Подарок
- Новый год! Новый год! – скакал Тарахтелка.
- Новый? Я только к старому году привык… - привычно ворчал Бухтелка, он не любил новое - оно всегда неизвестное.
- Подарок! Хочу подарок! И новогодний костюм! – кричал Тарахтелка.
- Ты для нас итак настоящий подарок: шумный, яркий и весёлый, никогда не угадаешь, какой сюрприз преподнесёшь, - хихикал Умнелка.
- Я стараюсь! – поддакнул Тарахтелка.
Умнелка, Бухтелка и Тарахтелка, три гнома из обычной российской библиотеки. Как они попали сюда из далёкой Скандинавии, никто не знает. А сами не рассказывают, прячутся от людей и солнца. Днём спят или наблюдают за людьми, а ночью собираются на большом столе и пьют чай за разговорами или любимыми занятиями.
Умнелка читает. Бухтелка очередной лист из календаря изучает-отрывает. Тарахтелка, если сидит на месте, скучает или обдумывает очередную затею.
- Бухтелка, а ты подарок хочешь? – спросил Тарахтелка.
- Нет! – буркнул тот.
- Так не интересно! – не согласился Тарахтелка.
- А мне всегда интересно! У меня вот - новый календарь! – показал Бухтелка. Он любил делать пометки в календаре и следил день за днём.
- Ну, Бухтелочка! Пусть будет весело! – не унимался Тарахтелка. - Умнелка, скажи ему! - попросил Тарахтелка.
Бухтелка только недовольно хмыкнул, веселости Тарахтелки хватало на всех:
- Почему нельзя быть собой? И кем мне быть? Снегурочкой? – проворчал Бухтелка и начал плести косу из бороды.
Умнелка никогда не вмешивался в спор друзей, читал и улыбался.
- А ведь и правда, это наш первый Новый год, настоящий, домашний, - согласился Умнелка и отложил книгу. – Веселиться, так веселиться.
Бухтелке ничего не оставалось, как присоединиться к большинству.
- А вот и первое новогоднее задание, - сказал Умнелка, - чтобы не было споров, костюмы выберут снежинки. И вдруг из чайных облачков пошёл снег. Снежинки были крупные и пушистые.
Одна уселась на нос Тарахтелке:
- Ёлка? Ёлка! Ура, я – ёлка! – и радостный собрался бежать, но его остановили. Надо было дождаться остальных.
Другая упала на Умнелку:
- Подарок… - и задумался.
На Бухтелку упало сразу две снежинки. Правила надо соблюдать.
- Хи, две снежинки. Повезло! – захихикал Тарахтелка. – Это чтобы не ворчал зря. Ну, что, что у тебя?
- Мешок для подарков и часы. Часы мне нравятся. За временем я ещё не следил, - и Бухтелка улыбнулся.
А снег все шёл и шёл.
- Настоящая зима! – восхитился Тарахтелка и ускакал напевая: «Снег идёт, снег идёт. Здравствуй, здравствуй, Новый год!».
Умнелка ушёл к себе. Надо было подумать. Подарок – дело серьёзное.
Бухтелка остался сидеть на столе мешком. Ему-то и делать ничего не надо – только сидеть и куковать. Он сразу вошёл в роль. Одну за другой ел баранки, выбирал ягоды из варенья и пил чай, пуская облачка, - мешок наполнял.
Время шло. Бухтелка строго за ним следил, чтобы не отставало и вперёд не забегало. Тарахтелка в кладовке чем-то позвякивал. Умнелку не было слышно, только тихонько скрипел карандаш по бумаге, и страницы шелестели.
Каждый час Бухтелка куковал, как настоящая кукушка из часов. Он не жульничал. Время не обманешь. Так под его кукование, стрелки медленно дошли до половины двенадцатого.
- Я из леса к вам пришёл,
Через поле, снежный дол
Неколючий ёлкогном,
Под сверкающим дождём,
В ярких красочных шарах,
С мандаринами в ветвях.
Ах, какой я Тарахтель -
Я пушистый гномоель!
Мишурою я обвит -
У меня зелёный вид!
На верхушке жёлтый карлик,
Светит он звездою яркой.
В доме ёлкой встану я,
Настроенье создая!
Торжественно произнёс Тарахтелка.
Стихи он сочинил сам. Они были с выдуманными словами, но весёлые и складные. Он шёл важной походкой (а кто видели, как ёлки ходят?), увешенный шарами, конфетами и в каждой руке пакет с мандаринами. Тарахтелка встал на середину стола, как настоящая ёлка посреди большого зала.
