Симметрия и асимметрия

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Будет здорово, если через несколько десятилетий дневник чтения Библии перерастет в комментарий на все книги Библии. Когда буду проходить книги, по которым проводил разборы, эти заметки буду писать поверх конспектов разборов, дописывая их. Сейчас я читаю книгу пророка Иеремии).

Две мысли о прочитанном. Первая. «И буду радоваться о них, благотворя им, и насажду их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей» (Иер.32:41). А во Вт.6:5 сказано «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Бог не ожидает от человека большей любви и посвящения, нежели те, которые есть у Него Самого к нам. Он рассчитывает на взаимность. На симметричность.

Вторая мысль по Иер.32:39: «И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них». Страх Божий подчеркивает вечную асимметричность моих отношений с Богом. Он всегда будет безмерно больше меня. Находясь перед Ним, я никогда не решусь похлопать Его по плечу (даже писать такое неловко). Никто не отправляется к Большому Каньону с целью повысить свою самооценку. Небеса не будут залом зеркал для наслаждения своим отражением.

У Маяковского в американских очерках есть фраза «Океан – дело воображения». Это о том, что и в простом море не видно берегов, но вот когда подумаешь, что такое безбрежье – на неделю назад и на неделю вперед, то оценишь (об этом пишет Гаспаров). Площадь и объем океана неизменны, но разные люди представляют себе величие океана по-разному. Это одна из сфер, где мы можем и должны применять здоровое воображение веры: представлять себе величие Бога – насколько Он огромен и насколько мы маленькие.

И даже в этой асимметрии есть своя симметрия. Если представить себе кривую над координатной линией, которая показывает уровень нашего сознания величия Божьего, то под этой координатной линией в области минуса пролегает другая кривая, зеркально отображающая верхнюю. Между ними живая и постоянно откликающаяся на изменения связь: насколько высок в наших глазах Бог, настолько низко мы перед Ним склоняемся.

10.01.2021


Рецензии