Пять рассказов. 70

Содержание
-На автовокзале
-О Кате, Лиле и обо мне
-О хорошем отношении к Ленину
-Совет Артемия
-Ум, глупость и наши ошибки
____________________________________


На автовокзале

Эту весну я провожу в одном из южных городов: прохожу военные сборы и, если верить офицеру,  призвавшему меня на службу, может быть, "дослужу до винограда",  то есть, до сентября.

Город  понравился!
Мне, почти северянину,  прибывшему сюда с  пятьдесят шестой параллели,  кажутся удивительно милыми, даже трогательными зеленые улочки, усаженные абрикосовыми деревьями.  Обилие  частных одноэтажных домов. Грушевые, черешневые.
яблочные рощи….

Все готово к Празднику Цветения.
В моих краях такого раздолья нет:
У нас этой роскоши не увидишь!

Хорошее место!  К тому же,  "сокровища"  моря и гор — недалеко, в пределах досягаемости на пригородном автобусе.

Даже автобусы в  дивном городе  не простые, а чудесные: способны  в течение  полутора часов подарить путешественнику, быть может, самые на всем свете волшебные волшебства: море и горы — щедрые дары южной природы!

Выходные  у меня  не заняты, я  свободен, немного скучаю по дому  и  стараюсь использовать  время для знакомства с краем: поездить, покататься,  полюбоваться на красоты великолепной природы. На людей посмотреть и себя показать.

Сегодня воскресенье. С утра  я уже на автовокзале.  Пассажиров собралось много:  город большой, погода замечательная, и все куда-то едут. Кто   на море, кто в горы, но, большей частью, "на землю", потому что весна уже на дворе,
и земля зовет!

Купил билеты. Встал сбоку, у стены, чтобы никому не мешать. Наблюдаю за живописной толпой путешественников, великих и просто "на пути к даче".

Взгляд скользит вместе с группой людей от выхода из кассового зала к площадке автобусов. Взгляд забирается на горку, съезжает вниз, как на саночках и… вдруг замирает, уткнувшись в маленького, очень маленького малыша. Особенно крохотным мальчик кажется по сравнению с огромным колесом автобуса, под которое он забрался, как котенок, и играет там во что-то  интересное.

Автобус вот-вот отправится. Мотор гудит, ревет со все нарастающей интенсивностью, — это нога водителя опустилась на педаль газа и "пробует" ее. Колесо уже вывернуто в направлении движения. Сейчас шофер выжмет сцепление,
правой рукой  включит скорость…

Бросаюсь к автобусу. Что-то кричу. Машу руками, сводя их в крест...

Умница водитель! Он все понял правильно! Понял главное: ехать нельзя!

Подлетаю к колесу, выхватываю из-под него ребенка, поднимаю. Прижимаю к груди!

"Ах, ты, сокровище мое! Как же тебя в такое место угораздило заползти?! И куда твоя мамка смотрела!?"

Мальчик улыбается. Наверное, думает, что дядя  с ним тоже играет.

Иду вдоль перрона, показываю ребенка всем встречным и поперечным.
Мать должна быть где-то рядом!

А вот и она.
Переносит очередной "двадцать седьмой" чемодан к куче таких же чемоданов.

Я не способен ругаться! Ни читать ей морали! Плохо путешествовать без мужа!   И  вообще, без мужчины плохо. Неполно как-то.
Даже за малышом посмотреть — выходит что некому!

Вручаю ребенка.
Он уже соскучился по маме.
Передаю из рук в руки.

А вот и мой  автобус подошел!
Сегодня я увижу море…
===========================


О Кате, Лиле и обо мне

У Кати был очень скверный характер.  У меня — просто плохой!
А  уж у нее!..

Девушки из ее группы спрашивали подруга подругу  в полном недоумении:
"Как же ей самой не жалко  людей, с которыми она "разговаривает?!"

Катя, действительно, была не сдержана на язык и, в определенных ситуациях, умела наговорить много такого, о чем люди обычно не говорят.

Вы, разумеется, уже догадались, что я в Катю влюбился. И как меня угораздило, — сам не знаю. По контрасту, наверное.  Тихий возлюбил громкую. Так бывает.

 Эта история продолжалось недолго, но почему-то надолго запомнилась.
Я был старше Кати на два года, поэтому она,  вполне обоснованно,  обзывала меня "старой лошадью. Быть  "старым" совсем не обидно, когда  вам девятнадцать лет! И я не обижался. На переменах Катя носилась по коридорам, вся устремленная в светлое будущее наших буфетов, туалетов, лекционных залов,  аудиторий, классов… Энергия в ней так и бурлила.

