Тень Барановской
Сначала пожаловал баритон Василий Васильевич. Он патриархально раскланялся со всеми сразу и с каждым по очереди, мне сообщил:
- Я поставил свечку за вашего Будковского... Сегодня можно... Единственный день, когда можно... за них, самоустраненных...
Я опешила, не зная, что сказать: Будковский был героем моей новой вещицы, это имя я выудила из бумаг Никитского сада.
- Пошел, подал милостыню, купил свечки, - продолжал Василий Васильевич. - Честь по чести. Сначала помянул Марину Цветаеву, потом Есенина, потом Будковского.
- А Юрасовский? - встревает Маэстро. – Тоже покончил с собой... Как?! Юрасовский, композитор... Автор оперы «Трильби»... И неплохая опера, кстати... Ее давали в филиале Большого. Да-а. Сын Салиной - первой Снегурочки, - прибавил он таким тоном, словно этого-то не знать - просто позор.
Василий Васильевич, желая хоть как-то оправдаться, сказал, что в прошлом году он поминал одного сына:
- Помните, Владимир Дементьевич... Была такая писательница... в свое время... детская... Лидия Вербицкая. Так вот, ее сына - красавца актера из МХАТа.
Теперь Маэстро в замешательстве:
- Как?! Разве он умер?
Василий Васильевич не просто подтвердил, но даже рассказал обстоятельства:
- Он выстлал пол разными книгами, разных авторов и раскрыл на страницах, где написано, что жизнь бессмысленна... И есенинское тоже. А потом включил газ.
- Последний раз я видел его в Сандунах, - растерянно сказал Маэстро, прикидывая, сколько же лет прошло с тех пор. - Кто бы мог подумать!.. Бедный Толя.
- Какой это был Вронский, - вспоминал Василий Васильевич. - Блеск, благородство, внешность какая!..
Тем временем появились Шарлахов и Ниночка. А старца всё не было.
- Негодяй! - сказал Маэстро. - Как мне хочется его посечь! Не мог позвонить. Вокруг происшествия, грабежи...
При этих словах дверь отворилась. Возникшая темная полоса коридора через секунду обратилась в сияние, как если бы источник света переместился в нее.
Это походило на столбняк, а может, на помешательство, все разинули рты. Серебряная труба над орехово-золотистой шкатулкой: «МЕЛИСАНДА и Ко» была наставлена на нас граммофонным жерлом. Знакомые музыкальные руки поддерживали ее, направляя вперед вместе с белокурым амуром - обитателем фирменного знака.
Маэстро опомнился первый:
И он устал,
В степи упал...
Предстала тень из Ада,
И он, без сил,
Ее спросил:
«О Тень, где Эльдорадо?»
- Смейся-смейся, - отозвался Мокей Авдеевич, - не пришлось бы заплакать.
Он опустил граммофон на столик, бормоча про обещанный прощальный вечер.
У белокурого амура появились двойники, мал мала меньше, на коробках, футлярчиках, этикетках - все держали в пухлых ручках гусиное перо, у всех был один и тот же адрес (насмешка судьбы!): Лубянская площадь, Дом человеколюбивого общества, и все они именовались в честь фирмы-родительницы: «Пишущий амур». Затем к ним присоединилась голубая собака, открывшая пасть на голубой граммофон и в этом бестолковом виде застывшая на коробке с иголками. Мокей Авдеевич начал быстро-быстро крутить ручку. Диск завертелся, амур втянулся в красную этикетку, послышался треск, а потом тонкий голос запел:
- Но остался влажный след в морщине…
К нему присоединился мужской голос:
- Старого утеса. Одиноко...
