Умбухтар

Скозочные случайности: Пятая
Каждый день гномов, вернее сказать ночь, начиналась с чая. Сядут в кружок и с громким «ууууфп» чай пьют. У каждого и чашка своя, именная, Умнелка подписал. Сказал, чтобы облачка не путались. А ведь какая разница - потолок один. Но Умнелка все равно подписал. Гномы привыкли уже, и приятнее пить оказывается из именных чашек.
- Умбухтар, умбухтар, да что это такое? Умбухтар, умбухтар… - бубнил Умнелка как заклинанье, когда закончил пить чай и пошел «В мир географии».
- Что это с ним? Только и слышно «Умбухтар, умбухтар». Это вообще что? Тарахтелка, знаешь? – озадачился Бухтелка.
- Нее, первый раз слышу, но что-то очень знакомое. Точно слышал где-то…  Или кто? - спросил Тарахтелка.
- Или где? – предложил вопрос Бухтелка.
Тут выбрался Умнелка, совсем расстроенный. Бегает из отдела в отдел, книги раскидывает и шепчет: «Умбухтар, умбухтар, где, где, где, где, где, где…». Умнелка, действительно, сегодня был сам не свой, а целых три: думает как сам, бухтит, как Бухтелка и бегает туда-сюда, как Тарахтелка. Так раз-троеный и ушел обратно. Друзья смотрят на него… волнуются. Умнелка бывает такой, когда не может найти что-то или решить. И спать не будет. И решили друзья тоже искать загадочный умбухтар. Сидят на столе и предполагают каждый своё.
- Бухтелка, а может в сказках, в них всякое бывает? - предложил Тарахтелка.
- Стал бы я спрашивать, если бы было там, - отозвался Бухтелка.
- Это что-то невиданное и неслыханное. Никто не видел, никто не слышал, ты должен знать, Тарахтелка - размышлял Бухтелка.
- В том, то и оно, что никто… А что нам делать с Умнелкой? Он же теперь не уснет, пока не найдет. А если вообще не найдет? - переживал за друга Тарахтелка.
- Беда! – согласился Бухтелка и стали думать, как Умнелку хотя бы спать уложить. - Поспит, упокоится или вообще забудет, - понадеялись он.
- Уговорить! – предложил Тарахтелка.
- Уговорить? Как ты себе это представляешь? От его научных  теорий ты первый уснешь? – отклонил предложение Бухтелка.
- Это точно! – и зевнул.
А Умнелка все шуршал страницами и приговаривал: «Не то!», «Не там!», «Не здесь!», - и опять шуршал.
- А давай колыбельную? Вон, сколько их у тебя, разные: «Милый зай, милый зай, засыпай, умны глазки закрывай», - сочинял на ходу Тарахтелка, - или эта, детская: «Придёт серенький волчок и ухватит за бочок», от страха глазки сами зажмуриваются, - и Тарахтелка рассмеялся.
- Нее, тогда я усну… – замотал головой Бухтелка.
- А если считать? Считать всем помогает. Барашки для Умнелки не серьезно,  звезды пусть считает в небе. Он засыпает, когда не читает ничего, – нашёл еще вариант Бухтелка.
- Правильно! Осталось убедить Умнелку, что возникла необходимость пересчитать звёзды, - обрадовался Тарахтелка.
- Убедить? Он убежден, что пересчитывать их нет смысла, одна погасла, две зажглись, но попробовать можно, – согласился Бухтелка.
Сели чай выпить, довольные придумкой. Умнелка отказался. Товарищам того и надо – обсудят план действий. Но Умнелка тут же передумал и тоже сел чай пить. Не столько пить, сколько есть. Где-то он прочитал, что сладкое улучшает работу мозга, особенно варенье, в нем кроме сахара ещё и ягоды есть - витамины. Сидят втроем ума набираются из банки.
- Я вот что думаю, - первым заговорил Умнелка. – Умбухтар – это не страна. Я всё перечитал. И не город. Это вообще не географическое название.
- А может звезда? – решил подвести Умнелку к счёту звёзд Бухтелка.
- Ты что? Какая звезда? Это же тебе не Альфа Центавра! – и Умнелка посмотрел в потолок.
- А разве это звезда? – уточнил Тарахтелка.
- Согласен. Звездная система. А названия звезд, между прочим, есть в каждом астрономической словаре. Это точно не звезда! – заключил Умнелка.
- Да, не получилось, - Бухтелка с Тарахтелкой переглянулись и развели руками.