Катя никого не любила…  Кроме мамы, возможно. И это меня удивляло. Я в ее годы был чрезвычайно влюбчивым молодым человеком. Быстро влюблялся.
Быстро разочаровывался.

Однажды, товарищ по студенческой группе  сказал мне:
"Ты ставишь девушек на пьедестал, чтобы  потом удобнее было сбрасывать!"

Так что и я хорош был гусь: тоже трудный, но с какой-то другой стороны…

Пошли мы как-то с ней в театр на вечерний спектакль.  У меня тогда что-то вроде гастрита начиналось. Капусту вовсе нельзя было есть: желудок отказывался переваривать щи, салаты.  А  в тот день я днем поел все же капусты, которую обожал. Это был мой запретный плод! Мое лакомство. Поел! Ну, как назло…

И вот, сидим мы  с Катей рядом в партере, а у меня в пузе урчит, хоть из зала беги. Я ерзаю на  сидении. Катька  злится. Съежилась. Был бы браунинг, убила бы меня прямо на месте №32 в восьмом ряду.

Я понимал! Хорошо понимал Катю!   Ей хотелось блистать, быть ослепительной, успешной, неповторимой и удачной всегда и во всем!  А тут…  Несовершенный кавалер подкачал. Подвел по части совершенства!
"У-у,  "старая лошадь!"

Но все хорошее и все плохое рано или поздно заканчивается.
Закончилась и пьеса, показавшаяся мне слишком долгой.

Я поехал провожать Катю на окраину города, в Теплый стан. Она быстро остыла и уже не сердилась на меня. У подъезда я хотел ее поцеловать, на прощание. Но она приложила палец к губам, сделав интересный поцелуй технически невозможным.

Я знал почему: ей еще не было восемнадцати! У Кати были свои незыблемые принципы. И это мне в ней очень нравилось!

…С начала нашего знакомства прошло уже два месяца. Наступил  Новый год. Я встретил его с родителями. Первого января к нам из Кузьминок приехала моя сестра с дочкой, моей племянницей. А с Катей мы, тем временем,  договорились  сходить куда-нибудь третьего января.

Праздник проходил замечательно. Моей  племяннице Лиле было двенадцать лет. Разница в  семь лет  вовсе не мешала нашей дружбе. Мы  играли, общались, я рассказывал ей о занятиях, знакомых и, разумеется, о Кате, которая занимала тогда львиную долю  всех моих мыслей и поползновений.
Лиля слушала очень внимательно, реагировала  на каждую деталь и, как ни странно, особенно сильно ее занимали мои рассказы об отношениях с Катей.

Третьего января, когда я стал собираться на свидание, Лиля вдруг закапризничала: глаза налились слезами, голос задрожал, на устах зазвучали
слова горечи, упрека и печали:
"Мы так редко видимся, а ты!..  Что, не мог на другое время договориться?
Какой праздник, если ты уедешь…"

Дальше — больше. Слезы. Грусть. Тоска. Тревога.

Что ж мне делать? Разорваться между двумя дамами?!
.
Понял я, что не могу  уехать из дома: в самом деле, —
нехорошо получается!
Позвонил Кате. Сказал буквально следующее:
"Кать, извини! Ко мне родственники приехали!
Не могу  их оставить одних! Давай  перенесем встречу на следующий раз!"

Она приняла информацию, как тогда мне показалось, спокойно:
даже "старой лошадью" не обругала.

А на следующий день, в институте, когда мы встретились в коридоре за несколько минут до зачета,   Катя со мной НЕ поздоровалась. Пронеслась мимо, как паровоз, отвернув к стенке курносый нос свой, в порыве ледяной ярости и презрения!

Понял я, наконец, почему она никого не любила! Самолюбие сжигало ее: искало, алкало, жаждало поводов для обиды и мести, пусть  до  смешного мелкой и вздорной!

Но  Радой она не была! Не была она Радой, слава богу!
А я не был Лойко  Зобаром!
И, к счастью  для нас обоих, в ногах у нее валяться не стал!

Наши отношения закончились.
На  ближайший миллион лет, по крайней мере!

…Когда мы  увиделись с племянницей в следующий раз,
она спросила меня про мои дела с Катей
Я рассказал ей о том, что произошло между нами.

Лиля вздохнула с облегчением:
"Ну, и очень  хорошо! У тебя не было с ней ни одного шанса! Ни единого! Промучила бы она тебя еще месяц, год…. Или Пятьдесят Лет… Вот и все.
Ничего другого тебе с ней не светило!
Хватит  грустить!  Лучше  поиграем  в "Море волнуется раз…"

А мне тогда вдруг подумалось, что и в прошлый раз моя Лиля тоже немного со мной играла! Что хныканье, упреки, всемирная печаль были не то что не настоящие, но  выстроены, представлены и сыграны под определенную  цель! Девочке  хотелось отвадить меня от  "дуры" Катьки! Операция прошла блестяще!

