Осенняя паутинка её любви

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла...

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук...

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот...

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста...
[1915—1916] Сергей Есенин
 
Бабье лето на Урале – это просто поэзия! До того природа нежна и ласкова ко всем своим детям без исключения, что хочется просто ходить и улыбаться, обнять берёзку, пёсика Бобку, бабушку, пчёлок, ветерок. Тихо, тепло, солнечно. Паучки летают туда-сюда на своих шелковистых блестящих паутинках. Некоторые парят на маленьких воздушных облачках, белесых и невесомых, как дымок. Воздух чист, прозрачен, наполнен серебристым звоном. Нега. А какие запахи и ароматы собраны в осеннем букете из полей, лесов, озёр и гор – бла-го-у-ха-ние!

Иришка любила эту пору. Любила бродить за околицей деревни; через поле, мимо дедушкиной пасеки, зайти в сосновый бор, и там, слушая шёпот вековых сосен, помечтать... Стоишь так, прижавшись к тёплому стволу, закроешь глаза и ...полетела... Мысли и мечты приходят разные, но одна, покрытая тайной, всегда была главной, сладкой как сотовый мёд, будоражила воображение, молодое тело. Что же это такое – Любовь? Какая Она? Когда Она придёт ко мне? Как я узнаю своего избранника? Только при одной мысли о нём туманится взор, улетают мысли, я вдруг наполняюсь желанием, каким-то неведанным влекущим чувством, пьянящим, дурманящим, сладостным...

Недавно Иринка попыталась выведать у мамы про это волнующее её чувство, поговорить с ней о любви, о своих разговорах со школьными подружками. Но мама обещала вернуться к этой теме только на её пятнадцатилетие, а это только в мае, о-го-го, сколько ещё ждать и ждать! Интересно получается, – думала Ириша – хоть деревня наша большая, но поговорить-то на секретную тему и не с кем.
 
Сегодня классная объявила, что завтра с утра выезжаем в соседнее хозяйство для помощи в уборке картофеля.
– Ура, мама-папа! Завтра всем классом мы едем на уборку! – с порога радостно сообщила Иринка родителям. – Мамуля, только ничего не готовь. Положи в рюкзачок лишь соль, хлеб и воду – там нам мальчишки на костре картошечки напекут, ох и налопаемся! ...
 
Вот уже и осень заботливо накинула на сонную землю пёстрое покрывало из листьев. Деда с отцом отправили всех пчёлок спать в тёплые ульи.
На Покрова заснежила, завьюжила зима. Потом январь оттрещал морозами. В феврале намело столько снега, что расчистив дорожки, вся деревня оказалась в лабиринте коридоров. Быстрой метелицей пролетела зима.
Вскоре дневное солнышко, сговорившись с ночным морозцем, сообща заглянцевали снежный наст. На солнечной стороне появились стеклянные проталинки-оконца. Снег оседал, темнел от тяжести и, в конце концов, ожил весёлыми ручейками, зажурчал ручьями, зашумел речными потоками.
 
Первый приступ у Иришки случился в конце апреля. Во время большой школьной перемены у неё в глазах неожиданно потемнело. Едва успела прислониться к стене, как тут же осела на пол, потеряв сознание.
Очнулась в санчасти. Врач, завуч, классная и её мама (прибежала с работы) о чём-то тревожно перешептывались. До Иры донеслось: «...обследование... срочно в областной центр...»
Девочка до конца месяца ещё два раза теряла сознание и как подкошенная падала то на пол, то на землю. После, почти на сутки, оставалась тяжёлая головная боль.
Родителям пришлось срочно ехать в Челябинскую областную больницу и провести там полное обследование своей девочки.
 
Накануне своего дня рождения Ира с мамой сидели в кабинете заслуженного доктора и слушали заключение врачебного консилиума. Из сказанного девушка только поняла, что болезнь очень серьёзная. Потом врач попросил её выйти и подождать в коридоре.
– А теперь, Валентина Михайловна, – обратился он к матери – я, безусловно, должен рассказать вам всё на чистоту. Наберитесь мужества и выслушайте заключение комиссии. Обсуждая состояния вашей дочери и историю заболевания, мы с коллегами пришли к выводу, что Ирина осенью прошлого года получила дозу радиоактивного облучения на полевых работах при уборке картошки. Как вы нам указали – это был N-ский район, который после аварии в Челябинске-40 находится в полосе радиоактивного заражения ВУРС (Восточно-уральский радиоактивный след).

