С. Р. Минцлов. В Варшавском Соборе. 1916

Сергей Рудольфович МИНЦЛОВ (1870 - 1933)

В ВАРШАВСКОМ СОБОРЕ

В ПРОШЛЫХ ВЕКАХ. (ПОЕЗДКА ПО ПОЛЬШЕ)
(Отрывок)


…Весь следующий день мы посвятили осмотру садов и дворцов Варшавы; о них я распространяться не стану: они «давно описаны и воспеты» во всех путеводителях.
Но кратко скажу, что замок королей польских, с 1610 года стоящий над Вислой, - миниатюра во всех отношениях петроградских дворцов, и только чудная широкая терраса, опоясывающая его на высоте второго этажа, со стороны обрыва к реке - восхитительна по замыслу и красоте вида, открывающегося с нее. Стоящий на ней действительно царит над миром.
Зато поразительно хорош другой дворец - Лазенки.
На краю города, в громадном парке того же имени, среди зеленой и лиловой листвы буков и тиссов, как белая чайка над протоком, притаилась воздушная греза восемнадцатого века - Лазенковский дворец. Лазня в переводе на русский язык значит - купальня. Великий сибарит Станислав Понятовский выстроил ее для себя, и, Боже мой, какая это утонченная роскошь и красота!
Нас заставили надеть особые галоши из толстого войлока, и в них мы бесшумно скользили по драгоценным паркетам зал. Мраморные бюсты королей, картины Баккарели, Соверы и Рафаэля глядят на вас со всех сторон; они не давят и не загромождают стен, а действительно украшают их.

Как хорошо... что небо здесь к земле так благосклонно!
И много лет и теплых южных зим
Провеяли над нею полусонно,
Не тронувши ее крылом своим...

Человеку, как солнечные ванны, необходимы ванны красоты. Мы дики, потому что их у нас мало... почти нет совершенно!
Обновленные, полные XVIII веком, вышли мы из Лазенок; тишина парка сменилась шумом; опять загремели и замелькали экипажи, трамваи, автомобили, закипела пестрая толпа пешеходов.

Вагон примчал нас на Саксонскую площадь к собору: мне хотелось взглянуть на этот памятник православия в крае.
Увенчанная золотыми куполами громада его выдержана в византийском стиле; по наружному виду это брат московского Успенского собора, только значительно больше его.
Войдя, вы останавливаетесь, пораженные.
Сейчас, несколько минут назад, в сумерках мрачных костелов вы чувствовали незримое присутствие грозного, сурового Иеговы, - здесь царство света и Христа. Каменные орнаменты стен, колонны - все в стиле XII века; как бы в оправе из них размещены вдохновенные иконы Васнецова, картины из мозаики. Своды, пол, стены, не говоря уж об иконостасе, все драгоценно, все слито в одну гармонию.
- Велик Бог земли русской! - хочется воскликнуть в этом соборе; именно такой, полонящий душу и мысль прообраз православия и нужно было воздвигнуть среди костелов Варшавы.
Могучий гул колоколов его слышен далеко; они перелиты из пушек, взятых в 1831 г. при штурме Варшавы. Все изменяется на свете: то, что вчера извергало огонь и смерть, ныне звонит «мир и братство народов»...

Вечером в тот же день мы с женой стояли на палубе парохода, отходившего в Сандомир, и прощались с Варшавой…

(Исторический Вестник. 1916. Т. CXLIII. № 3 (март). С. 852 - 854).


Рецензии