Queen величайшее шоу на земле все тот же Эдинбург

Все время, что я переводила эту статью, я размышляла – он их ругает или хвалит? Одна из самых странных статей, над которыми я работала.
Были откровенно ругательные и неумные. Были ругательные, но написанные с умом. Были хвалебные – глубокие, были и пустые, ни о чем. Бывало всякое. Но эта стоит как-то особняком. Она написана как детектив. Недоумевать пришлось аж до самого конца.
А еще я хочу сказать, почему же все-таки перевожу злобные и предвзятые рецензии. (Спойлер!))) Во-первых, если ограничиться только похвалами, то картина будет неполной. Интересно смотреть на ту эпоху всесторонне, со многих ракурсов.
А во-вторых, я взялась как можно полнее осветить это выступление, которое так заинтересовало меня – Эдинбург 1 сентября 1976 года. Материала оказалось море. Грех было не взяться, не перевести и не поделиться этим с вами.

А еще мне кажется, что такие рецензии, в которых не звучит прямая речь самих участников группы, может расцениваться просто как воспоминания очевидца. Что-то типа фанатских историй, но со знаком минус. Человек волей судеб попал туда, куда лучше бы попал кто-то другой. Он оставил нам, кроме своего мнения, еще некоторые детали выступления, которые можно подметить, внимательно читая. Поэтому я рада, что в сети можно найти такие рецензии!

Вот после такой преамбулы, давайте почитаем!

Queen – величайшее шоу на земле
(«Но остановите мир. Я хочу сойти», – говорит Чэс де Уэлли.

11 сентября 1976 года

Sounds

“Прошу прощения, вы с Queen?», - прозвучал вопрос.

Я оглянулся. Я предполагаю, что горничная в отеле за 25 миль от Эдинбурга могла бы так подумать. В конце концов, я был одним их тех немногих избранных в отеле Пиблз Хайдро без костюма и галстука. А день моего прибытия совпал с новостью, что Queen тоже здесь остановятся. В самый разгар эдинбургского фестиваля, когда все номер в отелях заняты американскими туристами, группе все равно негде было бы остановиться. В том случае, если бы с Фредди обращались таким образом, к которому он привык.

«Отдаленно, - ответил я, - А что?»

Она хотела, чтобы я достал ей их автографы. В два часа дня, когда я только узнал, что меня все же допустят посмотреть на группу хоть во время концерта, не говорят о том, чтобы увидеть их в глазу на глаз? Не так-то это и просто, дорогая моя. Напомни мне позже, когда я буду знать, что происходит, хорошо?

Хорошо.

Но все было не очень хорошо. Я летел в Шотландию вместе с безупречным Майлзом из MNE и милой Линн из пресс офиса EMI.

Мы вместе работали на совместном выступлении Кевина Айерса и The Soft Machine в эдинбургском Playhouse. Но, когда мы прибыли в отеле, к моему удивлению там меня поджидало письмо у портье гостиницы, с моим именем на конверте.

«Мистер Чэс де Вэлли».

Пожалуйста, позвоните Барбаре Шарон сегодня вечером (!), если это возможно, (срочно). Она советует задержаться в Эдинбурге на еще одну ночь и написать рецензию на (!) Queen!

С каких это пор Барбара кому-либо что-то советует? Рецензию на Queen (у меня были свои причины запомнить, как это слово пишется)- вот что от меня ожидалось! А я даже и не знал, что они собираются здесь выступать!

Майлз знал, но он вообще много чего знает. Он пытался достать билетик целую неделю, но везде встречал непреклонный отказ.

Линн постигла та же судьба.

EMI и Джон Рид, настаивали на том, что на этом концерте в Playhouse прессы быть не должно. В конце концов, это было первое шоу после шестимесячного перерыва, И дебютная дата короткого тура, который должен был представить новый материал и новый порядок подачи песен на сцене.

Это мне удалось в результате нескольких весьма странных маневров. Вас верно утомят все эти детали о поздних походах по ночным ресторанам, игнорирующие вас менеджеры, и смущенные, но бестактные журналисты, добивающиеся своего.

