Вслед Царицы Небесной...

ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТВОРЕНИЙ, СЛОВ, ПИСЕМ, ДНЕВНИКОВ И ЖИТИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТВИЯ В ЧЕСТЬ И СЛАВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МАРИИ, СОХРАНЕННЫХ В СОКРОВИЩНИЦЕ ЦЕРКВИ ЗА 2000 ЛЕТ.

Вниманию читателей предлагаются книга «ВСЛЕД ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ…», подготовленная в 1996 году по благословению владыки архиепископа Алексия (Фролова) (†2013) и благословленная им в печать. К сожалению, эта рукопись так и не была опубликована. То ли по нерасторопности и ненастойчивости автора, то ли не пришло убо ей тогда время. Посему она и поныне ждет своего часа и издателя.

Предисловие

ПОЧТО СИРОТСТВУЕМ, МАТЕРЬ ИМЕЯ?

В этом сборнике, составленном из фрагментов писаний, изречений, дневниковых записей и писем святых отцов и Учителей Церкви представлена лишь небольшая часть величественного и неподражаемого по красоте полотна – фрески, созидавшейся на протяжении двух тысячелетий Святой Церковью – святыми Божиими человеками и истинными подвижниками благочестия, устами и сердцами тех, кого Сама Пресвятая Дева избирала и приближала к Себе, тех, кому Она помогала и к кому Сама являлась, кого осеняла Своей благодатью, кого благословляла делиться с народом Божиим этими откровениями.
 
Предлагаемые вниманию читателей памятники богомыслия древности вплоть до самых близких нам дней, эти созерцания и размышления святых небесных человеков – поистине драгоценны. Они выстроены не по хронологическому принципу – над истинными высокими духовными созерцаниями время не властно. Словно сами собой эти откровения слагаются в некий сияющий неземной узор, драгоценный оклад, коим искони покрывались чудотворные иконы Богоматери, – в некую величественную мозаику, повествующую о житии Царицы Небесной, Ее скорбном крестном пути к Небесной славе, – в единственный и ни с чем не сравнимый в мире Образ, хранящий и неповторимые личностные черты Девы Марии, Какой видели Ее земнородные, и премирное сияние лика Царицы Небесной.

Пресвятая Богородица, Царица Небесная, Матерь наша именуется в церковной традиции «лествицей», «мостом» между землей и Небом, между материальным, вещественным и душевным миром человека и духовной реальностью небесного Божиего Царства. Вот и здесь, в святоотеческих размышлениях мы можем зреть оба конца этого всеединства: и земное, нами узнаваемое, человеческое, душевно постигаемое нами во образе Царицы Небесной, и печать Ее высшего предназначения, черты Ее духовного Лика. Духовное постигается духовно – очищенным оком духа, но не только великих избранников Божиих, но и очами искренних и добрых сердец, горячо стремящимися припасть к стопам Владычицы не только  в душевном порыве, но и в духе и истине, как о том учит Господь Иисус Христос . Вот почему так важно и нам дерзновеннее, не смущаясь, казалось бы, «трудных» текстов, учится соединять концы: ум и сердце, простое, человеческое, доступное земному душевному сознанию и опыту, со сверкающим откровениям высочайшей богословско-мистической мысли Православной Церкви. Только так и обретается Целое. Тем более, что Сама Царица Небесная не откажет нам в помощи.

«Почто сиротствую, Матерь имея Владычицу? – вопрошал убиенный Оптинский иеромонах-мученик Василий (Росляков) в сочиненном им Покаянном каноне, – Почто смущаюся в странствиих, дом наследовав небесный? Пресвятая Богородице, Мати Господа Нашего, доведи мя до горняго отечествия моего».
Бесценны свидетельства высоких молитвенных созерцаний досточтимых отцов, учителей Церкви, подвижников, они приобщают и нас, земнородных, к великой духовной трапезе святых. «Почему так была  почитаема Матерь Божия?», вопрошала когда-то в позапрошлом веке святителя Феофана Затворника одна из его корреспонденток (ответ на письмо приводится в одной из глав книги). Что же говорить о дне сегодняшнем, если уже тогда в Православной Державе становилось все больше тех, чьи сердца ниспадали от высот истинно духовной жизни, соблазняясь земным и незаметно для себя разучиваясь видеть и понимать все, что «выше сапога».
 
