Львы Алаша Жусипбек Аймаутов

               
                «Смерти меньше всего боятся люди,
                Чья жизнь имеет наибольшую
                ценность»
               
                И.Кант

      Священная земля Баянаула одарила казахский народ великими мыслителями, поэтами, учёными, государственными деятелями, воинами. Видимо, такое воздействие на развитие личности оказывает сама природа, её красота и неповторимый особый климат. Конечно,  формирование личности зависит от многих факторов и в том числе на него оказывает влияние особый дух, который витает над этой землёй, землёй,  давшей миру Бухар – Жырау, Машхур Жусипа, К. Сатпаева, С. Торайгырова, список можно было бы продолжать бесконечно. В одном ряду с ними стоит имя Жусипбека Аймаутова – поэта, писателя, учёного и политического деятеля. И вновь приходится удивляться, что к идеям Алаш Орды, как к маяку, тянулись  одарённые, всесторонне развитые, просвещённые люди. Ж. Аймаутов прожил всего 42 года, но за свою короткую яркую жизнь он создал и сделал столько, что хватило бы на две жизни. Невольно возникает мысль, что творцам противопоказана сытая, благополучная жизнь, жизнь, если говорить биологическим термином без борьбы за существование, напрочь убивает в человеке необходимость проявлять все заложенные в нём качества и двигаться вперёд. Великий Абай говорил, что человек без стремлений жалок, и это действительно так. По роду своей работы я общался  со многими довольно успешными представителями бизнеса, большая часть которых не читала классиков казахской и русской литературы, я уже не говорю о книгах философов. Возникает ощущение, что их интересует только процесс   получения прибыли, а из периодики - криминал, спорт. В 2004 году, создав свою газету, мы с друзьями ставили задачу просвещения народа, рассказывая о жизни её ярчайших представителей, о тех жертвах, которые они принесли на благо своей Родины, мы старались пробудить самосознание людей. И одним из таких примеров, был наш земляк  Ж.Аймаутов, который родился в 1889 году в селе Кызылту – нынешнее село им.Ж.Аймаутова Баянаульского района Павлодарской области. Первоначальное образование получил у аульного муллы, в 1907 году учился в Баянаульской русской школе, затем в Павлодаре в сельскохозяйственной и двухлетней русской школе, а с 1914 года в Семипалатинской учительской семинарии. Здесь он приобщился к идеям алашординцев, стал активным членом партии. Знакомится с М.Ауэзовым, К.Сатпаевым участвует в создании журнала «Абай». Ж.Аймаутов  был человек ищущий, противоречивый со сложным характером, видимо, поэтому в 1919 году он уходит от алашординцев и вступает в коммунистическую партию, становится делегатом Всеказахского съезда советов и избирается заместителем народного комиссара просвещения. Но отношения с большевиками тоже не складываются, и его политическая карьера идёт к закату. В 1924 году он учитель Каркаралинской средней школы, затем начальник отдела газеты «Акжол» в Ташкенте и с 1936 года вплоть до своего ареста он директор Шымкентского педагогического техникума. В те годы уже было опасно говорить о проблемах казахского народа, о его чаяниях и бедах, период революционной эйфории прошёл, всё советское было поставлено во главу угла и проблемы национальностей стали неугодными. По доносу «доброжелателей» Ж.Аймаутова обвинили в связях с националистическими группировками, был арестован, через два года застенков, пыток он был расстрелян. В памяти всплывают слова из кинофильма о герое революции В. Бонивуре: «Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим, это нужно не мёртвым, это нужно живым!» Это нужно помнить нам всем, бесконтрольная власть, власть ограниченного круга лиц и равнодушие людей обязательно приводит к тоталитаризму, к доминированию спецслужб, рассвету доносительства (стукачества). Сначала зачистка политического поля, «мягкое» устранение конкурентов в борьбе за власть, а потом  и физическое устранение, постепенное закручивание гаек, а потом и стрельба в народ. Это было в истории многих государств, это не выдумки, это историческая реальность. Что касается Ж.Аймаутова, он был забыт на долгие годы, и только в 1999 году благодаря труду учёных из института культуры и литературы имени М.Ауэзова удалось собрать и издать пятитомник его литературных трудов. Это стихи и поэмы, пьесы, которые поставлены в драматических театрах страны, романы, сказки и повести. Помимо этого пособия для учителей, книга «Психология». Поистине удивляет многогранность таланта аульного мальчишки, который не имел специального высшего образования и всего достигал путём самообразования. Как сказал классик: «Если я мыслю, значит я живу», мы должны мыслить, страна должна мыслить, нужно читать, нужно познавать, нужно анализировать. Нельзя быть винтиками и шурупами, мы свободны по праву рождения, мы никому не обязаны жизнью кроме своих родителей, мы сыновья и дочери этой страны, она нам принадлежит, благодаря нашим предкам, мы имеем тысячелетнюю историю, и никто не дарил нам свободы и независимости, она пролита кровью наших предков и не на пустом месте создавалось наше государство и никто не может  присвоить себе право давать оценку и указания целому народу, народу у которого достаточно героев и нравственных ориентиров и в истории, и в современности. Те, кто считает, что приобрёл это право, пусть прежде всего из независимых источников получит информацию о том, что думает народ. Иллюзии и самомнение никого не доводили до добра. Когда уничтожали алашординцев, те, кто это осуществлял, думали, что навсегда вычеркнули их имена из памяти народа, а они вернулись через десятилетия и стали символами, знаменем и гордостью народа. Они стали его ориентирами, маяками и современным государственным мужам, цепляющим награды на грудь по всяким поводам и праздникам, нужно помнить их имена и задуматься.
         


Рецензии