Хватит того, что я скажу, что атмосфера вокруг Queen странно нереальна. Это мир Продукта и Имиджа, Купли-Продажи. Вкратце это мир ШОУБИЗА.

И я возненавидел каждую его минуту.

И в особенности, потому что оно настолько целостно. Каждое составляющее организации Queen казалось такими бронированным, что если бы мне даже далось проникнуть под их стальную пластину, то я бы обнаружил, что там кольчуга, держащая случайных журналистов на расстоянии и защищающая от их лезвий, нацеленных в самую их суть.

Так в чем же была суть?

Я не знаю, так ведь?

Но скажу вам, что думаю…

Я думаю, что у Queen вовсе нету Сердца, там вероятно Лед, где оно должно быть. Я уже подозревал, что в них мало Души. Даже самый беглый взгляд на их дискографию тотчас показывает это. Клинический звук и структура песен, твердостью подобная алмазу, так предельно мало теплоты в альбоме Queen.

Атмосфера секретности и ухищрений, напомнившие мне персонажа романа «Радуга земного тяготения», не рассеяли мои сомнения. Фактически, моя паранойя только возросла. В конце концов, (непереводимая игра слов (1) – по ссылку объясню) как оказалось, наивно, я надеялся, что музыкальные таланты Queen мне покажутся такими впечатляющими, что я возненавижу их выступление не столько активно. Я знал, что пару недобрых слов о них я все же скажу.

Но не представлял насколько этих слов будет много.

Чтобы еще более ухудшило ситуацию, их шоу было настолько совершенным, что тот, кто вознамерился бы его раскритиковать, чувствовал бы себя бесчестным и виноватым. Я хочу сказать, что это было не хорошее шоу, а великолепное шоу. Подходя к делу непредвзято, у меня появилось бы искушение сказать, что Queen никогда не выступали лучше за всю свою карьеру.
И в самом деле. Если бы я был фаном Queen, я бы серьезно рассматривал возможность следовать за ними и посещать каждое выступление как минимум в ближайшие несколько недель. Но я не фан Queen, и у меня нет финансовой необходимости следовать за ними туда, куда их пригласят выступать.

Я не против световых шоу, дымовых завес и громкой-прегромкой музыки. И я не возражаю против перемен костюмов. В принципе, по крайней мере. А что касается коммерческой составляющей высочайшего интеллекта и технического мастерства, то я первый тащусь от этого всего.

И если бы это было все, что Queen могут предложить, то моя работа была бы легче легкого. Я бы написал рецензию, подобную той, которую написал на выступление 10сс в Небуорте. Это я умею. Вот хорошая группа, они делают записи, почему бы и не показать это на сцене? 10cc схалтурили и разочаровали, в их выступлении было изнеможение и холодный ветер играл против них. НО они справились, потому что, несмотря на весь их цинизм, они все же сохраняют глубокую любовь к людям в целом. Или как раньше говаривали на семинарах по английской литературе –«глубокую любовь к человечеству».

А Queen не сохрани такую любовь, в их шоу не было даже черного чувства юмора. Если Queen вообще кого-то любят, то только самих себя.

Это становится вполне очевидным, как только Фредди Меркьюри выходит на сцену. Балетные шажки и позы, рассчитанные на журнальный разворот. Предельно облегающий комбинезон и прическа за 25 фунтов. Эти четко очерченные и о! такие экзотические восточные черты лица. Выглядит так, как если бы на завтрак он поглощал такие пороки, которые нам с вами даже не снились.

И этот элемент нарциссизма центральный в его образе. Он также прямо в самом названии их группы. И невозможно отрицать, что он и в его музыке. Это, вероятно, одна из причин из популярности.

Другая причина корениться, конечно же. В том факте, что Фредди Меркьюри и Брайан Мэй пишут действительно хорошие песни и исполняют их также хорошо. Я никогда не видел другую группу, которая была бы настолько же горделиво самоуверенна, как Queen были в Эдинбурге. Не видел я также другой группы, которая бы отточила свое исполнительское мастерство до такой степени, что это практически вышвыривало бы тебя из твоего сидения. Покуда дымовые бомбы дымили, а громовые раскаты гремели, Фредди Меркьюри вытанцовывал от одной перемены костюма до другой. Queen безупречно провели нас от своего первого альбома до последнего и позволили бегло взглянуть на материал, который вскорости украсит еще одни их альбом.

