33. Запоздалый козырь КПРФ - закон о СЭЗ

Красный штурм Белого дома 1996. Роман.

Тем временем я продолжал искать прорывные идеи, которые могли стать козырями Зюганова. Для этого вполне годился проект закона “О свободных экономических зонах”. Он был уже приготовлен мною для внесения в Думу от имени группы депутатов КПРФ с участием Маслюкова.

В принятии закона о СЭЗ были заинтересованы многие губернаторы. В России было создано множество региональных СЭЗ – “Янтарь”, “Находка”, “Сахалин”, “Кузбасс”, “Садко”, “Горный Алтай”, “Технополис Зеленоград” и другие. С документами этих СЭЗ я был давно хорошо знаком. Оставалось, учитывая распространённость СЭЗ в мировой практике, обобщить и узаконить СЭЗ на федеральном уровне.

Но Минфин России занимал твёрдую позицию – никаких льгот для СЭЗ, льготы СЭЗ – за счёт регионов. Налоговый эгоизм Минфина, демонстрируемый якобы в интересах государственного бюджета, не учитывал предложения Минэкономики по вопросам инвестиционной политики. Минфин не соглашался рассматривать льготы для СЭЗ как государственные инвестиции, несмотря на то, что они могли принести в перспективе многократную выгоду для бюджета.

Руководители Минфина были факирами на час, поэтому старались обеспечить максимум доходов в бюджет немедленно и тем держались на плаву. Потому что завтра, в случае провала наполнения бюджета,  их в Минфине могло уже и не оказаться – Ельцин манипулировал министрами как картами в краплёной колоде.

28 мая проект закона о СЭЗ был готов. Я отправил его по факсу Льву Васильеву в МАРСЭЗ для замечаний. Васильев считал этот проект своим детищем – он состоял из его идей. Недаром мы с ним почти пять лет сотрудничали по этой теме в МАРСЭЗ.

Для Льва Васильева сам факт внесения проекта этого закона на рассмотрение в Думу был счастьем. Лев стремился к этому много лет, начиная с начала 90-х, со времён Верховного Совета РСФСР, когда он сотрудничал по этой теме с депутатом Андреем Шаповальянцем, будущим российским министром экономики.

Вскоре проект закона был внесён в Думу на рассмотрение. Он был принят Думой в 97-м, но Президент, то есть его администрация, его отклонила. Левым, как всегда, дали укорот. Возобладали эгоизм налоговиков и тактика демократов - препятствовать успехам левых политиков.

Позже, в 1998-м, был принят иной закон – Об “особых” экономических зонах. Его продвинули чиновники и олигархи, пытающиеся командовать региональными ресурсами, присваивать бюджетные инвестиции. Было даже создано федеральное Агентство ОЭЗ. Но обхитрить регионалов им так и не удалось. Массово ОЭЗ в России так и не заработали.

В разработке и принятии федерального закона об ОЭЗ ни я, ни Маслюков участия не принимали. Но я в 2008-м году, всё ещё помощник Маслюкова по Госдуме, работая в девелоперской компании и разрабатывая ТЭО особой экономической зоны на Ставрополье для конкурса в федеральном Агентстве ОЭЗ, увлёк Маслюкова этой темой. Я разработал бизнес-план проекта «Гранд Спа Юца» общей стоимостью более 20 млрд. рублей по строительству круглогодичного спа-курорта.

И произошло небывалое. Маслюков “тряхнул стариной”. Он лично посетил Агентство “Росспецстрой” и уговорил своего давнего коллегу по временам СССР, генерала, руководителя агентства, дать согласие на роль Генподрядчика в проекте.

К сожалению, Ставрополю создать ОЭЗ  не удалось по финансовым причинам.


Рецензии