Немного о родителях и детях. Для размышлений

В последнее время я всё чаще наблюдаю ситуации, в которых одни люди называют других «терпилами», что они молчат, ничего не делают, а если что-то предлагают или начинают делать, то этого становится мало и сразу же обесценивается. Я также встречала комментарии, которые называют молодёжь «гнилой», набирающие внушительное количество лайков и поддержки и осуждения в сторону тех людей, которые не любят и даже винят своих родителей и не собираются им помогать. Так как я верю в то, что всё возвращается бумерангом, я решила написать эту статью и прояснить некоторые детали, потому что, вероятно, моя статья «О том, почему я не хочу иметь детей», вызвала некоторую негативную реакцию.

Скажем так, я ни не хочу иметь детей. Я их просто боюсь иметь, потому что, смотря на свою жизнь, на жизнь многих подростков и обвинения и частую критику со стороны родителей, я вижу, мягко говоря, непонимание между поколениями.

Ведь зачастую всегда есть только правильное мнение родителей и «неправильное» мнение детей, которые могут быть даже в чём-то умнее и внимательнее, понимаешь, что просто не хочешь становиться такой же и нести возможным своим детям такие же эмоциональные, а иногда и психологические страдания.

Сейчас, после событий, которые произошли в Хабаровске и других городах, многие столкнулись с глухим молчанием и игнорированием. Ты откликнулся на этот зов, на эти страдания людей, которые стучатся в глухую стену, пишут обращения, записывают коллективные жалобы и всячески привлекают к себе внимание через СМИ, действуя как в рамках закона, так и иногда нарушая его, потому что, по мнению граждан, им не оставляют другого выбора.

Я думаю, что многие начинают понимать, что молчание, игнорирование и эмоциональная холодность – это такая же пытка, даже если вас пытаются «обеспечить» или заставить делать то, что кто-то считает это правильным и единственно-верным решением. Такое неприятное ощущение, когда вас не слышат и не хотят слышать, когда вас считают «ничтожеством, которое можно втоптать в грязь» или считать «непутёвыми» или «быдлом».

Приятно ли Вам было это слышать всё это время? Приятно ли Вам было оказаться в нашей шкуре детей, почувствовать себя беспомощными перед теми, кто является гораздо сильнее нас и обладает большими ресурсами и властью?

Я не хочу сейчас кого-то в чём-то обвинять, у всех разные жизненные ситуации, кто-то смог дать любовь своим детям, а кто-то нет, кто-то думал, что делает для них «лучше», но на самом деле всё это выливалось лишь в негатив и в обратный эффект и протест со стороны детей. В это вечное противостояние поколений и взаимную любовь/ненависть и непонимание.

Я всего лишь хотела сказать, что для меня, как для девушки, и в первую очередь, для человека, важны три вещи: это свобода, уважение и психологическая безопасность.

Ещё раз повторюсь, что психологическая безопасность включает в себя доверие и личные границы, когда человек не причиняет другому боль обидными словами, не унижает, не пренебрегает мечтами и надеждами другого человека, не обесценивает их, называя, что у тебя «руки крюки» или «всё валится из рук», хотя если бы просто поддержал и правильно объяснил, то человек бы с радостью сам бы взялся за это дело.

Более того, он бы сделал это ещё раз, уже не спрашивая, будучи уверенным в себе и в своей значимости, в уверенности в том, что то, что он делает – ценно и значимо.

Когда не прописывают нашу жизнь за нас, когда нет ощущения, что ты ходишь дома по «минному» полю, когда не знаешь, правильно ли ты сделал или нет и не ждёшь ответной реакции, даже если тебя не бьют, а просто кричат или орут, понижая твою самооценку ниже плинтуса, что никакого наказания не нужно, потому что человек уже сам себя начинает во всём винить, всего стыдиться и всех бояться. И всё родом идёт из детства.

Из того самого детства, когда есть только два мнения: мнение родителей и неправильное, которое априори считается неверным. И вот теперь, когда родители на своём опыте увидели молчание и глухоту, я хочу вас спросить: как вы думаете, что чувствовали мы, ваши дети, когда вы с нами так обращались и поступали?
Нет, мы не стеклянные и не фарфоровые, чтобы за нами носились и подтирали сопли, мы не настолько беспомощные, чтобы не уметь работать или делать дела, просто метод «кнута и пряника» не работает. Поймите.

Когда вы сначала даёте, потом «бьёте» (в некоторых семьях реально), это не вызовет ничего, кроме ненависти, скрытости и протеста. Неужели вы никогда сами не были детьми и не чувствовали того же? Я знаю, вы хотите для нас лучшего, но лучшее, что было бы – это если бы вы доверились нам и позволили нам самим принимать некоторые решения, вроде своей мечты или личного пространства.

Да, мы ваши дети. Но мы растём для того, чтобы войти в большой мир, не стать для вас удобными и послушными, а для того, чтобы мы сами смогли найти себе спутника жизни, с которым мы смогли бы создать крепкую и дружную семью, а не бояться  иметь детей, помня о том, через что нам пришлось пройти. Через всю эту боль и унижения, даже если вы сами этого не осознавали и считали лучшим методом воспитания.

