Акимов

            Михаил Ильич Акимов родился 22 ноября 1918 года в деревне Поляки,  Ухоловского района, Рязанской области, в крестьянской семье.
           В 1934 году окончил 7 классов Дегтяно-Борковской НСШ. Помогал отцу в мастерской, потом работал делопроизводителем и секретарём Поляковского сельского совета Ухоловского района, учился в аэроклубе.
           16 февраля 1940 года был призван в ряды Советской Армии. Военное образование получил, вначале, в Борисовской, а затем в Омской школе военных пилотов Сибирского военного округа, которую окончил в октябре 1942 г.
           Свой боевой путь летчик - штурмовик, сержант Акимов Михаил Ильич начал в мае 1943 года в 451 го штурмовом авиационном полку, 264-й авиационной дивизии, 5-й воздушной армии, которая воевала в составе Воронежского фронта.
           Только закончилась Сталинградская битва, впереди были бои за Северный Кавказ, юг и европейскую часть  России, Черноморское побережье, Курская битва, освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, победное шествие по Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии, Германии.
           А, пока, наше командование накапливало силы.
           К 1943 году наши летчики приобрели бесценный боевой опыт, имели совершенные самолеты, вооружение и на равных дрались с хвалеными немецкими ассами. Закончилось безраздельное господство в воздухе фашистских стервятников.
           В Советском Союзе был создан особый вид авиации – штурмовой. Подобного  не было ни в одной армии мира. Штурмовик Ил – 2 -  «летающий танк», был универсальным оружием. Он, на «бреющем полете», пролетая в десятках метров над землей, мог наносить противнику сокрушительный удар вначале бомбами, затем реактивными снарядами и, в завершение, пушечно-пулеметным огнем. Благодаря этим средствам, штурмовик поддерживал сухопутные войска, уничтожал танки, бронетранспортеры, пушки, огневые точки,  транспорт и живую силу противника.
            К сожалению, потери в штурмовой авиации были самыми значительными. Причиной тому было применение их на самых сложных участках боевых действий, в местах скопления большого количества самолетов и зенитной артиллерии. Боевой опыт показал, что, в среднем, пилот штурмовика и сам самолет вылетали на задание не более 10 раз.
           Свой первый орден  Красного Знамени, летчик Акимов получил 11 сентября 1943 года. В наградном листе говорилось: « …летчик т. Акимов в полку с мая 1943 года, летает на У-2, Р-5, СБ, Ил-2. Имеет общий налет 123 часа. За период боевых действий полка на Белгородском направлении, с 3 по 20 августа. совершил 12 успешных боевых вылетов с налетом 14 часов. Уничтожил лично 3 танка, 1 бронемашину, подавил огонь 3 зениток, атаковал самолет Ю-87. В группе с другими самолетами разбил и поджог 20 автомашин с грузом и техникой, 3 дома, 7 повозок с грузом, железнодорожное полотно, уничтожил до 45 солдат и офицеров противника.»
          Последовали бои на Белгородско - Харьковском и Киевском направлениях, во время которых, с 1 августа по 24 октября 1943 года, младший лейтенант Акимов сделал 29 боевых вылетов, уничтожил 13 танков, 2 бронемашины, 52 автомашины с грузом и боеприпасами, 12 повозок, 7 орудий зенитной артиллерии, 2 полевых орудия, 5 цистерн с горючим, 2 склада с боеприпасами, подбил один бомбардировщик Ю-87, уничтожил до 170 солдат и офицеров противника. После прилета с боевого задания давал ценные разведданные. Летчик был представлен ко второму ордену Красного Знамени. Но командование сочло его подвиг достойным только что учрежденного ордена Отечественной войны первой степени, который был вручен герою 4 ноября 1943 года.
          К началу 1944 года рос список побед летчика Акимова. 26 января 1944 года было произведено очередное его представление к правительственной награде: «… совершил 65 боевых вылетов, уничтожил 26 танков, 90 автомашин, 4 бронемашины, 24 повозки, подавил огонь 14 зенитных орудий, 4 полевых орудий, уничтожил 12 цистерн с горючим, сжег склад с боеприпасами, уничтожил около 280 солдат и офицеров противника.(В наградном листе отмечались все ранее одержанные победы, в том числк и те, за которые герой был ранее награжден).
