Трагедия безальтернативного финала

Спектакль «Отец».
По произведениям А. Стриндберга
Автор сценической композиции и режиссер – Сергей Азеев.
Художник – Сергей Илларионов.
Художник по свету – Андрей Лебедь
Хореограф – Полина Митряшина.
Помощник режиссера – Алла Савенкова
Действующие лица и исполнители:
Ротмистр – Андрей Гульнев
Лаура, его жена – Софья Андреева/ Ксения Асмоловская.
Берта, их дочь – Валерия Ледовских.
Кормилица – Анастасия Резункова.
Пастор – Иван Байкалов.
Доктор Эстермарк – Георгий Сергеенко / Сергей Азеев.
Нейд – Владислав Демьяненко.
Старший – Владимир Шабельников.
Гельт – Наталия Басистая / Ирина Мулярчик.
Молодая госпожа – Валерия Ледовских.
Первая госпожа, мать 36-ти детей – Ксения Асмоловская / София Андреева.
Вторая госпожа, пожилая старая дева – Анастасия Резункова.
Селезень – Григорий Татаренко.
Санкт-Петербургский Театр Суббота.
Премьера состоялась 11 Декабря 2020.
В спектакле «Отец» Сергей Азеев обращается драматургическому наследию великого реформатора театральной сцены Августа Стринберга и предлагает нам возможность попытаться раскрыть секрет безграничной гениальности и актуальности произведений великого драматурга. Пьеса «Отец» была написана Стридбергом в 1887 году, она подобно многим его произведениям представляет из себя сложную сюжетную конструкцию, в ней есть внешняя оболочка, вуалирующая главную точку познания, в которой Стриндберг сосредотачивает плоды своего критического анализа тенденций развития общества, в них его обращение к человеческому обществу.
В пьесе «Отец» этой внешней оболочкой служит локальная история, чьё сюжетное пространство весьма ограниченно, так как всё происходящее в ней не покидает границы семейного круга. В этой истории фокус нашего внимания сосредоточен на небольшом количестве людей, заполняющих пространство жизни одной семьи, при этом Стринберг в этой точке фокусировки нашего взгляда создаёт визуальную проекцию микро-среза человеческого общества. В центре этого сообщества мы видим главного героя этой истории - отца семейства (Андрей Гульнев), его образ сюжетно выделен в границах узкого круга его родных и близких, а также небольшого количества людей, входящих в круг его общения. В этом замкнутом пространстве круга общества Стринберг представляет нам историю внутрисемейных раздоров и событий, которые в первом приближении производят впечатления исключительно семейной драмы, разворачивающейся в четырех стенах. В этой истории, также как во многих его других пьесах, это верхушка айсберга,  под которой залегает бесценный кладезь гениальных мыслей автора.
Современники Стнидберга видели в этой истории отголоски жизни самого автора, лики суровых реалии его бесконечных раздоров вокруг развода с первой женой Сири фон Эссен, которые были источником многочисленных скандалов и переживаний Стриндберга. Эти неприглядные фрагменты жизни великого драматурга возможно нашли своё воплощение в образах персонажей пьесы, но присутствие их в галерее образов не является главной целью её создания. В ней Стриндберг предлагает нам сложную драматургическую сюжетную конструкцию, в которой контурно-силуэтные очертания драмы его жизни являются внешней оболочкой, внутри которой сосредоточены  результаты его исследования болезней человеческого общества. Эти язвы человеческого существования не ушли в прошлое и они продолжают прогрессировать в наше время, они являются главным фокусом нашего внимания в сценическом воплощении этой пьесы.
В этом сценическом проекте Азеев использует сюжетное пространство пьесы «Отец» для детального изучения стринберговского критического анализа человеческого общества, в котором главным фокусом нашего познания является конфликт индивидуальности и общества. В этом направлении нашего взгляда драматическая история ротмистра изучается нами по опорным точкам элементарной конфликтологии, чей системный подход позволяет нам рассматривать возникновение и развитие этой истории в рамках концепции управляемого конфликта.
В начальной точке этой истории мы видим ситуацию, в которой происходит возникновение предпосылок для конфликта на поверхности повседневной жизни. В пространстве этой истории это происходит при возникновении в нём некого события, которое является главным фактором влияния, задающим направление вектора развития этой истории и запускающим процесс трансформации среды человеческого существования. Особенностью этого фактора влияния заключается в том, что это не является случайным или неким непредвиденным стечением обстоятельств, его возникновение является результатом нарастания антагонизма между взглядами ротмистра и мировозрением людей пространства его жизни. В этой плоскости истории мы получаем возможность наблюдать контрастные проекции влияние этого события на персонажей пьесы Стринберга.
Появление этого фактора в жизненном пространстве главного героя создаёт эффект вторжения, которое приводит к дестабилизации его существования, оно заставляет его полностью фокусировать внимание на нём и порождает сомнения, домыслы и вопросы. Под влиянием этого события он сосредотачивает своё внимание на поиске ответов, пытается осмыслить это событие и этот процесс усиливает его эмоциональную вовлечённость. В этой точке его жизни возникает фактор влияния, который делает его более уязвимым и открытым для манипулирования им людьми - бенефакторами этого события.  В зоне влияния этого фактора происходит разрушение атмосферы фальшивого благонамеренного существования общества, в результате которого оно превращается в агрессивную среду, в которой он объект общественного неприятия и он чуждый элемент. В проекции результата трансформации этого пространства большинство людей круга общения главного героя видят в нём врага общества, которого нужно изолировать «во благо» мира и благополучного существования большинства. В этой ситуации мы получаем возможность наблюдения процесса общественного отчуждения человека, в котором манипулирование его эмоциями и чувствами становится главным деструктивным методом направленным на полное нивелирование его влияния и приданию его образу черт психически- неустойчивого человека.