Но если вы так будете поступать с детьми, называя их «гнилью», оскорбляя и унижая кого-либо, думая, что они пойдут за Вами, если вы думаете, что вторгаясь во внутренний мир ребёнка и  человека, Вы его удержите, то Вы ошибаетесь. Поймите, я не хочу конфликтов с головной болью или обвинять кого-то. Я устала от этого замкнутого круга, я устала винить свою мать в том, что она прописала мою жизнь за меня и ещё больше виню себя в том, что позволила это сделать.

Вы хотите, чтобы Ваши дети были Вам благодарны, чтобы заботились, окружили Вас заботой и любовью, но для этого недостаточно просто родить и быть дарителем жизни, забив на ребёнка или же, наоборот, контролируя его так, что он не может даже сам принимать свои решения. Важно не просто обуть их, словно нарядных кукол или через них пытаться осуществить свои мечты, важно, чтобы они смогли найти свой путь, чтобы они получили поддержку и одобрение.

Как ребёнок, уже взрослый, но отчасти ребёнок, говорю Вам: мне было бы достаточно, чтобы мои родители просто приняли мой мир, не называя мои стихи и книгу «хренью», «ерундой» и «графоманством», не забирали бы их и не прятали, а мне бы не приходилось возвращать свои стихи обратно и не писать фанфики, книгу и стихи ночами под одеалом в кровати, на парах, на переменах и где угодно, когда есть время и не приходилось бы скрываться под псевдонимами. Потому что я бы знала, что получаю от них поддержку и доверие. И этого было бы достаточно.

Да, у них есть свои интересы, свои мечты и желания, но я не просила, чтобы меня родили, иногда мне казалось, что было бы лучше совсем без меня и если бы меня не было, то этого никто бы и не заметил. Но потом я вспоминала, что на самом деле есть очень много людей и близких, которым я нужна и было бы слишком эгоистично уйти из жизни, даже если они не могли быть физически рядом со мной в тот момент, когда мне было плохо, но поддержали тогда, когда  смогли.

Поймите, что нам не нужны эти «горы» вещей, которые мы донашиваем за старшими братьями и сёстрами, накапливая их и потом приобретая уже новые, хорошие и удобные вещи, не нужен этот хлам и эти тряпки, которые просто занимают место. Достаточно иметь всего лишь несколько удобных, но практичных и любимых вещей, которые бы мы носили, не снимая и сами бы их стирали, потому что они нам просто нравятся и нам в них комфортно.

Эти вещи не обременяют нас и не создают бардак, они бы лежали себе аккуратно или висели в шкафу и были бы в постоянном использовании. То же самое и с обучением. Я понимаю, что для кого-то получение высшего образования – это капец как нужно получить, аж кровь из носа, обязательно сразу же после окончания 11-го класса и сразу в суперпрестижный вуз, даже не думая о том, а потянет ли вчерашний школьник такой вуз и нужен ли он вообще.

Особенно актуален этот вопрос в условиях дистанционного обучения, когда сами взрослые смогли увидеть его качество в живую, да и наверное, не раз  слышали фразу «забудьте всё, что вы учили раньше, это Вам не пригодится, переучим заново».  Вопрос: зачем нам такое образование? Мы хотим учиться, мы хотим получать знания, мы хотим работать, но нам важно, чтобы мы были на своём месте, были бы теми, кем мы являемся, а не теми, кем нас видят наши родители или опекуны или кто-то там.

Тогда бы нам не пришлось удивляться, почему студенты потом не идут работать по своей специальности, более того, они её ненавидят, не пришлось бы жалеть о потраченных деньгах и времени и не упрекать в том, что «мы же столько в тебя вложили».

И не грозились бы тем, что уж в следующем семестре они ни копейки не заплатят, хотя учишься на 4 и 5 и что ты сам не просил, чтобы за тебя платили. Потом говорят: надо было прождать год и был бы ты, как твоя одноклассница, через год поступила бы. И да, так и надо было делать, потому что многие школьники даже к 11-ому классу понятия не имеют, чего они хотят от жизни, кем они хотят быть и кем работать, потому что в своё время их этому не научили, как у нас принято говорить: «а что так можно было?»

Да, можно. Высшее образование, на мой взгляд, нужно не всем, а только тем, кто, действительно, хочет его получить и при условии, что они станут первоклассными специалистами, готовыми работать по своей специальности, гореть ей, жить ей, дышать ей так, чтобы у них даже мысли не возникало о том, что можно работать кем-то другим, потому что это их мечта. Только полностью погрузившись в дело, можно его достичь, не разрываясь на две профессии, одна из которых тебе вообще не подходит и не нужна именно «в высшем образовании», а только на базе уроках обществознания и школы. А уж дальше обращаться за помощью тех самых специалистов, которые разбираются в данном вопросе.