С потолка шёл снег. Снежинки кружились в воздухе и не спешили упасть. Снега насыпало - целые сугробы, и было по-зимнему заснежено.
Ёлка не простоял на месте и пяти минут, начал ходить хороводом вокруг Бухтелки и петь:
- Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Бусы развесили,
Встали в хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!
- Не надо про пряники, - невесело охал Бухтелка. Он съел столько баранок и варенья, играя Мешок Подарков, что пряникам места уже не хватило.
Но Тарахтелка не успел даже улыбнуться, вышел Умнелка. - настоящий Подарок, подвязанный красной лентой с огромным бантом на колпаке.
- Просто раз, два, три, ёлочка, гори! – скороговоркой проговорил Ёлка, и весёлые огоньки забегали по Тарахтелке. Тут Бухтелка прокуковал двенадцать часов.
Друзья хлопали, прыгали и кричали: «Ура! Новый год!» - поздравляя друг друга. Всё вокруг мигало, сверкало и кружилось. Облачка бабахнули салютом. Когда салют утих, пришло время Подарка.
- Дорогие мне друзья,
Бухтелка, Тарахтелка, ну и я,
Я подарок дорогой –
Не за деньги, а с душой.
Я готовился весь год.
Я от сердца!
В общем, вот!
Смущаясь, произнёс Умнелка.
- Подарок! Подарок! – захлопали в ладоши гномы.
И Умнелка продолжил:
- Бухтелка, ты был послушным весь год? – спросил Подарок.
- Нет! – прокричал он и засмеялся. Он всегда делал всё по-своему.
- Ну-ну-ну! - погрозил ему пальцем Подарок.
- Тарахтелка, ты в этом году шалил? – повернулся к нему Подарок.
- Да! – подпрыгивал Тарахтелка.
- Ай-ай-ай! – и Подарок укоризненно покачал головой.
- Вы заслужили подарок? – серьёзно спросил Умнелка.
- Мы не знаем! Нам подарки ещё никогда не дарили! – смеясь, прокричали Ёлка и Мешок с подарками.
Подарок помолчал и сказал:
- Что ж, подарок вам таков:
Он явился из снегов
Скандинавии родной,
Сказочный и непростой.
Вы присаживайтесь ближе
И ведите себя тише.
Ёлка перестал водить хоровод и сел. Мешок придвинулся ближе к Ёлке. Умнелка тоже сел и начал читать:
- В стародавние времена в горах Исландии, в тёмной пещере жила семья троллей Йоуласвейны. Низкорослый лежебока Леппалуди и его жена-людоедка, великанша Грила. И было у них 13 детей. Леппалуди был такой ленивый, что в доме не было ни еды, ни новой одежды, ни окон, поэтому ни один солнечный луч не проникал в их глубокое жилище. Они были такие страшные, в оборванных одеждах, что Грилой пугали непослушных людских детей. Так и жили они круглый год без света, еды и веселья.
Лишь перед Рождеством дети троллей выходили веселиться. А веселились Йоуласвейны как настоящие тролли: лакомились вкусным, забирали, что понравится и пугали людей. Но за свои проделки оставляли подарки. Так в Исландии появилось 13 Дедов Морозов.
- Тринадцать? Это сколько подарков сразу можно получить! - восхитился Тарахтелка.
- Дальше, дальше, - шикнул на Тарахтелку Бухтелка.
- С тех пор подготовка к празднику в Исландии начинается за две недели до Рождества, 12 декабря, и заканчивается 24 числа. В память о необычной семье народ сделал их главными персонажами праздника, а Дедов Морозов называют Йоуласвейны, - читал Умнелка.
- Ходят тролли в дома людей по одному в каждую ночь. Первым приходит Дед Мороз Стекк, что значит «хромой». Он – самый старший и очень доверчивый. Этот Дед Мороз ворует овечье молоко.
В следующую ночь приходит Гил - «шалун из канавы». Он ждёт подходящего момента, чтобы выскочить из своего укрытия в хлев.. Там он лакомиться парным коровьим молоком и молочной пенкой.
Вслед за ними приходит Стуфур, что значит «коротышка». Он – самый маленький. Ему очень хочется вырасти, поэтому он много ест. Но сколько бы он не ел – не растёт.
В следующую ночь приходят два брата: Твор – «любитель облизывать черпаки» и Потта – «любитель облизывать немытые кастрюли». Они пробираются на кухню и лакомятся остатками еды.
В шестую ночь является Дед Мороз Аска - «любитель облизывать чашки». В старину после ужина хозяева ставили свои чашки на пол, чтобы кошки могли доесть. Но Аска всегда первым успевал облизать чашку, оставив животное ни с чем.
