Конфетки-бараночки

Сказочные случайности: Четвертая
- Конфетки-бараночки,
Словно лебеди саночки.
Эй, вы кони залётные, -
Слышно крик с облучка, - пел Бухтелка.
Ему нравилась эта песня. Другие слова он помнил плохо, или не знал совсем, но эти были о любимых баранках. Он мог съесть хоть две, хоть три, хоть все… Но своих друзей он любил больше и всегда оставлял и им… получалось всегда по одной.
- Всё прошло, всё промчалося
В невозвратную даль,
Ничего не осталося…
- Ой, и, правда, ничего не осталося, - опомнился Бухтелка, когда обнаружил, что доел последнюю баранку.
- О-ёй, что же делать? Только дырки и оставил от баранок… - и решил по-тихому сбегать в булочную, пока друзья были заняты. Свои дела он давно сделал:  оторвал лист прошедшего дня из календаря – ничего особенного. При этом никогда не спешил читать новый. Самое интересное он оставлял на самое вкусное: на ночной чай с друзьями и брусничным вареньем. Захватил с собой книгу для Кого-то и побежал за баранками.
- Умнелка, ты ничего не слышишь? – вдруг спросил Тарахтелка.
Умнелка ничего не слышал, когда читал.
- Нет, - ответил он, не отрываясь от книги.
- Вот и я не слышу… Бухте-е-елка-а-а! – позвал Тарахтелка. Никто не отозвался.
- Странно-странно… - и стал бегать по библиотеке в поисках друга.
- Бухтелка, выходи! Бухтелочка! – но друг молчал.
- Дырку тебе от баранки! – в конец рассердился Тарахтелка, но бегать не прекратил. Уйти Бухтелка не мог, выходить на улицу он не любил никогда.

Умнелка, Бухтелка и Тарахтелка - гномы. С некоторых пор живут в обычной российской библиотеке. Никто не знает, как они попали сюда из скандинавских легенд, но гномы сказочные существа, а там свои правила. От людей прячутся, на солнце не выходят, на всякий случай…
Умнелка – любит читать, Бухтелка - баранки и ворчать. Тарахтелка целые дни… ночи, ищет тайны…

