Волков
Василий Павлович Волков родился 4 марта 1925 году в деревне Большие Ручьи, Канаковского района, Калининской (ныне Тверской) области.
Герой вспоминал: "На следующий день после начала войны стали призывать моих односельчан. Моя деревня находилась километрах в 100 от Москвы, поэтому мы видели всполохи огня от разрыва снарядов зенитных батарей. Люди были настроены патриотически, считали, что война закончится до осени, поэтому провожали призывников радостно, с песнями под гармошку.
В январе 1943 года в армию призвали и меня с 7 товарищами. Нас повезли на Дальний Восток, в Даурию, на границу с Японией и ее сателлитами. Росточком я был небольшим, щуплым, нас, ослабленных, отобрали и отправили в датсан (бурятскую деревню). Окрепнув, я копал траншеи, бомбоубежища, капониры для танков, укрепления – всю сопку перекопали.
Военная подготовка проводилась в тяжелых условиях: приходилось преодолевать по 60 километров за день, днем была жара, ночью холод. Сзади ехали повозки и в них клали тех, кто устал или перенес тепловой или солнечный удар. В учебном полку я научился стрелять из миномета, ручного и станкового пулемета, противотанкового ружья и винтовки. Приходилось спать на земле, в окопе.
Мы осознавали, что война долго продлится, и будем нести большие потери. Пропал без вести мой отец, пришла похоронка на моего брата. Да и мне пришлось повидать людское горе в Крыму, Белоруссии.
Я участвовал в Великой Отечественной войне с 13 января 1944 года наводчиком 82 мм миномета во 2 стрелковом батальоне, 164 стрелкового полка, 55 Гвардейской стрелковой, Иркутской, ордена Ленина, трижды Краснознаменной, ордена Суворова, имени Верховного совета РСФСР дивизии.
На фронт я попал в январе 1944 года. Мое боевое крещение было в Крыму, при форсировании 4 километрового Керчинского пролива, с высадкой десанта с барж. Мы шли вторым или третьим эшелоном, первый десант был обнаружен и отбит. Мы высадились в 150 – 200 метрах от берега т.к. катера и баржи ближе подойти не могли.
Шли по пояс в холодной январской воде. Быстро заняли глубокие траншеи. До утра передохнули, а утром немцы пошли в атаку. Я впервые стрелял из карабина по живым людям, видел как враги перебегают, меняя позиции. Мы отбивали атаки до вечера.
Командир батальона стал обходить нас и спрашивал, может ли кто управлять 82 мм минометом, расчет которого выбыл из строя. Я вызвался и попал в минометную роту, которой командовал таджик Рузинов. Командиром он был суровым, но молодец.
Постепенно я осмелел, мы отражали пехотные и танковые атаки, авианалеты. Поддерживали нас три 76 мм орудия, хорошо, что вовремя подвезли снаряды и мины. Вскоре нас окружили, отрезали отход к морю. Началась паника, страшно было, но мы до вечера молотили врага и не сдали сопку. К вечеру подошла помощь со знаменем, под крики: «Вперед! Ура!» Сдались человек 25 немцев. Бойцы были злыми - офицера убрали, а солдат, в сопровождении 2 автоматчиков, отправили в тыл.
Сопка, которую мы защищали, имела огромное стратегическое значение, с нее прекрасно просматривалась вся Керчь. Фашисты всю ее измолотили, все кусты посекли, я мы выжили. Вот таким было мое первое крещение.
За бои в Крыму меня наградили первой медалью «За отвагу».
Из наградного листа «В боях за Крымский полуостров, у города Керчь, проявил себя смелым и решительным бойцом. Особенно отличился при отражении вражеской контратаки 21.01.1944 года, на высоте 164,0. В этом бою тов. Волков гранатами и огнем из автомата уничтожил 5 немецких солдат. 21.01.1944 года был ранен и эвакуирован в госпиталь».
Нас отравили на переформирование, а оттуда под Брянск, затем в родную, славянскую Белоруссию.
