32. Академики Абалкин и Ярёменко

Красный штурм Белого дома 1996. Роман.
(на фото академик Юрий Ярёменко, 1935 - 1996 гг.)

20 мая я встречался с Абалкиным. Я ждал от него замечаний по окончательному варианту проекта Платформы. Замечаний не было. Абалкин давно уже свои пожелания сформулировал, говоря о Программе Правительства  на встречах у Маслюкова, а я их учёл. Но Абалкин сказал мне больше, чем я ожидал: “С такой Платформой можно и победить”. Слова академика прозвучали для меня как награда.
К сожалению, с Абалкиным я больше не встречался. Но много лет после той встречи я интересовался его трудами и вспоминал о нём. Это был настоящий КИТ. А я – мелкая рыбёшка, питающаяся, как и кит, планктоном.

21 мая я посетил Ярёменко, чтобы посоветоваться о новой статье Маслюкова и услышать его замечания по проекту Платформы. Но замечаний также не было  - идеи Ярёменко были учтены.

Яременко сказал мне, что согласен с документом и пожалел, что отсутствует его сотрудник Андрей Белоусов. Тот мог бы добавить в проект свои прикидки по теме межотраслевого баланса. Но Белоусов в то время работал над исполнением контракта института с Японией. “Нет пророков в своём отечестве”, - подумал я.

Но Белоусов всё же стал экономическим пророком России. В 2006-м он перешёл на работу в Министерство экономики, в 2012-м стал Министром. Позже он, как и Глазьев, стал советником  Президента России. В 2020-м Белоусов стал Первым вице-премьеров правительства России. Стране повезло. Жаль, поздновато.

Я вернул Яременко его книгу по технике математического моделирования в экономике, которую когда-то он дал мне почитать. “И как впечатление? - спросил он. Я честно ответил, что тема мне знакома по работе в АСУ Минмедбиопрома, но в наши смутные времена эту технику применят не скоро.

Яременко был бледным и грустным. Неожиданно он предложил мне стать его заместителем в институте. Наверное, он надеялся, что я, как бывший предприниматель, полу-экономист и физик-теоретик, смогу наладить маркетинг для поиска финансирования института. Но я понимал, что не готов к этому. Я был тронут предложением, но - отказался.

Позже, в сентябре 1996-го, Ярёменко внезапно умер от сердечного приступа. Ему был всего 61 год. Он был одногодок моего старшего брата 1935-го года рождения. А у нас, детей советской власти, младшие братья относились к старшим с высоким пиететом.

Ученики Ярёменко написали о нём книгу и подарили Маслюкову. Тот отдал её мне. Она хранится у меня на ближней книжной полке, напоминая о встречах с удивительно светлым человеком Юрием Ярёменко.


Рецензии