куда бы вы не отнесли вашу книгу, вас обязательно

«…куда бы вы не отнесли вашу книгу, вас обязательно обманут, потому что так устроен антикварный бизнес во всем мире».
Н.КРИЧЕВСКИЙ: Всем добрый день. Никита Кричевский меня зовут. Что делать, если банкам, инвестиционным компаниям мы больше не доверяем? Хранить деньги дома опасно, а в ячейке еще и накладно. Куда вкладывать те немногие средства, что заработаны нами, что называется потом и кровью? Да и вкладывать так, чтобы они не только не пропали, а приносили доход и доставляли эстетическое наслаждение. Возможные способы подобных вложений мы сегодня узнаем у нашего гостя, а в гостях у нас искусствовед, антиквар, букинист, просто ценитель прекрасного, культовая фигура в мире искусства – Аркадий Шварцер.

А.ШВАРЦЕР: Здравствуйте.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, здравствуйте.

А.ШВАРЦЕР: Красиво про меня сказали.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Культовая фигура российского прежде всего изобразительного искусства.

А.ШВАРЦЕР: Русского изобразительного искусства, скажем так.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Российского.

А.ШВАРЦЕР: И старого и нового.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: И советского. Видите, как мы с порога уточняем круг интересов Аркадия Михайловича. Я скажу вам по секрету, что Аркадий Михайлович не ограничивается исследованием работы и с российским, и с советским изобразительным искусством, он активно занимается раритетными изданиями, например, русских и советских писателей и поэтов.

А.ШВАРЦЕР: Русских, дореволюционных. В советское время особо роскошных изданий и особо раритетных маловато.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: А начало 20-х годов?

А.ШВАРЦЕР: Ну, это сомнительно можно назвать советским временем. Голод Гражданской войны…

Н.КРИЧЕВСКИЙ: И кроме всего прочего Аркадий Михайлович активно увлекается антиквариатом, что тоже делает ему честь, а нам дает дополнительное преимущество в получении удовольствия от общения с нашим сегодняшним гостем. 788-107-0 – телефон прямого эфира программы «Экономика по-русски». Телефон секретный, о нем знаете только вы, наши слушатели, но сегодня еще Аркадий Михайлович Шварцер. А говорить мы сегодня будем, напомню, о том, что в банки, инвестиционные компании и прочие институты финансового сектора сегодня вкладываться, по мнению многих, опасно.

А.ШВАРЦЕР: Конечно, опасно.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Тем более хранить свои сбережения в рублях опасно.

А.ШВАРЦЕР: Очень опасно.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: У многих возникает вопрос, Аркадий Михайлович, что делать, куда идти, куда нести свои сбережения, потому что ситуация нестабильная? И никто не может предположить, кроме, конечно, Всевышнего, как она будет развиваться дальше. Но по совокупному мнению специалистов в сфере экономики, дальше будет не очень хорошо, поэтому вопрос возникает совершенно естественный: что делать с теми немногими деньгами, которые люди заработали на протяжении многих месяцев, а то и лет своей трудовой деятельности и сегодня больше всего боятся потерять то, что было нажито годами. Не отдавать же в руки мошенников и проходимцев.

А.ШВАРЦЕР: Банкиров вы имеете в виду?

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Нет, Аркадий Михайлович, я уточню – мошенников и проходимцев.

А.ШВАРЦЕР: Извините, не сразу понял.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Поэтому мы пригласили вас в гости, Аркадий Михайлович, для того, чтобы вы нам рассказали, что делать с деньгами. Потому что, ведь разговор идет не о 100 тысячах, не о миллионах долларах, а разговор может идти о 500, а 1000 долларах, то есть о тех деньгах, которые мы (самые простые люди, те, которые ходят мимо нас)…

А.ШВАРЦЕР: Небольшие деньги, чтобы их инвестировать в антиквариат. Ну хорошо, если мы говорим о столь небольших деньгах, я имею в виду небольших для антикварного мира, то я бы рекомендовал, конечно, вкладывать деньги в книги, в антикварную, в букинистическую русскую книгу. Книг больше не становится, их как напечатали когда-то до революции небольшим тиражом, 200-300 экземпляров, например, так и осталось, но цены на них стабильно растут и, несмотря на кризис, тоже растут. По-видимому, в России есть особая любовь к книге, которая и позволяет постоянно видеть вот этот самый рост цен, о котором я говорю. Хорошие, красивые иллюстрированные книги, конкретно о каких можно говорить до утра, но в принципе посоветовавшись с экспертом, с букинистом, с библиофилом можно действительно вложить деньги в книгу и всегда эти деньги можно будет получить назад.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, дайте нам, пожалуйста, ориентировку по ценам.