Запомнились Пинские болота. Транспорт пройти не мог, на плече носил ствол в 16 килограммов, мины носили на обмотках по 3 штуки по 3 килограмма, на каждой ноге, а еще автомат, запасные диски и гранаты, шинель, вещмешок. Прежде чем стрелять, под плиту и стойку нужно было устроить наст. Так вот и воевали. Перебежками, вместе с батальоном то пулемет, то батарею уничтожали. Так и двигались по Белоруссии.
Там меня ранили в ногу, потом что-то меня вдарило в грудь. Ребята затащили меня в блиндаж. Оказалось, что осколок от снаряда пробил комсомольский билет и блокнот в левом нагрудном кармане. Осталась отметина на груди, рядом с сердцем.
(Пробитый осколком комсомольский билет Василия Волкова находился на хранении в музее боевой славы завода ЗИЛ).
В Белоруссии, освобождая Бобруйск, мы вели очень тяжелые бои. Его защищали части СС и штрафники, оборона была укреплена ДОТами , мощными земляными укреплениями.
Немцы свирепствовали, издевались над мирным населением.
Вдоль дороги, на деревьях были повешены мирные жители. Удерживали оставляемые села мадьяры - венгры, отходя, они выгоняли на окраину села скот и убивали его.
За бои под Бобруйском и его освобождение меня наградили второй медалью «За отвагу».
Приказ от 27.07.1944 года. Из наградного листа: «Участвуя в боях на Белорусском фронте, 9.07.1944 года, при прорыве сильно укрепленной обороны немцев и овладении станцией Гостынь, он отличился мастерством быстрой наводки своего миномета в цель, что во многом способствовало выполнению поставленной задачи. В этом бою тов. Волков уничтожил до 10 гитлеровцев и подавил огнем 1 станковый и 1 ручной пулемет противника. В дальнейшем, при преследовании противника, также действовал смело и решительно».
После Бобруйска мы отклонились в сторону Польши, а, оттуда, всю дивизию, на «Студебеккерах» перебросили в Восточную Пруссию, вблизи Пришелау и Кенигсберга.
Орден Славы 3 степени, согласно представленного наградного листа Василий Волков получил за следующий подвиг: «В боях при наступлении на город Гросс Троккенен 23-24 октября 1944 года проявил мужество и отвагу. Невзирая на артобстрел противника, под градом осколков, продолжал точно наводить миномет в цель. В этом бою было уничтожены 2 огневые точки противника и до 10 гитлеровцев. 27.10.1944 года, отражая вражескую контратаку тов. Волков меткими залпами своего миномета рассеял и уничтожил до 40 гитлеровцев, чем сыграл решающую роль в отражении контратаки».
Не попав еще в Германию, я увидел ухоженные огороды, каждый клочок земли был обработан, дома кирпичные, каждый как крепость с подвалом, где от бомбежки могла спасаться вся семья, дома крыты черепицей, мосты железобетонные, дороги ровные, асфальтированные.
Местные жители, в основном, женщины и дети, встречали нас со страхом, нападений не было, но были случаи отравления.
В дома мы заходили, но над населением не издевались.
За бои в Восточной Пруссии я был награжден орденом Славы второй степени.
(Из наградного листа: «При прорыве обороны на территории Восточной Пруссии, в районе господского двора Гудден, 13.01.1945 года проявил себя бесстрашным воином. Во второй траншее противника было замечено до 30 гитлеровских солдат. По команде командира расчета, тов. Волков немедленно направлял и наводил миномет в указанную цель и несколькими меткими выстрелами по группам гитлеровцев рассеял их, при этом было убито 8 гитлеровцев. При отражении контратаки противника 15.01.1945 года в районе населенного пункта Жиркунен, наводчик т. Волков, при ведении огня, был ранен осколком снаряда, но от миномета не ушел, а продолжал вести огонь до конца, пока противник не был выбит из населенного пункта. И только по приказанию командира роты ушел в санчасть. Сделав там перевязку, тов. Волков, вместо эвакуации в санбат, вернулся к своим боевым друзьям и, как прежде, губительным огнем своего миномета, продолжал уничтожать врагов».