У нашего времени – свои особенные трудности: давно стало очевидно, что выучить догматику Православной Церкви, вызубрить каноническое право, и даже историю Церкви много легче, чем открыть сердце для благодатной встречи с Пресвятой Богородицей, достигнув в своем аскетическом опыте жизни  до духовных созерцаний, ощутить Ее близость, полюбить Ее как Мать и больше матери. Для этого, как и для стяжания всякого подлинного добра, разумеется, потребен подвиг человеческого сердца и Небесная помощь. Это книга ради того задумывалась и собиралась. Каждая ее страница, каждое святоотеческое слово, откровение, размышление содержит в себе великое поучение. Предлагается не привычный нам житийный рассказ, через который большей частью не просто обрести ощущение живой близости к святому, хотя все-таки и человеческому сердцу. Это не пересказ событий жизни Богоматери день за днем, как это обычно делается. Святые отцы всегда творили с учительной пользой, с думой о человеке. О чем бы не шла речь, о какой бы странице многоскорбной жизни Богородицы не повествовалось, мы видим святоотеческое намерение постичь глубинные духовные смыслы происходивших в земной жизни Богородицы событий, коллизий, открыть для нас Ее Образ в предельных испытаниях и искушениях, в ситуациях выбора на Ее мученическом пути, донести до наших весьма зачерствевших сердец живое чувство Ее Личности: Божественного терпения и смирения, неописуемую скромность, жертвенность и самоотречение, Ее непостижимое мужество.

Современный читатель, который решится мысленно пройти и пережить этот путь, следуя за стопами Пречистой и Преблагословенной Богородицы, не останется без великих приобретений. Вдумчивому читателю, имеющему «люботрудное сердце», этот путь поможет в постижении нравственных и духовных тайн христианства вкупе, оживить для сердца заповеди, открыть для себя все основания православной аскетики, ощутить прикосновения огненных языков Слова Божия и не только к нашим умам, но к самым сердцевинам сердец.
Все это может сотворить только живой пример – недаром Владычицу нашу Богородицу святые отцы именовали идеальным образом души человеческой. Оживить и обновить восприятие и переживание этого Образа в наших сердцах – в том и заключена главная задача этой книги. Возможно потому здесь было бы уместно вспомнить, слегка видоизменив текст, несколько фраз из молитвы, которая читается в конце Покаянного канона ко Господу Иисусу Христу, адресуя ее и к Матери Божией: «Даруй же нам, Пресвятая Дева, покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй благодать Твою и обнови в нас зраки Твоего образа».
Будем несумненно верить, что Она не призрит наше прошение и Сама поведет нас к Сыну Своему.

Несколько слов о принципе построения книги… Как уже говорилось, не хронология видимых исторических событий тут решает дело, а то невидимое, что сокрыто от нас за событиями реальной истории – живая жизнь с ее скорбями, испытаниями, нередко с ужасающими искушениями, с колебаниями, пусть и святых уже душ, но пока все-таки еще смертных человеков…

Страницы отцов идут одна за другой, не соотносясь с правильным порядком следования времен и эпох. Отцы не спорят, и все-таки они разнятся приемами фокусировки зрения, дополняют друг друга, сливаясь в единый поток повествования со всеми его нюансами и ответвлениями. Из этих фрагментов (составителю пришлось выбирать и вырезать отрывки, чтобы составить это мозаичное панно, делать купюры, которые, конечно, в текстах обозначены, соединять, казалось бы, несоединимое: голоса из века второго и века двадцать первого так, чтобы в каждом отрывке мы не просто читали описания событий (подобной литературы в церковных лавках множество), но усматривали духовное, нравственно-аскетическое поучение, явленное из самой жизни Матери Бога Нашего. Таким образом, и мы, следуя авторам отрывков, начинаем учиться у них мыслить о жизни духовно; у нас появляются новые вопросы: оказывается, не все было так просто и гладко, как это давно сложилось в сознании верующих в некий, если хотите, изглаженный образ… Теперь мимо глаз наших уже не промелькнут строки Писания – живой образ Богоматери, Ее запредельно страдальческий путь, Ее безмолвные муки захватит все наше сердце, всю душу…
Главы книги снабжены авторскими, от составителя, заголовками, подзаголовками, эпиграфами вначале глав, и нередко малоизвестными молитвенными воздыханиями Отцов в конце каждой главы. Это сделано для того, чтобы читатель зрел последовательную канву рассказа, не терял нити повествования и чувствовал невидимую руку повествователя-составителя, который лишает себя слова – хотя бы столь обычной возможности пересказывать и излагать святоотеческие созерцания – отнюдь не по немоте, а по сознанию недосягаемости, высоты, чистоты и точности святоотеческого слова. Казалось бы, изложить тонкие богословские параллели Ефрема Сирина можно гораздо удобнее для читательского восприятия, но – нет: урон духовный сразу дает себя знать. Однако лишая себя прямого личного слова, составитель не лишает себя роли повествователя  – это сказывается и в отборе фрагментов мозаики, и в компоновке ее, в  акцентировке важнейших глубинных смыслов святоотеческих созерцаний, которые и возводят нас к постижению образа истинной христианской жизни.
 