Умнелка ушёл опять искать умбухтар. А Бухтелка с Тарахтелкой остались думать, как спасти друга от бессонницы.   
- Прямо сюжет из сказки про остров Буян: пойду туда, не знаю куда, поищу то, не знаю что, - Давай сами придумаем. Он все равно сказки читает, не верит в них, - предложил Бухтелка.
- Хм? Интересно! А как доказать Умнелке, что не наши сказки, а в книге прочитали, – почти согласился Тарахтелка.
- Зачем в книге. Сказки разные бывают. Одни написаны, а другие устные, в народе ходят. О камне вещем, например, на развилке трех дорог: «Прямо поедешь убитым быть, направо поедешь женатым, налево – богатым»… - голосом рассказчика сказаний проговорил Бухтелка.
- Еще круче, камень! А три дороги к нему где? – сомневался Тарахтелка.
- Где, где, под асфальтом! – отрезал Бухтелка.
- Хии, смешно! – расхохотался Тарахтелка. И оба так весело рассмеялись, что Умнелка выглянул из «Мира животных».
- Над чем это вы смеетесь?
- Над асфальтом, точнее, под асфальтом, - и рассмеялись.
- А что там под асфальтом? – серьёзно спросил Умнелка. Он, вообще не смеялся, когда думал.
- Три дороги, к вещему камню, - сказал Бухтелка, еле сдерживая смех.
- Не слышал о таком. А ну-ка, расскажи! - заинтересовался Умнелка.
- Как не слышал? Это старинная быль. Да ты знаешь, - отмахнулся Бухтелка.
Тарахтелка зашикал на него: «Продолжай!» - и руками машет.
- Ладно, слушай. Во времена такие давние, что и в народе уже стала забываться эта быль. Стоял посередь Земли камень Умбухтар, не простой – вещий. И вели к нему три дороги. И каждая из таких далей, что нет им начала, а конец у камня Вещего… - начал Бухтелка. - Одна дорога Мысли, другая - дорога Тела, третья – Души. И только тот, кто пройдет все три, станет самым великим на этом и том свете, – сочинял Бухтелка. – Потому что сольются в нем три силы: ум, мощь и красота. И были на том камне слова высечены: «От прямо пришёл – тайну откроешь. От права – воином станешь грозным для врагов.  От лева – не будет тебя краше на всём свете. Три дороги пройдешь – Величие найдешь».
- Дальше, дальше, - торопил его Умнелка.
- Действительно! – округлил глаза Тарахтелка.
- Никто из живущих, на этом и том свете не мог пройти все три дороги. Те, кто одолел дорогу Мысли и дошёл до Вещего камня, открывались им тайны великие о мире большом и малом, живом и мертвом. Учёными великими стали они и другой путь им неведом. Кто дорогой Тела шёл – великими воинами стали. Землю родную защищать пошли. Недосуг им стало по другим дорогам ходить. А кто дорогой Души пришёл – увидели они мир в красках, услышали звуки музыки и силу слова познали. И стали они великими художниками, музыкантами и поэтами… - закончил рассказ Бухтелка.
- А умбухтар? Что значит умбухтар? Как слово придумал? Как переводиться? С какого языка? – задавал вопросы Умнелка.
До сегодняшнего дня он ничего подобного не слышал. Бухтелка с Тарахтелкой тоже.
- Что означает? Да кто теперь скажет. Не сохранилось ничего. И язык тот забылся. Давно это было, тысячи и тысячи лет прошли с тех пор. Затерялась в народе быль. Никто не смог одолеть все три дороги, и каждый выбрал один путь. Да и Камень тот стерся от времени в пыль дорожную, а ветер разнёс песчинки по всему свету. И дороги… Ты и сам видишь, асфальт кругом, - сказал Бухтелка.
- Красиво народ сказывает! – только и сказал Умнелка. Встал, дернул друзей за колпаки, довольно хмыкнул и пошел спать.
- Красиво! – подтвердил Тарахтелка. И оба рассмеялись, негромко, чтобы Умнелка не разбудить. Они сидели и пили чай. Каждый видел надпись на чашке другого.
- Вспомнил, я вспомнил! – вдруг прибежал заспанный Умнелка. – Это же я наши чашки подписывал. На полях написал, чтобы не забыть. Донышко маленькое и всё имя не входило. Вот, читайте, и он поднял свою чашку донышком вверх: «Ум», «Бух», «Тар».
Но в быль поверил. Сказки – великая сила – волшебная. Может и правда стоял когда-то камень тот Вещий – Умбухтар и вели к нему три дороги…
декабрь 2020


Рецензии