Впереди были ожесточенные бои за Кенигсберг, за них сержант Волков был награжден орденом Славы 1 степени. Из наградного листа: «В боях при ликвидации окруженной группы немецких войск юго-западней г. Кенигсберг 25-26. 03.1945 года показал образец бесстрашия, стойкости и отваги в бою, находясь под беспрерывным артобстрелом противника, ежеминутно рискуя своей жизнью, он мастерски точно наводил свой миномет в цель, подавляя и уничтожая вражеские огневые точки. Только за день боев - 26.03.1945 года, в районе высоты 37,7, метким огнем миномета было уничтожены 3 станковых пулеметов и более 20 противников.
За 3 дня боев минометом, где наводчиком был тов. Волков, были уничтожены 4 станковых и 2 ручных пулемета противника, разбиты 3 автомашины противника с боеприпасами и уничтожено более 40 немецких солдат и офицеров».
После разгрома противника в районе Кенигсберга 55-я гвардейская дивизия, в составе армии, была переброшена на 1-й Украинский фронт и участвовала в Берлинской операции. Дивизия наступала на Берлин с юга, действовала вместе с танкистами 3-й гвардейской танковой армии. Гитлеровцы сопротивлялись с упорством обреченных. Когда наши бойцы пересекли железную дорогу, противник встретил наступающих сильным огнем. Солдаты батальона залегли. И тут «слово взяли» наши минометы. Били с открытых позиций, невзирая на огонь врага. Только расчет Волкова уничтожил тогда три вражеских пулемета, противотанковую пушку, много живой силы противника. Меткий огонь минометов позволил батальону успешно выполнить боевую задачу.
Особенно жаркие бои пришлось вести в самом городе.
Последнюю мину по врагу сержант Волков выпустил 2 мая 1945 г. Сержант Волков В.П. оставил свою надпись на стене рейхстага.
Он вспоминал: "Бои в Берлине шли за каждый дом, каждую улицу. Основные бои завершились 30 апреля, помню основную улицу Берлина, как нашу Тверскую, вдоль которой стояли танки и артиллерия, разрешали стрелять, но холостыми патронами. Немцев на улице не было, они скрывались в подвалах и бомбоубежищах, среди них были и мужчины, скорее всего снявшие мундиры военные, но мы им не мстили. Хотелось отметить радостное событие, разведчики нашли подвал с вином, которое мы и выпили. Я с друзьями пошел в центр города, к рейхстагу, подошли к его стене, а там каждый желающий мог надпись оставить. Вот и я написал : «Вася Волков. Калининская область, деревня Ручьи». Радовались. Смеялись. Победили. Война кончилась. Живой остался!
Но боевой путь Василий Волков закончил недалеко от Праги, столицы Чехословакии. Армия, в которой он воевал, из Берлина пришла на помощь чехословацкому народу.
Велся учет выпущенных по врагу мин. Всего получилось пятьдесят четыре тысячи, а каждая мина весит три килограмма. Не сложно посчитать, что расчёт Василия Волкова обрушил на голову врага более 160 тонн смертоносного металла.
Вернулся Волков В.П. на родину в 1950 г. Стал работать в пожарной охране автозавода имени Лихачева. Потом перешел в подразделение МВД. Старшина сверхсрочной службы Василий Павлович Волков 9 Мая 1985 и 1995 годов прошел по Красной площади Москвы в составе колонны полных кавалеров ордена Славы. Это были военные парады в честь 40-летия и 50-летия Победы над германским фашизмом.
Герой скончался 24 июня 2008 г. У односельчанина загорелся дом, Василий Павлович Волков принял активное участие в его тушении, но ночью сердце героя остановилось.
Свидетельство о публикации №221011000847