Талалихин

           Летчик Виктор Васильевич Талалихин одним из первых в советской авиации провел ночной воздушный таран. На своем истребителе И-16 атаковал и сбил немецкий самолет-бомбардировщик  в ночь на 7 августа 1941 года в небе над Москвой.               
           Наш И-16, в свою очередь, упал в лесу в районе деревни Степыгино (сейчас это городской округ Домодедово), а сам Виктор Талалихин, получивший ранение, тем не менее, смог спуститься на парашюте и выжить. Впоследствие, он провел еще несколько успешных боев, сбив пять немецких самолетов.
          Виктор Васильевич Талалихин  родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка, Вольского уезда, Саратовской губернии, в рабочей семье.
          В 1933 году, в 15 лет, Виктор поступил рабочим на Московский мясокомбинат, где в 1934  году окончил фабрично-заводское училище и, затем, работал шпикорезом и мясообвальщиком в сырьевом цехе.

         Но он мечтал летать, так же как и два его брата,  служившие в авиации.
В  сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината. В октябре 1936 г. комсомол дал Виктору Талалихину путевку в аэроклуб , где молодой человек в июне 1937 года совершил первый самостоятельный полет на самолете У-2.
           В декабре 1937 г. Виктор Талалихин поступил и в декабре 1938 г. окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков  в звании младшего лейтенанта с квалификацией летчика-истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью, 27-го истребительного авиационного полка ВВС, Московского военного округа. В это время Виктор летал на И-153.
             Вскоре, пришлось ему получить и первое боевое крещение - две эскадрильи полка перебросили на Карельский перешеек для участия в советско-финской войне, где включили в состав 152-го истребительного авиационного полка.
 
            Он совершил 47 боевых вылетов и лично сбил 3 самолета ВВС Финляндии, за что получил орден Красной Звезды. Летчики эскадрильи регулярно совершали боевые вылеты в качестве штурмовой авиации, подавляя огневые точки противника. Благодаря действиям советских летчиков, была предотвращена гибель целой стрелковой дивизии и действовавшего вместе с ней оперативного полка войск НКВД.
 
          После того как весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы командиров звеньев, он был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка, 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

          В ночь с 6 на 7 августа 1941 года командование полка получило сигнал тревоги, после чего истребитель И-16, который пилотировал младший лейтенант Талалихин, был поднят в воздух и вылетел на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку Москвы.
            Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской области Талалихин обнаружил самолет "Хe-111" лейтенанта И.Ташнера.

           Младший лейтенант Талалихин уверенно стал сближаться с вражеским бомбардировщиком. Поймав немецкий самолет в прицел, советский летчик открыл огонь, но и немец оказался не из простых - он мастерски увернулся и попытался оторваться от советского истребителя. В ответ Талалихин развернулся и снова открыл огонь по немецкому самолету. Лейтенант Ташнер, пилотировавший немецкий самолет, увеличил скорость и стал снижать свою машину. Талалихин опять ударил по вражескому самолету из пулемета и смог поразить правый мотор бомбардировщика.

           Но "Хе-111" продолжал полет. У советского летчика, тем временем, кончились патроны и  Талалихин принял решение совершить таран. Стрелок бомбардировщика вел ответный огонь по советскому истребителю, и Талалихин был ранен в руку, но не уклонился от тарана и, подойдя к хвосту немецкого самолета, нанес винтом по нему удар. "Хе-111" был сбит. Сам Талалихин выбросился из поврежденного истребителя с парашютом и попал в неглубокое озеро, где его увидели местные жители и помогли ему выбраться. В деревне Степыгино младшего лейтенанта перевязали, а, затем, доставили на "У-2" в штаб полка. Там и стало известно о подвиге летчика. Советское командование тогда уделяло особое внимание подобным проявлениям отваги и доблести военнослужащих, поскольку пример Талалихина и многих других героев мог вдохновлять миллионы советских солдат на самоотверженные подвиги.
            Уже 8 августа 1941 г., за совершенный таран, младший лейтенант Виктор Талалихин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин лично вручил младшему лейтенанту Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Примечательно, что И-16, на котором летчик совершил таран, был обнаружен лишь спустя 73 года, после описываемых событий - в июне 2014 г., в лесном массиве в 20 км. от Москвы.
            Получив высшую награду советского государства, младший лейтенант Талалихин продолжал нести службу в составе своего авиационного полка в должности заместителя командира авиационной эскадрильи.
           Он провел еще несколько успешных воздушных боев. Но жизнь большинства летчиков - истребителей, в первые годы войны, была очень недолгой. Обычно летчик-истребитель погибал в пятом - шестом боевом вылете, летчик – штурмовик - в десятом боевом вылете. Воздушный таран был смертельным для каждого третьего летчика, решившегося на его применение, поэтому пойти на таран, особенно на ночной, означало рисковать очень серьезно. Каждый летчик, решавшийся на воздушный таран, с полным на то правом, может быть назван настоящим героем.
          Младший лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года.               
          В 1948 году, его навечно включили в списки 1-й авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. Именем героя были названы улицы в ряде городов, школы, технологический колледж в Москве (в котором функционирует музей Виктора Талалихина).
Послесловие: Высокое летное мастерство и смелость позволили Талалихину пойти на очень смелый поступок – воздушный таран. Тут надо отметить, что воздушный таран - русское изобретение. Первым в мире на воздушный таран пошел штабс-капитан Петр Нестеров - прославленный русский летчик, автор знаменитой «мертвой петли». 8 сентября 1914 года, в районе Львова, Петр Нестеров направил свою машину на таран тяжелого австрийского самолета, которым управляли опытные летчики Франц Малина и барон Фридрих фон Розенталь. 

           Первый в мире ночной таран также совершил наш военный летчик. 28 октября 1937 года в небе Испании летчик-интернационалист Евгений Степанов, сражавшийся на стороне испанских республиканцев, атаковал итальянский самолет - бомбардировщик SM-81.  При проведении ночного тарана Евгений Степанов остался жив.
            Во время Великой Отечественной войны первый воздушный таран провел в небе над аэродромом Млынов в районе Дубно советский летчик старший лейтенант Иван Иванов. 22 июня 1941 года, около 4:25 утра, он атаковал немецкий бомбардировщик. При проведении тарана 31-летний советский летчик погиб, но был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Впрочем, в первый день войны, было совершено еще несколько воздушных таранов - в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб в небе над Станиславом (ныне – Ивано-Франковск), атаковав немецкий               «Юнкерс».
           В 6 утра 22 июня еще один советский летчик, так и оставшийся неизвестным, протаранил на своем У-2 немецкий «Мессершмитт», а в 10 утра 22 июня летчик Петр Рябцев также протаранил немецкий самолет в небе над Брестом. Всего только в первый день Великой Отечественной войны советские летчики 19 раз таранили самолеты противника, а за все время войны пилоты советской авиации провели более 600 воздушных таранов. Во многом именно удивительный героизм советских летчиков позволил нам достойно противостоять люфтваффе в воздухе, хотя, первоначально, гитлеровская Германия имела серьезные преимущества.


Рецензии