Умнелка хоть и не слышал ничего за чтением, но ветер от Тарахтелки всё время переворачивал страницы. В очередной раз, открыв книгу на закрытой ветром странице, Умнелка поднял глаза и увидел, что Тарахтелка как ураган носится между книг.
- Тарахтелка, вы опять затеяли игру в прятки? – строго окликнул он Тарахтелку. – После ваших последних пряток до сих пор путаница в отделах.
Игра в прятки, заключалась в перепрятывании книги из одного отдела в другой. И сами прятались заодно. Играть в прятки друг от друга они научились у людей, а книги прячут ради забавы. Это они умели всегда. Потом подсматривают из своих укрытий, как библиотекарь, сбившись с ног, ищет нужную. И очень удивляется, когда «Занимательная физика» обнаруживается «В мире прекрасного». Работа у гномов такая – чинить мелкие шалости. Но они не очень любят эту работу. Зато обожают развлечения – помогать людям в их работе.
- Какие прятки? Тут Бухтелка потерялся! Слышишь, ничего не слышно, - на бегу бросил Тарахтелка и ушёл в «Сказки для самых маленьких».
И только сейчас Умнелка обратил внимание, что не слышит привычного бурчания любимой песни Бухтелки.
-  Спит, наверное, начитался колыбельных и уснул, - предположил Умнелка. Сам Умнелка засыпал, только когда не читал.
Тарахтелка, же, не унимался. Он, то стоял на месте как вкопанный, пытаясь услышать сопение друга, то бежал куда-то, поднимая ветер.
А Бухтелка тем временем шёл в булочную, ту самую, где они когда-то жили. Там были самые вкусные баранки. Скажем опять по секрету: они в других булочных никогда не были.
«В булочную, в булочную!» - хором кричали Бухтелка с Тарахтелкой, когда их занесла нелегкая (жизнь или дорога, наверное, и то и другое) в город С. Умнелка очень хотел найти библиотеку. Когда-то он прочитал, что есть такие дома. Там хранятся книги. Ох, и трудно им маленьким бродить по миру в поисках своего места. Они так устали, но ещё больше хотелось есть. Вот и пришли на запах свежего хлеба.
И чего только не было здесь в булочной. Не было книг, к огорчению Умнелки. Но от всего остального глаза разбегались, руки хватались, а ноги несли сами к мягкому хлебу, плюшкам с сахаром, ватрушкам с творогом, к конфетам в разноцветных фантиках. Даже Умнелка не устоял, так и сел среди печенья.
- М-м-м! Ага! Угу! – причмокивали гномы, пробуя всё подряд.
- Вкуснотища! Прямо, как в деревне у бабушки! - тут они вспомнили, что у них нет ни деревни, ни бабушки. Но это их не сильно огорчило. Как можно огорчаться из-за того, о чём не знаешь. Да и не умели они огорчаться, потому что не ели горького, а сладкое всегда приносит радость. Так они остались жить в булочной.
Днём прячутся, а ночью выходят из тёмных углов и пробуют то одно, то другое, а то всё сразу. Сколько друзья прожили в булочной, никто не считал. У Бухтелки не было тогда календаря, и он ещё не умел следить день за днём. Для Умнелки находились только этикетки с упаковок, их и читал. Теперь он знал состав каждой крошки в булочной. Только Тарахтелка всё так же бегал. Казалось, его никогда, ничего не может остановить. Он всегда найдёт, чем себя занять. В поисках невиданного и неслыханного он забредал в такие дали, что боялся лишь потеряться.
Так, однажды он обнаружил дверь. Раньше он её не видел. Дверь была приоткрыта. Заглянул: маленькая комнатка. В комнатке – стол и стул. Со стула поднялся на стол. А на столе… Он ветром понёсся к друзьям.
– Братцы! Нам пора уходить! – мчался он, выкрикивая на бегу, – Кто-то нас видел. Я там…
- Да, что там? – недоумевали гномы.
- Баранки, книга…
- Где? – и каждый подумал о своём, Умнелка о книге, Бухтелка о баранках.
- Там! – Тарахтелка так широко махнул рукой, что показал везде.
Отдышавшись, он повёл товарищей в комнатку. Там на столе стояла баночка с брусничным вареньем, лежал пакет с баранками, книга, а на ней очки.
- С чего ты взял, что это для нас? – постарался мыслить здраво Умнелка.
- А как же? Баранки, книга, варенье, моё любимое, брусничное, даже очки. Откуда он узнал, что нам это нравится? Конечно же, он видел нас и слышал, о чём мы говорим,  – не мог успокоиться Тарахтелка.
- Тарахтелка, ты торопишься с выводами, - успокоили его друзья, рассматривая находку.
Шло время. Никто не подкарауливал их ночами, не искал днём. Опять зажили спокойно и сытно, даже лучше. У Умнелки были книги, у Бухтелки ещё больше баранок, а Тарахтелка ел любимое варенье. Пока однажды Умнелку, чуть не съела лиса… Спасибо Бухтелке. Он отважно укусил её за хвост.
Лиса оказалась котом. Был он не рыжий, а серый. В свете уличных фонарей шерсть отливала рыжиной. Жил он на этой же улице. Теперь он знал, что в булочной завелись мыши и каждый день выходил на охоту.
Так думали гномы. На самом деле кота случайно кто-то закрыл в булочной. Коты любят гулять сами по себе. А если ты ещё и красивый и дашь себя погладить,  промурлычешь гипнотическое «мррр», то потираясь о ноги человека, проскочишь куда угодно.  И вот ты уже хозяин булочной.
Так думал кот. За целый день он успел обойти все помещения. Посидеть под столами. Погонять упавшие на пол шелестящие фантиками конфеты. Полежать среди печенья, ровными рядами, стоявшее на полках. И, наконец, уснуть где-нибудь на шкафу.  Никакая суета не мешает коту спать днём. Но только настаёт ночь, эти ночные хищники выходят на разведку. Любой шорох – сигнал к охоте. И тут уже никакая мышь не проскочит. Так кот обнаружил гномов.
Дух безжалостного хищника, унаследованный от диких предков, говорил коту, что мышь не может пахнуть человеком. Пусть маленьким, меньше самого кота, но это не ребёнок. Дети другие. Они бегут к тебе с радостным криком, и если ты не успел претвориться игрушкой, тебя затискают и зажмут так, что дышать будет нечем. А царапаться нельзя, иначе ещё и веником достанется. С детьми – игрушка самый безопасный вариант. Игрушки детей вообще не интересуют. Но если кто-то неожиданно подходит к тебе сзади и наступает на любимый хвост... Надо прыгать как можно выше, упасть, уронить всё, что стоит рядом и бежать, не важно куда, лишь бы спрятаться. Что кот и сделал…
Тарахтелка, как обычно с наступлением ночи, пошёл бродить по булочной. Сегодня он проверял полки. Обойдя один ряд, отправился к другому. Спрыгнул на пол и приземлился на что-то мягкое. Так гномы, наткнулись на неизвестное существо у себя в булочной, хаотично скачущее и шипящее. Гномы тоже предпочли спрятаться.
Неизвестно сколько просидели бы гномы ещё в своём укрытии, но за окном начало светать. Вот-вот взойдёт солнце. А дух предков гномов, говорил им, что солнце страшнее любого существа. Гномы побежали, что было сил под самый дальний шкаф, где обычно они проводила время до ночи. Выбежали-то они втроём… Но когда Тарахтелка уже был под шкафом, увидел, что Умнелка висит в зубах у этого животного. Зверь поймал гнома за колпак. Бухтелка отважно вцепился руками и зубами в хвост врага. От боли хищник разжал пасть. Упав, Умнелка, быстро вскочил на ноги, ударив помпоном зверя в нос. Бухтелка уже подбегал к товарищу, взявшись за руки, они благополучно добрались до укрытия. Тарахтелка на всякий случай швырнул в хищника пустой банкой из-под варенья. Та, звякая, перекатывалась по полу, пока не ударилась о зверя. Тот, рыкнул и отскочил подальше.
Уже из своего укрытия, гномы смотрели, как зверь пытается лапой достать из пасти застрявшие нитки от колпака. Дёргает головой и фыркает. Затем принялся вылизывать прокушенный хвост. Он это, наверняка, делал бы ещё долго, но дверь булочной открылась. Кто-то вошёл. Кот пулей вылетел на улицу, успев проскочить в щель закрывающейся двери. На улице во всю мощь уже светило солнце.
Гномы проспали до самой ночи. От пережитого сил осталось только на сон. Когда взошла луна, гномы предпочли никуда не выходить:   
- В булочную, в булочную! – передразнил друзей Умнелка, поправляя колпак, после того как рассмотрел повреждённый помпон. Если бы не колпак, неизвестно за что бы он его ухватил. Умнелка ещё раз поправил свой спасительный колпак. Он понимал, что друзья не виноваты. Он так же пошёл в булочную.
После короткого обсуждения, гномы решили бежать. И в эту же ночь ушли искать новый дом. Выбрались из булочной. Они-то знали, что в той маленькой комнатке есть окно - выход на улицу, в котором тот хищник просто застрянет.
Поблизости не было ни заброшенных домов, ни хотя бы маленькой пещеры. Они бродили от здания к зданию, пока не увидели приоткрытую дверь. Уставшие они уже валились с ног, но всё же прошмыгнули в дверь. Маленьким гномам это сделать не сложно. Дверь за ними закрылась, замок щёлкнул, и стало тихо. По стеночке друзья прошли в зал. Залитый светом уличных фонарей  он казался бесконечным.
- Куда это мы попали? – шёпотом спросил Умнелка.
- Какая большая и светлая пещера! – только и нашёл, что ответить Бухтелка.
Они огляделись. Вдоль стен стояли высоченные полки, и много – больше чем много – книг. Посредине стоял длинный стол, вокруг стулья, чуть выдвинутые, и приглашали присесть.
- Всё! Я больше никуда не могу идти! Я устал! – если слово «устал» произносил Тарахтелка, значит, действительно, пора отдыхать. Тарахтелка никогда не уставал. В нём, заведенном на 25 часов в сутки, работал вечный двигатель.
Гномы ещё постояли, прислушиваясь к звукам внутри, но никого не было. За окном шумел ветер, по дороге проносились редкие машины, и тишина. Маленькие человечки почувствовали, что нашли свой дом.