В сценическом воплощении пьесы Стриндберга технология манипуляции человеческими эмоциями выделяет в портретной галерее персонажей три условные категории людей. В первой категории мы видим людей – манипуляторов, которые живут своими планами и амбициями, для них окружающие их люди выполняют утилитарную функцию инструмента достижениях собственных целей. В визуальной проекции этой концепции мы видим персонажа в образе которого собраны все эти качества, она осмысленно нацеливает свои действия на управление средой существования главного героя, которого она превращает в объект манипулирования. В истории конфликта ротмистра и общества, действия манипулятора фокусируют наше внимание на другой категории персонажей – это люди которые осуществляют её планы и воплощают её амбиции в конкретные действия.
Эти люди марионетки в её руках, покорно выполняющие её указания, с помощью них она создаёт зону общественного отчуждения вокруг ротмистра, в которой пытается нивелировать его влияние на общество и довести его до эмоционально-нестабильного состояния. В этом направлении нашего изучения конфликтологии Стридберга в сюжетном пространстве пьесы Стриндберга мы получаем возможность рассмотреть характерные особенности этой категории персонажей. В галерее персонажей этой истории мы видим в соединение двух концепций в пространстве их образов при этом они сами одновременно являются объектом манипулирования. С этой точки зрения различия между ними и главным объектом манипулирования весьма иллюзорны. Причина их выбора стороны в конфликте определяется тем что они агрессивно-покорное большинство, мотивирующие свои действия благими намерениями избавить общество от врага «во благо общественного благополучия». В своём выборе и действиях они не осознают, что сами являются объектом манипулирования, они пешки в этой большой циничной игре, в которой они могут быть пожертвованы в любой момент этой истории.
В этом сценическом воплощении взглядов великого драматурга история конфликта ротмистра и общества приближена к реалиям нашего времени, в котором методы управления человеческими эмоциями не претерпели изменений. Азеев подводит зрителя к пониманию этой исторической параллели с помощью трансформации сценического пространства в реплику телевизионной студии, в которой мы все становимся участниками рабочего момента записи  телевизионного ток-шоу. Превращение картины конфликта главного героя в сюжет скандального телевизионного шоу позволяет Азееву сфокусировать наше внимание на предопределённости её финала. В нём все попытки ротмистра урегулировать внутрисемейный конфликт оканчиваются полным фиаско, так как  цель этих конфликтов не решение проблем, а удаление его из этой среды и все действия направленные на достижение этой цели скрупулезно спланированы. Это подводит зрителя к мысли, что в этой трагедии нет, и не может быть альтернативного финала, так как она необратима и её невозможно избежать.
В спектакле «Отец» Азеев создаёт возможность многомерности изучения конфликта человека и общества через создания различных точек наблюдения, одной из которых наше познание этого сюжета осуществляется с помощью отстраненного наблюдения этих событий. Эта возможность изучения в спектакле создаётся с помощью инсталлирования в сюжетное пространство точки наблюдения, в которой мы экстрагированы из временных и географических условностей, в ней наш взгляд фокусирован на рассмотрение этой истории с общечеловеческого понимания семьи и брака. Эта направленность нашего взгляда показывает нам деструктивность действий людей, которые разрушают семью, которая является фундаментальной основой человеческого общества. В нашем изучении этой проекции трагедии мы видим, что все деструктивные действия людей мотивированны иллюзорными амбициями и мыслями о великом благе, ради которого они готовы принести в жертву свою семьи и уничтожить пространство человеческой жизни.
В этом сценическом воплощении пьесы Августа Стринберга мы все получаем возможность детального изучения ликов драмы человеческого общества, которые создают нам зеркальное отражение нашей собственной жизни и это наша возможность разобраться в истоках наших собственных трагедий, в которых мы часто идём по стопам персонажей произведения Стринберга и попробовать избежать предначертанный нами безальтернативный финал.
 P.S. Фрагмент спектакля и его видео анализ можно увидеть на моём авторском YouTube канале "Мой Не_Критический взгляд"
https://youtu.be/0qVLq2cS73Y

Дорогие мои читатели!
Я искренне благодарен Вам за внимание к моему творчеству, в этом году я расширяю свой творческий горизонт и собираюсь представить Вам много нового. Я разрабатываю новые темы и у меня новые проекты, я искренне верю, что они будут интересны вам. Вы можете внести свою лепту в этот творческий процесс, с этой целью я приглашаю Вас принять участие в нём и верю, что это посильно каждому.
Вы поддержите мои проекты и примите личное участие в творческом процессе при помощи небольшого доната на 5469 4009 8209 6278.


Рецензии