя по оглушительным крикам сверху, спуска, мы взяли фастпас в 3 часа дня – нам же назначили прийти между 8.45 - 9.45 часами вечера.
Одним быстрым проходом все же удалось воспользоваться. Аттракцион, признаюсь, был не из самых популярных.
Обошли оба парка часов за 6. Именно что, обошли. Прокатиться удалость лишь там, где удалось.
Не солоно хлебавшие и изрядно вспотевшие – было жарко – мы возвращались в отель на обычном жёлтом такси. Дорога обратно показалась беспросветно длинной с безынтересными картинками за окном и заняла часа два – таксист попался непонятливый.

Она встречает прямо у порога
И приглашает в путь тебя. Дорога.
Полна красот и поворотных мнений,
Знакомств, приятельств, новых впечатлений,

Перекладных и скорости соитий
И неизбежной яркости событий.
Она полна терпения и серости,
И притяжения к себе такой, и верности.

Ты доверяешь ей и вслед за ней
Несешь своих открытий пестрый шлейф.


Пытаюсь поймать слова, чтобы передать свои ощущения от Лос-Анжелеса посредством строки. Город напоминает во многом островной. Мне показался он похожим на Сардинский Сан Теодоро. Только больше океанического шика. Горы и пальмы выше. Бульвары и авеню шире. Бутики известнее. Публика разнообразнее. Низкие, распростертые по земле, постройки. Многие назвали бы это деревней. Однако по соседству деловой район города с красивыми зеркальными высотками, что не позволяет отозваться о городе так односложно. Энергетика районов разная, в общем, приятная.
Однако, я все думала, что же здесь заставляет отключаться от этого состояния приятствования, указанного выше, что же подлавливает тебя постоянно и отвлекает от беззаботности и наслаждения ею. Я, похоже, уловила это. Пишу, как чувствую, здесь присутствует старость. Она как долгожитель, над которым все трясутся и, в то же время, гордятся его долголетием и его временной победой над смертью. Она (старость) здесь холёная, но все-таки старость. И ты её чувствуешь, как чувствуешь разбитые дороги, независимо от того, в каком шикарном салоне автомобиля ты едешь. От этого ли кажутся здесь знаковыми "текучие" Часы Дали. Они на Родео драйв повсюду.
Кстати, о дорогах – последние не в идеальном состоянии, если сравнивать их с дубайскими, конечно.
Люди же однако наоборот очень стремятся к идеальным пропорциям.  И молодые, и пожилые, и старенькие (этих много, как и дорог) предпочитают из напитков минеральную воду и минимальный размер эксклюзивной одежды, независимо от ее стиля.

На самом деле, правду не ищу.
Смотрю событий ленту, между прочим.
Что примечаю в ней, то опишу,
Не приукрашу – нет, но не испорчу.

Однако, открывая мир, томлюсь,
Сокрытый от меня пространства дверями.
Его понять стараюсь, но боюсь
Увидеть правду, может... Не уверена –

И трушу каждый, всякий новый раз,
Боюсь, как цирковой канатоходец,
Разбиться без неё – она – баланс
И карма, коль сама меня находит. (06.08.2016)

В пути. Лечу. Пространство подо мной.
Лечу над океаном Тихим, горами,
Пустыней. Описать её попробую –
Красивая. С небес высоких зной

Испепелил и распластал чудовищно,
Расплющил на песчинки её тело.
Им нет числа, а значит – нет предела.
Живёт такая – и не просит помощи.

Смотрю я на неё с высот – великая,
Прекрасная и вовсе не безбрежная.
Дорогами, как шрамами, изъезжена –
Многострадальная, выходит, но не дикая.


Лас Вегас.

Вот уж где Диснейленд для не повзрослевших взрослых! С теми же очередями, с тем же уровнем сервиса. Самообслуживание – одним словом – начиная с трапа самолета.
(Хотя аэропорт произвел какое-то необъяснимо дурманящее впечатление. Он с виду напомнил мне огромный современный просторный торговый центр, где всё тебя зовёт, неизвестно куда, но зовёт, и ты идёшь на зов, как Буратино на многоголосье театральных приманок. И я, как тот деревянный мальчик, пошла, не заметив в какой момент отключилась от главного, и оказалось в прострации: багаж забирали спустя час по приезде, пока не оборвалось состояние ословатости.)

В отеле. Никто не встретил, кроме тысячи человек. Люди. Сплошь и рядом. Полуголые ли, или полуодетые. Ряженые, пришло на ум. Текут рекой в многочисленных холлах. Шумят и галдят! Некоторые орут. Свистят. Что-то обсуждают и радуются, видимо, дешевизне номеров. Не обращают внимание на плохой сервис. Им все равно.
И тут меня осенило – именно поэтому и цены на проживание невысоки здесь, так как отсутствует настоящий гостиничный сервис.

Бассейны. В моем отеле их четыре – я наблюдаю картину из окна номера на 24-ом этаже – кишат людьми. Последние пританцовывают, кто, кидая надувной мяч, кто, потягивая коктейль, или же лёжа подергиваются, загорая.
Глядя на все это, у меня возник единственный вопрос, в котором часу это шумное действо заканчивается. И, что важнее, удастся ли здесь поспать.

Номер. Интересен разноуровневым дизайном комнат. Мы остановились в Венецианском отеле.

Прошлись. Много удрученных. Проигравшихся. Их видно. Сидят отрешенные и заметно грустят. Но в глазах даже не разочарование – пустота.