А.ШВАРЦЕР: Вы же сами дали ориентировку – 500-1000 долларов, можно купить книгу. С картинами немножко посложнее.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Давайте про книги закончим. То есть 500-1000 долларов – это средняя цена на какую книгу?

А.ШВАРЦЕР: За эти деньги можно купить какую-то красивую, в хорошем состоянии, иллюстрированную книгу хорошего русского писателя. Но она может стоить и 3 копейки, может стоить и 1000 долларов. Для того, чтобы точно понять, что нужно купить, надо все равно посоветоваться с экспертами. Книги – это гигантское море, необъемное море от края до края. Обычная бабушка, которая приходит в книжный магазин и говорит: у меня есть книжка 1890 года, по-видимому, она стоит миллионы, это такая гоголевская коробочка, она же не знает по чем «Мертвые души», то она ошибается. Обычная такая книга может ничего не стоить, а может что-то стоить.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Качество? Достояние?

А.ШВАРЦЕР: Важно даже не это, а важно название этой книги, фамилия автора, а не только год издания, вот к чему я говорю.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, последний вопрос перед перерывом. По вашему мнению, вы же отслеживаете этот рынок на протяжении многих десятилетий, сколько процентов в год прироста стоимости дают такие вложения в книги?

А.ШВАРЦЕР: Год на год не попадает, но если даже мы откроем Интернет и посмотрим рост цен на мировых аукционах Сотбис и Кристис, то мы увидим, что… Когда все хорошо, до кризиса, это шло и по 30 процентов в год, и по 40, сегодня раза в три снизилось, я бы сказал процентов 10.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Это в валюте?

А.ШВАРЦЕР: Конечно. Мы же с вами договорились, что рубль, он не очень надежный.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Нет, мы так не договаривались. Мы договоримся с вами после паузы. Я напоминаю нашим слушателям, что это «Экономика по-русски». В гостях у нас искусствовед Аркадий Шварцер.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Я напоминаю, что в гостях у нас искусствовед, антиквар, букинист, ценитель прекрасного, культовая фигура - Аркадий Шварцер. Мы говорим об антиквариате, о вложениях, альтернативных инвестициях в финансовый сектор нашей экономики. Мы начали говорить о книгах. Аркадий Михайлович, я хочу несколько поменять тему. Каков ваш стаж работы?

А.ШВАРЦЕР: Около сорока лет.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Вы наверняка ходячая кладезь, да простите меня за такое выражение, всяких интересных историй, связанных с сильными (в финансовом плане) мира сегодня.

А.ШВАРЦЕР: Они появились недавно, начиная с начала 90-х.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Ну, считайте почти 20 лет.

А.ШВАРЦЕР: И до этого были сильные мира сего, просто были чиновники, которые занимали высокие должности, может быть и не афишировали, может быть афишировали. Действительно, я общался с очень высокопоставленными чиновниками во времена Советского Союза, которые любили и интересовались антиквариатом, и сегодня тоже.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, я думаю большинству наших слушателей не очень интересно уже, к сожалению, как вели себя чиновники эпохи позднего СССР, гораздо более интересно поведение тех, кого сегодня принято считать олигархами. Давайте условимся, я буду требовать с вас интересные истории, а вы, Аркадий Михайлович, не будете называть фамилии.

А.ШВАРЦЕР: Конечно, какие могут быть фамилии? Это очень вредно для здоровья называть фамилии.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Раз мы начали говорить о книгах, давайте книгами и закончим, какой-нибудь хорошей и интересной историей.

А.ШВАРЦЕР: Никита Александрович, вы понимаете, есть люди, которые действительно искренне любят книги и собирают их. И потом, библиотека из старых книг (кожа и золото) представляет из себя действительно роскошное эстетическое зрелище, это очень красиво. У любого нормального человека должна быть дома библиотека в кабинете.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: У любого нормального человека должен быть прежде всего кабинет дома, Аркадий Михайлович, а потом уже библиотека.