- Вот жадина! – возмутился Бухтелка. Только не понятно, кого он больше жалел, то ли голодного тролля, то ли кота.
- Следующим приходит Хурда, что значит «любитель хлопать дверью», - продолжал Умнелка. - Еда его не интересует. Он любит шутить. И делает он это, как положено троллю - пугает. Когда вокруг становится тихо, Хурда подкрадывается к дому и громко хлопает дверью.
- Он мне нравится! Я тоже люблю хлопать дверью и кататься на ней! – развеселился Тарахтелка.
- «Скирный обжора» - это Скир, Он приходит в восьмую ночь. Тролль пробирается к бочке со скиром – традиционным исландским молочным продуктом, похожим на густую сметану и ест пока его не заметят хозяева.- читал Умнелка.
- Настоящий обжора! – сказал Бухтелка.
- Кого-то он мне напоминает, - хихикнул Тарахтелка.
- Да, я люблю баранки! – довольно сказал Бухтелка и погладил себя по животу.
- Девятый Дед Мороз Бюгна, - дождавшись, когда друзья обсудят привычки друг друга, продолжил Умнелка. - Бюгна по-исландски – сарделька, и имя Деда Мороза обозначает «любитель воровать сардельки». И Бюгна умеет незаметно их стащить.
Глугга появляется в десятую ночь. Его имя переводится, как «любитель подглядывать в окна». Этот Дед Мороз заглядывает в дома, чтобы забрать себе что-нибудь из вещей.
В одиннадцатую ночь приходит Гатта – «хорошо улавливающий запахи». У этого Деда Мороза огромный нос. Он чует запах рождественского хлеба даже из своей пещеры и с закрытыми глазами идёт на запах.
Двенадцатая ночь – время Кёта – «мясной крюк». Этот Дед Мороз любит мясо. Кёт забирается на крышу и ворует копчёное мясо с крюков через трубу.
Последним, тринадцатым по счёту, приходит Дед Мороз Кёрта – «свечной попрошайка». Ему очень нравится свет, ведь в их пещере его не бывает.
- Давайте подарим ему целую гору свечей - кому понравится сидеть в темноте целый год, - посочувствовали гномы.
- Так, к 24 декабря все тринадцать Дедов Морозов приходят к людям. За украденное и съеденное они оставляют настоящие подарки послушным детям, а непослушным - достается лишь немытая картофелина.
На следующую ночь, наевшись и взяв, что понравилось, так же по очереди тролли уходят, чтобы опять вернуться через год.
- Умнелка, какой… – начали хвалить его друзья, но Умнелка их остановил:
- Это ещё не всё. В пещере с троллями живёт огромный, с яркими жёлтыми глазищами, с железными когтями, крепкими зубами и длинными усищами…
- Жёлтый карлик? – прошептал Тарахтелка.
- Где ты встречал огромных жёлтых карликов? Наслушался сказок - рассмеялся Бухтелка.
- Гигантский Йольский Чёрный кот-людоед, - продолжал Умнелка. – Он не прочь украсть еду и подарки. Уберечься от него можно, надев что-то новое. Он появляется только зимой, поэтому его называют Рождественским котом. Ох и вредное существо! - закончил Умнелка. Он закрыл книгу в полной тишине. Слышно было только, как падают снежинки из чайных облачков.
- Страшно-то как! – ужаснулся Тарахтелка, но в следующую секунду уже радостно кружил ёлкой вокруг друзей, сверкая огоньками.
- Умнелочка, ты Самый Лучший Новогодний Подарок! – восхищенно сказал Бухтелка.
- В Исландии есть ещё одна интересная традиция, - старался перекричать друзей Умнелка. - В рождественскую ночь принято дарить друг другу книгу и коробку шоколадных конфет. И когда всё вокруг утихнет, дети и взрослые переодеваются в новые пижамы, забираются в застеленную свежим бельём кровать и лакомятся конфетами, перелистывая новую книгу.
- Замечательная традиция! Книга – это лучший подарок! – ликовал Тарахтелка.
Тут встал Бухтелка, он тоже был украшен по-новогоднему – золотистой лентой на колпаке. Из кармана, как из новогоднего мешка, он достал книгу (и когда только догадался и успел приготовить подарок?). Он вручил книгу Умнелке. Умнелка точно знает, как ей распорядиться. Ведь в следующем году будет новый Новый год.
декабрь 2020, редакция январь 2025
Свидетельство о публикации №221011002131