Остальные подёргиваются в каком-то неведомом мне танце. Веселятся. Не радуются – нет, ведь радость идёт от сердца. Здесь другое. Состояние некой разновидности экстаза. Все неестественно возбуждены. Словно под воздействием психотропных. Может, в воздух что добавляют здесь! Надо быть аккуратнее.

Позднее вечером были на концерте Джей Ло. Она профессионал. И команда её. Однако, скажу, шоу абсолютно не для детских глаз. Окружающим американцам понравилось очень. Равнодушных было мало. Но были недовольные откровенным стриптизом со сцены. Видела, как покидали зал пенсионеры. Не концерт, а дискотека, одним словом, для не повзрослевших взрослых.

Американцам, повторюсь, очень все здесь нравится. Разговорилась с соседкой по ряду и месту – из Техаса. Говорит, ездят сюда каждый год. Спросила меня, понравилась ли мне Америка. Я ответила ей неопределённо, что ни на что не похожа.

Дни в Лас Вегасе протекали по схожему сценарию: завтрак - бассейн - обед - отдых - променад - ужин - шоу.
Шоу. За четыре дня мы посетили их пять. Обязательными к просмотру были сезонные и рекомендованные знакомыми.
Таким образом, мы побывали на концерте вышеупомянутой Дженифер Лопес, на шоу Дэвида Копперфильда, на цирковом посвящении легендарному Майклу Джексону и на водном представлении The Dream.

От шоу к шоу я все ждала (ну вот, наверное, сейчас!) восторга.
Однако не все виденное имело у меня оглушительный успех.

Шоу Дэвида Копперфильда.
Главный маг довёл до слез тематикой. Взывал к голосу любви к родителям. Заглянул в душу и ещё в прошлое и даже немного в будущее. Появлялись из ниоткуда автомобили, динозавры и даже летающая тарелка. А, да! – был ещё и инопланетянин, волшебно посланный отцом мага, сообщить последнему о своей любви. Я всплакнула немного, подумав о своём. Дочке, думаю, шоу понравилось.

Музыкальное посвящение легендарному Майклу Джексону от цирка Дюсолей.
Задумка безусловно удалась. С какой любовью поставлено шоу! Мастерство исполнителей всех без исключения номеров вызывает истинное уважение к людям, победившим самих себя, доказывающим, что нет ничего невозможного. Это шоу - памятник сверхъестественным способностям обычного человека и победе над его природой! Визуальные эффекты граничат с волшебством до такой степени, что присутствие Майкла Джексона ощущалось вполне реально.

Водное представление The Dream.
Ничего более поразительного с эмоциональной точки зрения я не видела в своей жизни. Это было единственное шоу игорной столицы Невады, на котором была запрещена фото- и видеосъемка.  Так получилось, что The Dream явилось финальным аккордом, которым Лас Вегас завершил свое выступление передо мной. И тем самым покорил мир моего воображения, изменив первоначальное впечатление о городе, и влюбил в себя, заставив улыбаться при воспоминании об этом единственном и неповторимом месте на карте мира.

День отпуска последний, уверена, со мной согласится читатель, наступает незаметно и проходит молниеносно, как будто его и не было. Отпуск машинально становится короче на один день. И вот ты уже у трапа самолета, желающий одного: поскорее добраться до дома.
Однако интригу этого дня нельзя игнорировать. Это очень важный день. День возвращения к привычному обновленным человеком.
День, позволяющий переварить увиденное, почувствовать недопонятое, разглядеть утаенное от мимолетного взора, теряющего фокус в обилии незнакомого. День, позволяющий смаковать миг завершения еще одного путешествия, согласиться с его послевкусием. Этот день необходим, чтобы сформировать впечатление и зафиксировать его в памяти навсегда.

Моя огромная земля –
Лечу над ней – конца и края
Не видно. Горы всё, моря
И облаков кипенных стаи.

За ними, как из-за кулис,
Видать земные откровенья:
Как солнца многоликий диск
Меняет суток настроенье,

Как разнопланова планета
В драматургии океанов,
Какого поднебесье цвета
Без декораций и тумана.

Аплодисменты крыльев птиц.
Их, перелетных, косяки,
Как строки в пьесе без границ.
…Плечистые материки.

Гляжу на действо исподволь,
Как мир играет свою роль.



Путешествуйте!
Очень важно лицезреть мир, а не воспринимать его по картинке. Что может сравниться с тем, чтобы воочию увидеть Лондон, Нью Йорк, Париж... Лишь подобное контактное восприятие, пропущенное через вкусовые рецепторы сознания, позволяет почувствовать душой и сердцем то, что ты видишь, и соотнести действительность с твоей и только твоей реальностью. Не иначе.
                Ксения Окская

(текст отредактирован 10.01.2021)


Рецензии
Занятно, Ксения.
Но ночная Столица Мира (Нью Йорк) , и ночной Лас Вегас - это особый мир.
А по поводу мусора...Василий Аксёнов в своё время хорошо сказал: "Нью Йорк - это парень, который заботится о своей напомаженной причёске, но не пользуется туалетной бумагой".
Обидно, но правда.
С интересом,

Геннадий Стальнич   05.12.2023 08:04     Заявить о нарушении
Хорошо сказал!
Помню свое первое впечатление по пути из аэропорта в Нью-Йорк и возмущение от неухоженности видов. Подумалось тогда: наведите порядок у себя, ребята, потом другим советуйте, как жить.

С уважением)

Ксения Окская   05.12.2023 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.