А.ШВАРЦЕР: Можно начать и с этого. Вот так вот сразу вы меня огорошили насчет истории. Скажем так, есть один олигарх, фамилию называть его мы не будем.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Букву хотя бы первую.

А.ШВАРЦЕР: Никаких букв. Этот человек богатый, потому волей-неволей у него есть кабинет, а в кабинете есть библиотека, естественно, у него есть великолепный книжный шкаф. Но человек не очень любит книгу, может быть даже и читать не умеет, о чем я подозреваю, и вот один мой друг рассказывал мне (это очень смешно), что тот поручил моему товарищу и коллеге собрать ему библиотеку из очень красивых муляжей. На Западе и у нас тоже есть, делают из пластика такие очень красивые коробки, сразу, например, 5-10 книг в блоке, а внутри пусто, внутри можете водку держать, сигареты…

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Заначку от жены.

А.ШВАРЦЕР: И у него роскошная библиотека, в которой нет ни одной страницы, которую можно почитать.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, а если мы с вами зайдем к этому олигарху в гости?

А.ШВАРЦЕР: Нас никто не пустит, у него же охрана, он же олигарх.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Олигарх нас пригласит, скажет: давайте выкурим по сигаре в кабинете. Я попрошу у него посмотреть…

А.ШВАРЦЕР: Я думаю там все на ключ заперто. Неприлично лазить в чужом доме в библиотеку.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, я знаю, что у основателя одной из первых пирамид в новейшей истории нашей страны была очень интересная богатая библиотека.

А.ШВАРЦЕР: Абсолютно вы правы. Мне удалось ее видеть, эту библиотеку. Самое смешное, что мне показалось в этой библиотеке, он действительно любил книгу, собирал, не знаю, читал он их или нет, но абсолютно все книги были с библиотечными штампами.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Так что, воровал?

А.ШВАРЦЕР: Я думаю, не он воровал, а как бы скупал краденое. По-видимому, это такая тенденция, если уж ты сам кого-то обворовываешь, то можно и у них краденное скупать. А книга с библиотечным штампом, скажу вам по секрету, это не очень хорошая вещь, это немножко предосудительно, потому что книга с библиотечным штампом, она заведомо краденая книга, согласитесь. Откуда же она еще у вас появилась, если только она кем-то до вас… Я же никого не обвиняю в этом, и никто никого не обвиняет. Сегодня мы живем в стране и экономика по-русски сегодня такова, что воровать можно, мы же видим, что все чиновники воруют. Гаишники…

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Это называется не воровать, а осваивать.

А.ШВАРЦЕР: Осваивать бюджет?

Н.КРИЧЕВСКИЙ: В том числе и бюджет.

А.ШВАРЦЕР: И поэтому сегодня даже в магазинах, в Советском Союзе этого не было…

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, я вас прошу, чтобы мы с вами были более толерантны и корректны по отношению к доблестным сотрудникам ГИБДД, я подозреваю, Аркадий Михайлович, и тоже самое хочу порекомендовать нашим слушателям, я подозреваю, что работники ГИБДД после того, как они отрабатывают смену…

А.ШВАРЦЕР: Идут домой читать книги?

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Идут в «Сберкассу» и все наши штрафы, Аркадий Михайлович, оформляют, заполняя за нас квитанции.

А.ШВАРЦЕР: Да ладно, Никита Александрович, про гаишников говорить смешно, это же общее место, только ленивый на них не топчется, даже «Наша Russia», вы видите, там два сюжета про гаишников.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Кстати, не очень хороших. Так по поводу книг и что?

А.ШВАРЦЕР: Так вот, все книги у него оказались крадеными. И как-то это меня очень расстроило и удивило, то есть странный ценитель. Потом, пока он находился в бегах, а потом в местах не столь отдаленных, другие жулики и негодяи обманным путем у его несчастной жены все эту библиотеку каким-то образом взяли продать, сами все продали и деньги все украли, но это обычное явление.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Подождите, а книга с библиотечным штампом, вы только что сказали, не стоит ничего и вдруг они ее продали?