А потом третий поддержал их:
- Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Маэстро сидел, обхватив голову руками, и кажется ... Не берусь утверждать, что именно с ним происходило: у меня самой першило в горле. Мокей Авдеевич глядел невидящими глазами. Он был далеко. Ему светило юное солнце, и сам он с такой же молодой, как он, подругой спешил в студию звукозаписи, взбегая вслед за Скуратовым по ступенькам парадного входа. Друзья устремлялись в блестящее будущее, которое сулило трио Даргомыжского и которое серебряным вихрем мелькнуло сейчас на диске.
Машина времени молчала. Амур тосковал на пластинке.
- Дивная Надя, земля ей пухом, - сказал Маэстро. - Сама Збруева не спела бы лучше... А уж она-то в этом трио не знала равных...
Мокей Авдеевич снова принялся шуршать, что-то искать. На многое он не рассчитывал, только прощальный романс для Нины Михайловны.
Капризная, упрямая, о как я вас люблю,
Последняя весна моя, я об одном молю...
Уйдите, уйдите, уйдите...
Высокий голос вился вокруг низкого, оплетал его, как плющ, вместе они возносились, потом тенор уходил куда-то в сторону, а баритон держал свое, устойчиво-несдвигаемый, как тумба.
Было слишком свободно, чтобы так продолжалось долго, что-то зарождалось в воздухе, какая-то пакость. Она надвигалась. И вот на пороге - вахтерша!
- Ну, хрипуны! Опять Лазаря затянули?.. Не наорались еще? - Даже очки, подпрыгивая, кипятились у нее на носу.
- Да мы только приступили, - кричит тенор. Он готов забросать ее пустыми консервными банками и пачками от сигарет, вынутыми из рояля перед занятиями. - Охрана называется!! Почему посторонние проникают в класс?
Еще секунда - грянет бой и полетят клочья. Но Маэстро, обхватив, поворачивает тенора спиной к орущей глотке.
- Сколько ж мне сволочиться с вами, сколько грязь за вами грести! - И все стражи культуры - эти, присной памяти, охранители, законники, дозировщики - вместе с ней завопили:
- А-а-а, танцульки-свистульки... Бездари... Безголосые. Праздника захотелось. Проваливайте, пока двери открыты!
Маэстро оставался невозмутим.
- Увы, милейшая, - сказал он, - бесконечно сожалею... У нас автономия... Суверенное государство. Разве вам не известно? Под эгидой ЮНЕСКО. Да-а. Объявления надо читать. На белом коне. В двадцать первый век.
Рядом с Маэстро на блеклой стене проступает тень Барановской, которая, как известно, водила дружбу с людьми далеких времен и, наверно, этому научила Скуратова, когда они бродили по дорожкам Донского монастыря. Распахнув дверь, Маэстро позвал:
- Товарищ Умберто, князь тьмы! Будьте любезны, проводите стража.
Ошалевшая старуха начала пятиться, оседать, рассыпаться.
- Миклуша, - неожиданно говорит Скуратов, - ты не помнишь, как зовут архитектора... Ну, этого, кто построил биодом в Вене... Ну, бывшего моряка... Он, вроде тебя, вечно в разных носках...
- Как же... дай Бог памяти... А, Фердинанд... нет! Фриденрайх Хундертвассер Регентаг Дункельбунт! - отчеканивает Мокей Авдеевич, вытягиваясь в струнку.
- Да!!! Коридоры в биодоме похожи на свежепротоптанные тропинки. Полы волнистые. Там поют птицы, растут деревья. Геометрия прямых линий аморальна, милейшая. От нее душевные болезни, склоки... Подлец – он всегда желудочник. Вам придется несладко. Товарищ Умберто, примите неугомонную. Родина вас не забудет.
Вахтершу подхватило и понесло, швырнуло на выросший катафалк. Она своротила его, разметав венки. А потревоженный покойник, выпростав мощи, гневно вознесся и хватил «милейшую» по чугунной башке. Дикарский гогот понесся по коридорам. Ахнули стены. Мокей Авдеевич тихо сказал:
- Помяните мое слово, вы еще будете плакать.
Свидетельство о публикации №221011101874