Всё это вспомнил Бухтелка, когда возвращался из булочной с баночкой брусничного варенья и двумя пакетиками баранок. Один для себя, другой для друзей. Книгу он оставил на столе в маленькой комнатке.
А Кто-то из булочной до сих пор не может понять, куда пропадает его варенье, а вместо неё на столе всегда лежит книга. Но мы-то точно не расскажем ему, что это гномы оставляют книгу в благодарность за варенье и баранки.
Умнелка с Тарахтелкой взъерошенные, в паутине и пыли сидели на столе и в мрачном молчании помешивали чай в пустых чашках. Они проверили каждый угол, но Бухтелки нигде не было. Заглянули даже в стол библиотекаря, куда никогда не совали свои очень любопытные, потому что большие, оранжевые носы. Они не вмешиваются в дела людей. Мешать людям они не любят.
Бухтелка зашёл также тихо, как ушёл. Он увидел друзей печальных в надвинутых на нос колпаках, облегченно вздохнул и просиял. Как же давно он их не видел, целый час.
- Баранки будете? Я принёс! – он сказал это тихо, но друзья подпрыгнули от испуга.
-Бу! – то ли будем, то ли Бухтелка закричали они от восторга.
Чай, брусничное варенье, баранки, книги и друзья, что ещё нужно маленьким человечкам, когда у них уже есть свой дом.

декабрь 2020, редакция январь 2025


Рецензии