А.ШВАРЦЕР: Вы меня перебили, я начал говорить, что сегодня, при экономике нашей страны, уже магазины стали принимать книги с библиотечными штампами. В Советском Союзе (так как, мы уже говорили, много лет этим занимаюсь) был такой закон: наличие книги в вашей огромной библиотеке с библиотечным штампом вело к конфискации всего имущества, потому что вы квалифицировались как скупщик заведомо краденого. Поэтому ни один человек не держал у себя дома книги с библиотечным штампом, это грозило конфискацией всего имущества.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Давайте сформулируем рекомендации для наших слушателей. Если вы решите вложить какие-то деньги в книгу, в первую очередь смотрите на какую страницу, Аркадий Михайлович?

А.ШВАРЦЕР: На 17-й и на титуле.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, что делать, например, мне, если я располагаю весьма редким фолиантом прошлого века или начало нынешнего, сейчас это уже не принципиально, лекциями профессора Озерова, читанными в московском университете, который к стыду моему, вот эти лекции, изданные красиво, в переплете и так далее…

А.ШВАРЦЕР: Есть штамп?

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Да, там есть штамп. Причем штамп довоенный, 40-го года, простите, какой-то азербайджанской библиотеки.

А.ШВАРЦЕР: Рассказываю вам один секрет. Многие так говорят: вот у меня штамп библиотеки дореволюционной даже, не то что довоенной дореволюционной даже. Все эти фонды передавались, они не продавались, а передавались, поэтому любой штамп, тем более довоенный, означает, что этот фонд довоенной библиотеки был передан в другую библиотеку, таков был закон жизни Советского Союза. Что надо сделать? Мы, слава Богу, живем в начале 21-го века, технологии по выведению печатей сегодня очень высокие. Я думаю, надо зайти в Интернет, найти там специалистов, которые изумительно выводят эти печати и у вас будет чистая книга.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, с таким же успехом можно вывести печать из той книги, которую вы приобрели у букиниста.

А.ШВАРЦЕР: Естественно. Даже из паспорта можно вывести печать о женитьбе, все, что угодно можно сделать.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Что вы говорите?

А.ШВАРЦЕР: Технологии, конечно, сейчас высокие технологии, Никита Александрович.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Я думаю, что мы вас в одну из следующих программ пригласим именно с целью рассказать нам о новых технологиях.

А.ШВАРЦЕР: Да нет, я же сказал в Интернет надо обратиться, а не ко мне.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: А для наших слушателей я напоминаю, что вы слушаете программу «Экономика по-русски» на Русской службе новостей. В гостях у нас искусствовед Аркадий Шварцер.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: «Экономика по-русски» на Русской службе новостей. Никита Кричевский и наш гость – искусствовед, антиквар, букинист, я не побоюсь этого слова, культовая фигура в мире искусства – Аркадий Шварцер. Говорим мы об альтернативных адресах для вложения наших немногочисленных средств. Аркадий Михайлович, мы с вами значительное время потратили для того, чтобы поговорить о книгах. Почему я это сделал? Я это сделал сознательно, потому что ведь книга сама по себе, скажем так, не раритет 16-17 века, а книга прошлого, позапрошлого века, она стоит не так дорого, а вы сами говорите о том, что 10-15 процентов в валюте…

А.ШВАРЦЕР: Есть прибавка, да.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Ежегодный рост все-таки существует.

А.ШВАРЦЕР: В хорошем состоянии иллюстрированная, красивая книга, в полукожаном или кожаном переплете всегда будет стоить денег, всегда, хотя бы за свою красоту.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Давайте о других видах искусства, о других видах вложений. Аркадий Михайлович, я вас прошу прерваться, потому что мы не берем звонки от наших слушателей, а это нехорошо, некрасиво, Аркадий Михайлович. Добрый день. Вы в прямом эфире. У нас в студии Аркадий Шварцер, искусствовед.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я из Подмосковья, Юрий. Вопрос такой к вашему антиквару: а куда отнести показать книги? Вот это проблема.

А.ШВАРЦЕР: Отвечаю: куда бы вы не отнесли вашу книгу, вас обязательно обманут, потому что так устроен антикварный бизнес во всем мире.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Подождите, но есть место, где все-таки…

А.ШВАРЦЕР: Конечно, нет.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Вообще ни одного?