Врач посмотрел на Валентину Михайловну и продолжил:
– Человек по-разному воспринимает радиацию. У вашей дочери, к большому сожалению, организм среагировал заболеванием. Причём заболел очень тяжело и страшно, с вероятной угрозой для самой жизни. Сейчас у девушки наблюдается стремительное развитие опухоли головного мозга...
Доктор немного помолчал, давая возможность матери осознать весь трагизм произошедшего.
– Не томите душу, Андрей Ильич, говорите всё, как есть! – попросила женщина.
– Шансов на жизнь у нашей пациентки очень мало... Три, от силы четыре месяца и ...всё...
 
Валентина Михайловна вышла из клиники как во сне. Она ничего не сказала дочке и всю дорогу домой только нежно обнимала дремавшую Иринку, тихо шептала ей ласковые слова, прижавшись губами к золотистым волосам любимицы.
Всю ночь мать не спала, стараясь понять, как должна поступить:
– Что делать? Как вести себя с дочкой? Жалость, сострадание, сопереживание её болям... Конец только-только начавшейся жизни... Много неизведанного, мало познанного... А ведь у Ирочки завтра, ой, нет – уже сегодня! День рождения! И я обещала поговорить с ней о любви в этот день...

И вдруг сердце у мамы ёкнуло:
– Ведь дочурке моей не нужны красивые словесные кружева. Да и объяснения, наверняка, во многом получатся блеклыми и малопонятными. Надо дать ей возможность встретить и узнать любовь, чтобы Иринка сама смогла ощутить её нежную силу и сладкую прелесть, всю неудержимость этого зова жизни. С этим светом легче будет уходить...
...Встретить и узнать любовь... – мама вернулась к этой мысли. – Но ей так мало жить  осталось! Где и как найти избранника для дочери?!
Местных Валентина Михайловна отмела сразу. В задуманном первой помощницей была институтская подруга Любаша, которая давно звала к себе в гости – живёт одна с сыном. Валера ныне заканчивает 9-й класс Свердловского суворовского училища и после летних лагерей приедет на каникулы домой.

Решено: села, написала письмо подруге, особо не распространяясь про Ирину болезнь – мол, подробности при встрече... Утром бегом на почту – отправила.
Через полмесяца Валентина получила от Любы радостную весточку. Подруга в конце июня приглашала их в гости. Ждать матери было просто невмоготу, и они с дочерью немедля оправились в город Трубников. С собой взяли все медпрепараты и лекарства, прописанные в клинике – они помогали контролировать боли и общее самочувствие дочери.

По приезду оказалось, что сын Любаши приедет домой через неделю и поэтому хозяйка предложила Валентине встретиться ещё с двумя матерями, сыновья которых учились вместе с Валерой в Кадетке:
– А что! Пускай у Иринки всё будет, как в жизни, по-настоящему: смотрины, свобода в выборе, сердечные чувства и всё такое... И мнение других матерей полезно будет услышать.
На завтра договорились встретиться дома у мамы Игоря Марии – будет ещё Надя, мама Андрея.
 
Женщины собрались в большой комнате за столом и слушали бередящий их души рассказ о горе, ворвавшемся в Валину семью.
Иру на время отправили в комнату Игоря – послушать грампластинки на радиопроигрывателе, почитать что-нибудь из книг (благо их полный шкаф). Беленькая болонка Гетка сразу же приняла девушку в свою компанию и сейчас лежала возле её ног – пушистая собачка добросовестно исполняла обязанности заботливого охранника и преданного друга. На письменном столе Маша поставила для девушки поднос с бутылочкой лимонада и тортиком «Сказка».

– Что знает Ирина про свою болезнь? Какие слова ты, Валечка, для неё нашла, чтобы описать  дружбу девочек с мальчиками? И, вообще, что дочь знает о твоих, а теперь уже и о наших, задумках? – как самая старшая из подруг, Маша первой задала свои вопросы.
Выслушав ответы на свои вопросы, мамы парней стали высказывать свои мнения. Посыпались предложения. Но все были согласны с Валентиной – помочь молодой девушке надо обязательно!

Продолжение http://proza.ru/2021/01/12/691


Рецензии
Сергей! Доброго весеннего дня! Тронуло до слез! У этой истории в жизни есть реальные прототипы ?
От всей души желаю Вам творческих успехов и радости вдохновения!
С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   15.05.2022 17:31     Заявить о нарушении
Да, Альбина, история, безусловно, настоящая. И случилась она в далеком 1973 году...
Все её герои мне лично знакомы. Были и есть.
Вам же я хочу выразить свою искреннюю благодарность за столь высокую оценку рассказанной истории - старался писать от души, вспоминая и представляя картинки из прошлого в ярких образах.
Своим отзывом вы подтвердили, что мне это удалось.
Счастья вам, Альбина, здоровья и любви!
Сергей.

Сергей Домбровский   16.05.2022 19:11   Заявить о нарушении