Не зря ведь говорят, что все женщины, маленькие и большие, — 
великие актрисы,  и сама реальность  у них театральна!

…А я иногда все-таки вспоминаю — хорошую Катю! Вдыхаю полной грудью ту лунную ночь. Вижу дом у парка, облицованный зеленой плиткой. Стою перед девушкой с пальчиком возле губ: Ей еще нет восемнадцати лет!
"Не надо в губы! Для этого есть щека!"

Вот и все!
===========================


О хорошем отношении к Ленину

Ленин весь пронизан идеей полезного Труда.  В этом он близок  Чехову, Толстому, Горькому,  любому творцу из семьи "детей солнца", чем бы тот ни занимался: политикой, музыкой, литературой, повседневным трудом пружинки от часов — ведь работает пружинка, и ничего! — не жалуется!..

Только вера в Труд, в  людей Труда  — святая. Любая другая вера неизбежно скатывается в фальшь. Неотвратимо ведет в бездну преступлений: лжи, деспотизма, паразитизма, идеи превосходства ("бог наш"), затягивает в пучину самообожествления и прочего маразма.

Святость есть, да не там, где ищите! Не в бирюльках лукавцев, желающих навсегда задержать людей в мифах и легендах первобытного детства,  — надо ее искать!
Не  в мощах и  не в культе немощи   
живет  святая правда!

...Ленин  — разный.
У каждого — свой!
Ленин — знамя хороших людей.
И  —  страшилка
для испуганных собственной глупостью,
низостью,  корыстью...

Пусть Он остается таким!
Разным!
Он таким и останется...
===========================


Совет Артемия

Артемий был круглым двоечником. Меня однажды попросили "подтянуть" его по некоторым школьным предметам.

Ему было всего  двенадцать лет, но выглядел он крепким юношей: высокий, красивый парубок с южнорусскими корнями, правнук известного советского писателя.

Артемий не хотел учиться. Любил  спорт.  Игры тоже, конечно.  Постоянно строил себе виртуальные домики и украшал их всяческим дизайном.

Скорость открывания программ, окон и вкладок была у него поразительная.
А вот в смысле подумать, запомнить, решить  — полный ноль.

Оказывается природа такая же лентяйка, как и мы: отдыхает не только на детях гениев, но также на внуках и даже правнуках!

Артемий быстро уставал,   поэтому мне приходилось часто прерывать занятия, делать паузы, — устраивать что-то вроде звонков на перемену.

В  один из перерывов я рассказал юноше, что с меня чуть не сорвали  сумку недалеко от станции метро. Даже не вор, а просто полупьяный идиот какой-то. Они ведь сейчас такие: хлебнут джин-тоника, почувствуют в себе силы богатырские и инстинкты соловьев-разбойников —  и давай чудить!

Впрочем, в тот раз все закончилось для меня хорошо. Сумку я отстоял.

Этот случай заинтересовал Артемия. Он оживился. В глазах отразилась напряженная работа мысли, которая быстро нашла свое выражение в совете — "разумном и благом":
"А вы купите себе вещи со спортивной символикой!
Майку с надписью: "Карате"!
Сумку  "Дзю-до"!
Еще что-нибудь в этом роде!
Они прочитают надпись и, скорее всего,
предпочтут не связываться!
На улице ведь один миг всегда все решает!
То мгновение, когда решение принимают: 
"бить или не бить"!
Купите! НЕ пожалеете!"

Я внял совету! Маскируюсь под физкультурника.  Артемий прав: с моим телосложением,  непременно быть мне битому 
при каждом четвертом явлении моего носа на улице!
Пока помогает!
Может и правда, символы —
не такая  уж пустая вещь, как я привык думать?

А  что если и тебе взять эту несложную  хитрость на вооружение?
Ведь чем черт не шутит, а?…
===========================


Ум, глупость и наши ошибки

Чем отличается
Умный человек
От глупого?
Сложный вопрос, правда?
Ведь ошибаются и умные,
И…
Все остальные!

Мудрецы заблуждаются,
Потому что мыслят
Шире,  дальше
И глубже
Иных Прочих,
А на просторе моря, увы,
Куда как
Легче заблудиться,
Чем в луже.

По-моему,
Главное  отличие,  —
Вот какое:

Умный способен учиться
Не только на собственных,
Но и на чужих ошибках!

А дурак...
Он всегда прав!
И учиться ему поэтому —
Совсем не обязательно!
И даже довольно зазорно!
===========================
===========================


Рецензии