А.ШВАРЦЕР: Не существует в природе.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Тогда давайте выработаем некоторую стратегию, Аркадий Михайлович. Скажем, мы пришли в одну точку, нас там обманули, в другой точке обманули больше, а в третьей точке обманули меньше. В результате?

А.ШВАРЦЕР: Правильно. Вот действительно доктор наук, правильно мыслите. Поэтому человек должен, например, походить по Арбату, приценить свою книгу в нескольких магазинах, зайти в Дом книги.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Ее надо с собой носить?

А.ШВАРЦЕР: С собой обязательно, без нее нельзя оценить, надо показывать ее. И тогда примерно он будет понимать истинный порядок цены, причем, то, что ему будут называть, средняя цена, которую он услышит, ее, наверное, надо удвоить и это будет истинная цена той книги, которую вы хотите оценить.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Другой вопрос, что за эту двойную цену ее, к сожалению, не продашь.

А.ШВАРЦЕР: Ее можно поставить на комиссию за эту цену. При этом разные магазины берут разные комиссионные, надо узнать какой процент и так далее.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, еще один звоночек. И чуть попозже все-таки поговорим о других видах прекрасного. Добрый день, вы в прямом эфире.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Аркадий Михайлович, скажите, пожалуйста, у меня есть попавшие ко мне после уничтожения одной из библиотек великолепные немецкие книжки, ликвидированные нашим СМЕРШ и перевезенные в Советский Союз. Как чемодан без ручки, очень великолепное…. Что с ними делать? Может кому-то отдать?

А.ШВАРЦЕР: Я понял вопрос, готов ответить. Это целый пласт книг, страшно интересных. Дело в том, что наши доблестные солдаты (это говорю без иронии) когда взяли Берлин, Германию, естественно они имели полно право, я в этом абсолютно уверен, мой отец воевал, имели полное право взять то, что там как-то лежит, плохо или хорошо не имеет значения, в виде компенсации. И действительно, сюда в Россию шли вагонами немецкие ценности, было очень много книг. Я видел массу библиотек антикварных, роскошных, великолепных с какими-то там немецкими печатями. Постоянно идут крики у нас в министерстве культуры о том, что надо вернуть, что не надо вернуть, что является контрибуцией и так далее. Почему их надо кому-то подарить? Надо пойти тоже в магазины, есть Магазин иностранной книги на улице Качалова, оценить, посмотреть сколько они стоят. Все эти книги тоже можно продавать и совершенно свободно и нормально, таких книг очень много и бывает очень хорошие, ценные книги.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: То есть действовать по тому же алгоритму, как и совет предыдущему нашему слушателю.

А.ШВАРЦЕР: Очень мало людей, которые понимают что-то в иностранной книге, в западноевропейской книге, в основном все русскоязычную книгу понимают.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Что естественно, Аркадий Михайлович.

А.ШВАРЦЕР: Естественно, мы же живем в России. Поэтому таких адресов не так много.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, я все-таки хочу поговорить с вами о других видах прекрасного, например, о живописи.

А.ШВАРЦЕР: О живописи. Мы говорим о небольших деньгах, да?

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Давайте уже отойдем от небольших денег, на которые можно купить небольшую книгу. Давайте поговорим о деньгах чуть повыше.

А.ШВАРЦЕР: Но можно говорить и о небольших деньгах. Я думаю, что любой человек, который хочет инвестировать деньги в картины, в живопись, где-то мысленно прокручивает историю с известным товарищем по имени Ван Гог, который при своей жизни не продал ни одной картины, жил за счет брата. Можно было, наверное, у него купить такую картину за стакан «Абсент», скажем так. А после его смерти прошло всего плюс минус 100 лет, они стоят 100 миллионов долларов, 200 миллионов. И такие Ван Гоги есть, конечно, сегодня. Если бы я их знал, я бы вам все равно этого не сказал, как вы понимаете, но есть некие факторы. Вот надо посмотреть какой сегодня современный художник (в Интернете все можно увидеть) продается на аукционах, на Сотбис и Кристи, на других аукционах. Я считаю, что художник, который сегодня востребован, который сегодня продается, даже если он молодой и так далее… Так как мы без фамилий, то просто скажу, что есть художники очень маститые, известные, которые выступают по телевизору каждый день, абсолютный неликвид, продать вообще нельзя и вкладывать в них деньги это просто деньги выкидывать на помойку. А есть художники, за тысячу долларов, за две, за три можно, придя к нему в мастерскую, купить у него картину.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Но для этого сначала надо знать адрес этой мастерской.