Каждый, кто решится глубоко погрузиться в созерцание этой мозаики, этого повествования, рано или поздно и сам почувствует, чем и как отлично слово святых от, казалось бы, очень похожего и близкого к нему по содержанию, и даже по вполне верным мыслям слова тех, однако, кому сие дело не было пока поручено Самой Пресвятой Богородицей. Как о том и учил преподобный Иоанн Дамаскин еще в VIII веке:
«Станем, братия, на скале веры и на церковном предании, не изменяя пределов, которые положили святые Отцы наши, не давая места желающим вводить новое… примем церковное предание в простоте сердца, а не со многими рассуждениями».
 
Будем же почерпать воду живую из святых Божиих родников!   
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Глава 1
РОЖДЕНИЕ МАРИИ

* Домостроительство тысячелетий
* От неплодных родителей, в смиренном Назарете…
* Сад Богоданный

От Анны днесь цвет, сад богоданный, Богородице прозябе, спасение человеков: из неяже всех зиждитель рождся паче ума, адамову очищает яко благ, всю скверну благостию.
Стихира Праздника Рождества Пресвятой Богородицы

АВТОРЫ ГЛАВЫ:
Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский), святитель Дмитрий Ростовский, святитель Григорий Палама, святитель Игнатий (Брянчанинов), архимандрит Рафаил (Карелин), архимандрит Кирилл (Павлов), Священномученик иерей Сергей Мечев, преподобный  Иоанн Дамаскин, Святитель Нектарий Эгинский.

ЕЕ ПРИХОД ГОТОВИЛИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ…
Как накоплялось в человечестве зло, так собирал,
накоплял Бог остатки добра в роде избранных Своих

Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский).
Первая треть XX века

Рождество Пресвятой Девы – начало домостроительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму?  Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его»?  И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе.
 
Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии, но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» , однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь . Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости.

Восприятие Богом естества человеческого от самого человечества падшего – это дело, более дивное, чем создание нового человека силою всемогущества Божия. Это чудо из чудес. Чтобы соединить с Собою падшее естество человеческое, нужно было его для того предочистить. Еще ветхозаветные люди вопрошали с недоумением: «Кто родится чистым от нечистого? ни один» , ибо они сознавали вместе с Давидом: «В беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» .
Если земля должна по грехопадении произращать человеку, трудившемуся над нею в поте лица, тернии и волчцы, то это было знамением того, что и в душах людей после того, как посеяно семя греха и заглушено семя добра, при всех усилиях человека будут произрастать тернии греха и страстей, семя же добра будет возрастать редко, и не будет иметь надлежащей силы.

Все попытки человечества произвести из своей среды людей святых, которые блистали бы образом и подобием Божиим, оставались тщетными. Человечество сделалось по падении неплодным для святости и не могло само восстановить в себе образ и подобие Божие, от которых остались в душах людей как бы только малые искры, легко угасавшие. Только Бог, верховный Домовладыка, соблюдал в человечестве остатки добра, накоплял их в душах человеческих. Только Он «делатель мыслей наших и насадитель душ наших» мог «неплодну землю благоплодну показати, древле сухую – родовиту, благогласну, бразду плодоносну» .
 
Как накоплялось в человечестве зло, так собирал, накоплял Бог и добро... Не могли о подобном накоплении заботиться сами люди, все мысли и помышления которых были зло во всякое время, от юности . Если и заботились, болели сердцем о сохранении добра в людях немногие праведники, то они видели свое бессилие сохранить его: «Почему путь нечестивых благоуспешен? Ты насадил их, и они укоренились» . «Доколе, Господи?» – могли только они вопрошать в горечи душ, но сделать других праведными не могли. Сам Бог собирал эти остатки добра в роде избранных Своих, берег «корень святый»  в человечестве, из которого могло бы со временем возрасти спасение Божие миру. «Возносяй воду на облацех и даяй дождь» , собирал святые помышления в избранных Своих, сгущал их в облака праведности, проливал на человечество дождь благодати Своей и питал и поддерживал корень святой в человечестве.
Должны были пройти многие века, тысячелетия, пока совершалось это накопление. Скоро ли из невидимых паров и малых капель образуется беспредельное море? Ведь жизнь Божественная должна была наполнить всю землю, как воды наполняют море. И все море святых помышлений должно было вместиться в Богоматерь, чтобы Она явила в Себе всю святость, какая была собрана в ветхозаветном человечестве, превосходя святостью самое «святое святых» ветхозаветного храма.