          12 декабря 1943 года, во время атаки цели юго-западнее Родомышля, 4 самолета Ил – 2 были атакованы 6 истребителями ФВ – 190, из них 4 ФВ – 190 атаковали крайнего ведомого - младшего лейтенанта Акимова. Удачным маневром и огнем воздушного стрелка три атаки противника были успешно отбиты. Воздушный стрелок - младший лейтенант Колобов зажег один ФВ -190. На четвертой атаке противника самолет Акимова загорелся и потерял управление, но благополучно произвел посадку. 20 февраля 1944 года летчик Акимов был награжден вторым орденом Красного Знамени.
           Шли боевые будни, 1 Украинский  фронт приближался к городу Киеву, к этому времени старший лейтенант Акимов совершил 94 боевых вылета на штурмовку вражеских войск, 33 раза на боевую разведку. Он заслужил следующую характеристику командования и боевых друзей: «Бесстрашный летчик. Волевой офицер. Летает в сложных метеорологических условиях, держит двухстороннюю радиосвязь, радист 2 класса. Точно выходит на заданную цель, смело атакует ее, нанося большой урон противнику. 
            22 февраля 1944 года, при выполнении боевого задания по штурмовке вражеских войск в районе Лиски, был подбит снарядом вражеской зенитной артиллерии. При выходе из атаки был атакован двумя ФВ – 190. Несмотря на то, что его самолет был подбит и плохо управляем, летчик умело маневрировал и меткой очередью сбил один ФВ – 190.
          В этом бою товарищ Акимов был ранен в ногу, истекая кровью, он привел самолет на нашу территорию и произвел вынужденную посадку». За эти подвиги 9 октября 1944 года старший лейтенант Акимов был награжден орденом Красной Звезды.
          К началу 1945 года была освобождена родная земля. Летчик Акимов с боевыми друзьями воевал в небе Румынии и Венгрии. Командование отмечает Акимова как мастера штурмовых налетов: «В бою смел и решителен. Приобрел богатый боевой опыт, в совершенстве овладел боевым искусством, которое умело передает молодому летному составу. 55 раз водил на задание группу и пары. На Украинском фронте, в боях по уничтожению войск противника на территории Румынии и Венгрии, в боях за форсирование  Тиссы и за Будапешт произвел 22 боевых вылета в сложных метеорологических условиях.
           За эти подвиги 17 января 1945 года его наградили третьим орденом Красного Знамени.
            Война шла к завершению. Летчик Акимов совершил 159 успешных боевых вылетов, в том числе за январь – март 1945 года - 45, уничтожая вражеские войска при взятии Будапешта, форсировании реки Грон и на подступах к Братиславе. В напряженные дни боевой работы приходилось производить по 3 – 4 вылета в день. Эскадрилья в этой операции произвела 117 боевых вылетов без единой потери. 8 июля 1945 года командование наградило Акимова орденом Александра Невского.
            Окончательный итог боевого пути Михаила Ильича командование подвело представив его к званию Героя Советского Союза.
             Такое высокое признание заслуг перед страной он получил за мужество и отвагу, проявленные в боях на Ворнежском, 1 и 2 Украинских фронтах, участвуя в Белгородско-Харьковской, Киевской, Белоцерковской, Корсунь-Шевченковской, Каменец-Подольской, Бродской, Львовской операциях, в боях за расширение плацдарма на реке Висла, за уничтожение вражеских войск на территории Румынии, Венгрии, за взятие столицы Венгрии - города Будапешт. Высшая награда страны была вручена ему 15 мая 1946 года.
              По окончании Великой Отечественной войны продолжал службу в Вооружённых силах. В 1947 г. Михаил Ильич Акимов окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы и, более десяти лет, служил в кадрах авиации, плодотворно обучал и воспитывал личный состав авиационных частей и учебных заведений. Тяжёлое боевое ранение, полученное на фронте ухудшало здоровье мужественного по характеру Михаила Акимова,  по этой причине в 1958 г. подполковник М.И. Акимов ушёл в запас.   
            После увольнения жил в г. Ельце Липецкой области. Оставаться только на пенсии в свои 40 лет коммунист и закалённый в боях лётчик не мог. Он стал начальником курсов гражданской обороны в г. Липецке. В этой должности успешно прослужил 20 лет. Умер в 1977 году. В г. Ельце, на доме, где жил Акимов, установлена мемориальная доска.


Рецензии