А.ШВАРЦЕР: Все это можно найти, было бы желание.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Я знаю, что известный художник, которого сегодня показывают по телевизору, он не совсем в пожилом возрасте, шевелюра такая, длинные волосы, я знаю, что госпожа Пугачева отказалась покупать свой портрет у него. Это правда?

А.ШВАРЦЕР: Не свой, немножко не так. Действительно год назад на салоне, который проходит два раза в году, один человек выставил именно этого товарища, очень красивого, очень известного художника, импозантного, участника абсолютно всех вернисажей, тусовок, гламурного скажем, выставил его работы, была Кристина Орбакайте, это дочка, как вы знаете.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Дочка, да.

А.ШВАРЦЕР: И вот он эту дочку пытался продать, но ничего не получалось. «И вдруг - рассказывает он, - невероятное счастье, Господь услышал мои молитвы, - говорит, – идет Алла Борисовна». Он кричит: «Скорее сюда, скорее сюда!». Она подходит, смотрит (реальная история) и говорит: «По чем дочурка?». Он ей говорит: «Вы знаете, Алла Борисовна, дело в том, что в свое время платили художнику 25 тысяч, я хочу только 10 (все в долларах). Алла Борисовна умный человек, она посмотрела и сказала: «Больше штуки не дам».

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Шварцер в программе «Экономика по-русски». Мы уходим на новости.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: «Экономика по-русски» на Русской службе новостей. Спасибо за новости Екатерине Родиной, очень было интересно и познавательно, но у нас программа, посвященная альтернативным адресам для вложений наших немногочисленных сбережений. В гостях у нас искусствовед Аркадий Шварцер. Здравствуйте, Аркадий Михайлович, еще раз.

А.ШВАРЦЕР: Здравствуйте.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, мы с вами начали говорить о живописи, о том, что один известный гламурный художник пытался продать примадонне портрет ее дочери.

А.ШВАРЦЕР: Да нет, не он продавал, я же говорю, дилер продавал. Я говорю о том, что этот гламурный художник неликвиден, больше штуки он не стоит, и то родственнику, да.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Хочу вас спросить в связи с этим вот о чем. Сегодня в Москве, в ближайшем гламурном Подмосковье немереное количество всяческих галерей, арт-салонов и прочих мест для тусовки тех, кто якобы ценит прекрасное. Ни для кого не секрет, что пассии многих наших олигархов считают признаком хорошего тона иметь некое подобие галереи или салона. Последний пример – это пассия господина Абрамовича, госпожа Жукова, которая имеет галерею «Гараж». В связи с этим вопрос: для тех, у кого есть кое-какие сбережения…

А.ШВАРЦЕР: Лучше туда не ходить.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: В галереи идти? В салоны идти?

А.ШВАРЦЕР: Никита Александрович, все эти салоны создаются для того, чтобы тусоваться. Действительно, подумайте, вот вы – олихарх, у вас пассия, жена, она должна чем-то заняться, ну, нехорошо ничего не делать целый день, только по маникюрам, педикюрам, надо какую-то иметь деятельность. Считается модным и правильным такая деятельность – это содержание галереи, поэтому открываются галереи, туда закупаются какие-то картины. Если мы говорим о нашем дорогом товарище Абрамовиче, он купил Люсьена Фройда картину, купил Френсиса Бекона, кстати, Люсьен Фройд – это внук Зигмунда Фрейда реально. Действительно, прекрасные художники, дорогие. Он, естественно, переплатил, потому что он человек богатый и как только он куда-то приходит, вы должны понять, в любой магазин, и говорит: по чем, ему цену сразу утраивают.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Так положено, мы же даем официанту на чай, а ему положено переплачивать, а нам положено давать 10 процентов официанту.

А.ШВАРЦЕР: Поэтому он приходит в галерею купить Люсьена Фройда, естественно, ему галерейщик говорит: «Вы знаете, дорогой товарищ, если бы вы пришли ровно на пять минут раньше, была бы такая цена, но вот только что все подорожало ровно в три раза, вот такое несчастье». Он говорит: «Хорошо. Заверните два». Ему же не очень важно за сколько купить. Это выставляется в галереи, но купить это не реально, потому что и так он переплатил в три раза, извините, невозможно же больше. Поэтому это антураж, но это интересно.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, то, что он в три раза переплачивает, это бывает?