Прозвучал Ogre Battle с его режущими слух фальцетными гармониями, Flick Of The Wrist из Sheer Heart Attack, был радостно акустический 39 с альбома Night At The Opera. Слушатели сидели как пригвожденные, уставясь на сцену так, как если бы они смотрели на экран в кинотеатре. Звукозапись прозвучала во время исполнения Bohemian Rhapsody, Брайан Мэй исполнял соло в течение пяти минут во время Brighton Rock и, в лучах прожекторов, которые прорезали дымовую завесу как лазер, Фредди Меркьюри и эхоплекс (2) исполнили Prophet Song, которая посрамила бы самих Swingle Singers. (3)

Если это был не высший пилотаж зрелищности, то ни попурри из старых любимых песен, ни исполненная Меркьюри за фортепиано You Take My Breath Away, тоже таковыми не были.

Но это было настоящее Сценическое Действо в величайших традициях Шоубиза.

Меркьюри разговаривал с аудиторией так, как если бы находился в Варьете Бейтли. Вы меня поняли, со средне атлантическим акцентом –«Мы подошли в части шоу. Когда обычно играем попурри». И - «А в этом месте мы обычно спрашиваем – а что бы вы хотели послушать?»

ВСЕГДА ЭТО слово «шоу». Если вы до сих пор этого не поняли после всех этих бомб, и огней, и нарядов, то сам Меркьюри вам об этом говорит. Это вам не рок-н-ролл, и не думайте даже про буги, и даже не старый добрый хеви мэтал. Это спектакль масштаба Басби Беркли (4). Одна форма и никакого содержания. Покуда Меркьюри расхаживал с микрофонной стойкой в одной руке и с тамбурином в другой, он напоминал Фрэнки Вона с его соломенным канотье и тросточкой. Слегка обновите этот образ, и вы увидите, что Queen имеют с рок-н-роллом столько же общего, сколько и Клифф Ричард. А фактически, еще меньше, потому что прошлое Клиффа хоть чего-то да стоит.

Но слушателям это все равно нравится. Когда Queen ушли со сцены, зал наполнился дымом. Люди, стоя на сидениях, кричали и размахивали руками. Приглушенные красные огни, силуэты людей, появившихся на сцене, - все это сопровождается пронзительными воплями, шквалом человеческих голосов. Я был настолько трезв, насколько можно быть после двух стаканов пива, но мне все равно стало очень страшно.

Я пришел сюда с еще несколькими тысячами зрителей, чтобы увидеть рок-ролльную группу. Все они прекрасно провели время, а я возненавидел каждую минуту этого шоу. Нельзя скидывать со счетов реакцию аудитории, поэтому, надо думать, что я неправ.

Но в самом деле, рок-н-ролл - это не только гламур и сопли. Правда ведь?


1. Наше «ни пуха, ни пера» звучит по-английски как «break your leg” (сломай ногу). Это выражение здесь обыгрывается. То есть можно было бы перевести так – «в конце концов, иногда успех все же приходит……»

2. эхоплекс – акустический эффект при котором создается эхо в результате замедления проигрывания пленки (tape delay effect).

3. The Swingle Singers — вокальный ансамбль из восьми певцов, исполняющий музыку a cappella. Коллектив появился в начале 60-х годов в Париже как группа бэк-вокалистов под руководством Уорда Свингла.

4. Ба;сби Бе;ркли, настоящие имя и фамилия Уи;льям Бе;ркли И;нос ( Busby Berkeley William Enos, 29 ноября 1895 — 14 марта 1976) — американский кинорежиссер и хореограф. Известен постановкой масштабных костюмированных танцевальных номеров с большим количеством участников и неожиданными перестроениями их по принципу калейдоскопа.


Рецензии