Конечно, Она не могла Сама сделаться источником святости, ибо Единый Источник ее – Всесвятый Бог, но Она должна была явить в Себе наибольшую восприимчивость к святости, стать наиболее удобовместимым для нее сосудом, явить наибольшую способность к благодатному единению с Богом. Бог хотел бы всегда в изобилии давать Свою благодать людям, но воспринимать ее могут лишь избранники Божии и в малых мерах. Богоматерь должна была сделаться по преимуществу Благодатною , более всех прочих людей способною вмещать благодать, более всех готовою сказать: «Се, Раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему», как и сказала Она Архангелу, принимая благую весть о воплощении от Нее Бога Слова .
Вот в чем радость нынешнего праздника: нашел Бог после многовекового попечения в роде человеческом Ту, Которая явилась белоснежною лилией чистоты среди терния страстей человеческих. Обрел наконец Ту, Которая могла носить Его в Себе, обрел Себе Жилище в людях падших... Отныне многовековое духовное неплодство человечества разрешается: «от неплодного бо корене сад живописен израсти нам Матерь Свою, иже чудес Бог и ненадеющихся надежда» (Стихиры праздника Рождества Богородицы).

Но радуясь о том, что днесь начало нашего спасения, должны мы позаботиться, чтобы начало сие для всех людей было началом и для нас, чтобы всемирная радость сделалась и нашей, чтобы сделались причастными общему спасению и наши неплодные для добра души. Если из корня дерева сами собою поднимаются побеги, то из сердца человека, как существа свободного, могут они подняться только при добровольном согласии самого человека и привиться к плодоносному Корню, Христу.
(…) Прославляя Рождество Пречистой Богоматери, разрешившее от неплодства ее родителей, мы должны стремиться к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но и на деле стараться не в себя, а в Бога богатеть, принося плод святости и жизни вечной. Мы должны молить Богоматерь, чтобы помогла Она нам избавиться от духовного неплодия, от ежедневного сеяния дел смерти духовной, и как Сама Она постоянно слагала словеса  жизни в сердце Своем, так насадила бы в наши сердца семена слова Божия, которые, возрастая, давали плод, если не в сто, шестьдесят, тридцать крат , то хотя бы настолько, чтобы нам избавиться от голода и жажды духовной, которые будут мучить и палить нас, как пламя геенны .

ССЫЛКИ:
  1 «Но грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Дух Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»(Ин.4:23-24.
  2 Разве не всякая подлинная христианская жизнь, где бы она не протекала, есть аскетический опыт, есть жизненная практика «по усвоению Евангелия»?
  3 Мф. 3:9
  4 Лк. 11:27-28
  5 Евр. 1:14
  6 Евр. 2:16-18, 1
  7 Иов. 14:4
  8 Пс. 50
  9 Канон праздника Рождества Богородицы, песнь 4-я.
  10 Быт. 6:5; 8:21
  11 Иер. 12:1-2
  12 Ис. 6:13; Рим. 11:16
  13 Канон праздника Рождества Богородицы.
  14 Лк. 1:28
  15 Лк. 1:38
  16 Лк. 2:19
  17 Мф. 13:8
  18 Лк. 16:24

ПРОДОЛЖЕНИЕ  - ПУБЛИКАЦИИ АВТОРОВ 1 ГЛАВЫ ИДЕТ СЛЕДОМ...


Рецензии
Дорогая Екатерина! Спасибо за радость читать написанные слова о Святой Богородице,
Такие нужные слова написаны для нас всех: "Мы должны молить Богоматерь, чтобы помогла Она нам избавиться от духовного неплодия, от ежедневного сеяния дел смерти духовной, и как Сама Она постоянно слагала словеса жизни в сердце Своем, так насадила бы в наши сердца семена слова Божия, которые, возрастая, давали плод, если не в сто, шестьдесят, тридцать крат , то хотя бы настолько, чтобы нам избавиться от голода и жажды духовной, которые будут мучить и палить нас, как пламя геенны". Простите, что цитирую Вас, но эти слова так дороги, так необходимы
для души, для лучшего понимания слов Божьих, следования им. Милая, дорогая Катя!
Поздравляю Вас с КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДНИМ! Божьей помощи Вам во всем! Не скрою, внутри сидит какая-то тревога за Ваше здоровье. Дай Бог, чтобы я ошибалась. Покрова Божьей Матери Вам! Берегите себя. Обнимаю. Ваша Раиса.

Раиса Коротких   19.01.2021 13:03     Заявить о нарушении
Дорогая, драгоценная Раечка! У нас был очень тяжелый год. мы много перенесли с дочкой. Но вот уже 9 мес. внучке Сонечке. перескать все мытарства трудно, да и не место. Нагрузка большая, конечно. Держусь милостию Божией. Вы мне написали такие дорогие слова, так поддердали мой дух и опускающиеся руки, - бесконечно благодарна!!! и прошу вас тоже по возможности беречь себя, не взнуздывать! Всегда ваша - Катя.

Екатерина Домбровская   19.01.2021 21:13   Заявить о нарушении
Дорогая Катя! Радуюсь внучке Сонечке! Держитесь, пожалуйста! Прошу у Господа помощи и поддержки для Вас. С нежностью. Ваша Раиса.

Раиса Коротких   13.02.2021 20:04   Заявить о нарушении