А.ШВАРЦЕР: Это общее место, так и должно быть, так и происходит.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: В вашей среде это даже не обсуждается, потому что так оно и есть.

А.ШВАРЦЕР: Ну, конечно, это естественно. Никита Александрович, стали бы мы с вами Абрамовичу на полцены что-то продавать?

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Так вот я и спрашиваю: куда идти-то?

А.ШВАРЦЕР: В галереи можно идти, но… Это очень долго все объяснять. Конечно, можно пойти в галереи, которые продают малоизвестных каких-то художников, их полно, нормальные галереи, можно там что-то найти, можно там что-то не найти. За три минуты это невозможно все рассказать, Никита Александрович. Только к гламурным женам олигархов ходить, чтобы что-то купить, абсолютно бессмысленно.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, вот какая мысль меня сейчас пронзила, ведь эти репортажи, что в бизнес-газетах, что в массовых газетах, они же, как правило, проплачены.

А.ШВАРЦЕР: Вы думаете?

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Когда люди пишут о том, что в галерее «Гараж» или в какой-то другой галерее прошла та или иная тусовка или наоборот, состоится. Но ведь платят же за публикации?

А.ШВАРЦЕР: Но кто же это знает?

Н.КРИЧЕВСКИЙ: А платят для чего? Для того, чтобы приходили люди и несли свои денежки.

А.ШВАРЦЕР: Я не знаю, кто что может купить, но это не реально. Зачем купить у Абрамовича, если можно поехать в Париж и купить там картину в три раза дешевле? Или в Рим, или в Вену. Но это же абсолютный бред какой-то там покупать.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Согласен. Логика в ваших словах 100-процентная. Давайте примем звонок. Добрый день, вы в прямом эфире.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Юрий, я переводчик, французский язык. Я бывал и на Качалова, когда был студентом в советское время, там были редкости, которые стоили вообще какие-то копейки просто и которые, например, во Франции редкости. То есть происходит обмен. Вот сейчас здесь появляются французы, Мишель-Ги Шадло, антиквары, Бернард Стейниц.

А.ШВАРЦЕР: Да, да, приезжают такие Индианы Джонсы. То есть люди, которые хотят на грош пятаков, которые считают, что тут все идиоты и готовы тут все купить за три копейки. Этих людей святое дело обмануть, и их обманывают, им продают какие-то фальшивки постоянно и так далее. Если хотите, я могу рассказать очень смешную историю.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, у нас времени нет. У нас хронометраж заканчивается, «ИНКОМ-недвижимость» уже, что называется, за спиной. Несколько секунд для того, чтобы обратиться к нашим слушателям.

А.ШВАРЦЕР: Я бы тогда посоветовал слушателям следующую вещь: когда вы покупаете картину себе домой, живописную картину, доверяйте только себе, потому что картина становится членом вашей семьи, вы просыпаетесь - ее видите, вы ложитесь спать - ее видите, и чем больше она вам лично нравится, тем будете здоровее и дольше проживете. Искусствоведам не доверяйте никогда.

Н.КРИЧЕВСКИЙ: Аркадий Михайлович, спасибо вам большое. Это была программа «Экономика по-русски». Искусствовед, антиквар, букинист, ценитель прекрасного Аркадий Шварцер, Никита Кричевский – ведущий этой программы, также ценитель прекрасного. В самом конце я прошу извинения у тех наших слушателей, кого мы, к сожалению, не смогли сегодня услышать и кого мы не дослушали, простите, таковые законы жанра, хронометраж. Всего вам доброго.

А.ШВАРЦЕР: До свидания.
Авторы
Выбор редакции

Слышно за три километра. Как лангусты заглушают рёв реактивных двигателей

22 мая, 12:43

Эксперты советуют молодёжи отказаться от беспроводных наушников

29 октября, 15:24

Заговор элит или месть Байдена? Как Facebook, Instragram и Twitter "убрали" президента США

сегодня в 00:40

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!

Авторизоваться


Рецензии