Поверьте, было бы гораздо меньше проблем, если бы таланты были бы на своём месте, а их бы не пытались переделать под то, что явно им не подходит. Возможно, что и стоило подождать бы год, пойти поработать, понять, а может, мне и не нужно высшее образование, а достаточно пойти в техникум или куда-то ещё, не все же из нас «умы юриспруденции» и «не гении науки». Мы простые люди, которые хотят трудиться, зарабатывать, иметь семью…

А в итоге получаем поломанных и сломленных детей, которые чувствуют себя забитыми серыми мышками, которые хотят покончить жизнь самоубийством от того, что их не принимают и гонят в школы не потому, что, действительно, хотят дать образование, а чтобы не маячили перед глазами и  не мешались. Я не говорю, что все семьи так поступают, но если бы родители беспокоились за здоровье своих детей, они бы подумали о том, чтобы оставить их дома, а не подвергать их здоровье опасности заразиться коронавирусом, который реально  существует и от которого реально умирают.

Вы можете в это не верить, и это нормально, потому что мы боимся всего неизвестного, но коронавирус есть и это факт. Вы можете не верить, пока вас или ваших близких  это не коснётся, а потом уже будет поздно. Я не хочу больше никого винить, потому что устала от этого, как и навязывать свои идеи, но есть, над чем задумываться.

Все эти «терпилы»  и «гниль» идут родом из детства. Подумайте, вы называете молодёжь такими словами, а потом удивляетесь, почему они за вами не идут. А никто не будет идти за теми, кто их оскорбляет, и они уйдут от вас при первой же возможности. Вы будете считать нас неблагодарными, а мы будем вас винить в том, что вы сломали нам жизнь, хотя мы не просили вас жертвовать своими мечтами, временем и желаниями. Это был ваш выбор так загоняться, пахать и упахиваться.

Это Вы выстроили вокруг своих детей заоблачные ожидания,  которые они не смогут достичь в силу своих физических и умственных способностей. Я не хотела быть юристом, меня продавили. И нет, специальность потрясающая и там есть много полезного, много навыков и того, чего бы я никогда не смогла приобрести, но это просто не моё. Я не врач, который может залечивать раны. И от природы робкий и чувствительный человек вряд ли будет хорошим защитником, не имея стальной воли и железной решимости.

Я не просила за меня платить. Более того даже была против, чтобы не жалеть об этом. Но меня не хотели слушать и слышать. Теперь упрекают в том, что зря платили и вообще всё напрасно, хотя всё, чего ты хотел – сделать себя и мир лучше.

Я пойду работать по специальности, чтобы отработать этот мифический «долг», будь он неладен, отработаю, чтобы всё это было не потрачено зря в области защиты охраны окружающей среды, чтобы защищать природу и экологию и памятники природы и культуры, потому что очень люблю нашу родину. И будь неладны эти деньги, которые приносят больше вреда, чем пользы, внося ссоры и разногласия в семье в борьбе за ресурсы и делёжку при наследстве.

Я пойду работать после окончания учёбы, если смогу сдать экзамены после эмоционального выгорания и усталости, буду выплачивать и помогать родителям, но только из чувства «долга».  Верну со временем всю ту сумму за учёбу, хотя кто-то и считает, что получение высшего образования – такая же обязанность родителей. Я сидела и ухаживала за своей прабабушкой, мы много вкалывали на огороде, убирали, готовили и это тоже тяжкий труд, который требует много сил, времени и нервов.

Я знаю, что была болезненным и неидеальным ребёнком. Как и мои родители не были идеальными, потому что я их тоже в своё время ненавидела.

Но я устала от этого и переросла. У каждого из нас есть свои травмы детства, но они мешают нам жить и радоваться жизни. Иногда я была на грани. Мне было всё равно. И каждый раз я вспоминала, что есть те, кому я нужна – родные и читатели, которые ждут продолжения.

Я не такая сильная и сдавалась много раз. И могла бы покончить с собой, зная, что это решит все проблемы и сбросит ненужный груз и балласт, если он был, мог избавить от этого груза и страдания. Если бы без меня было бы лучше, я бы сделала это, не раздумывая.

Но сейчас, когда я хочу лишь одного: чтобы не страдали города, чтобы дети и родители хотя бы если не понимали, то хотя бы попытались слушать и слышать друг друга, помогали бы детям в построении собственных личных границ и целей, учили бы их самостоятельности и независимости даже от них самих и не рассчитывали бы на обратную поддержку, чтобы в случае тех же катастроф, дети и родители смогли бы выжить.

И тогда бы потом дети сами с благодарностью бы шли к своим родителям, как Асока сказала своему мастеру: «Нет, мастер, вы не виноваты. Когда я была там и пыталась выжить, всё, что у меня было – это ваши уроки. И именно благодаря им я смогла выжить. И я благодарна за это. Спасибо, учитель».

И тогда бы к хорошим родителям дети бы сами вернулись, нашли бы их, где бы они ни были и благодарили за то, что они им дали, а не ненавидели и не пытались уйти из этой жизни. Что толку рожать детей, гордиться тем, что являетесь «дарителем жизни», если потом дети сами хотят уйти из этой жизни?

Хороший мастер передаёт все свои знания ученику, чтобы он смог найти свой путь, поступать так, как он считает нужным, давать ему механизмы и инструменты жизни, а уж что мастерить и творить, решал бы уже сам  человек. Поверьте, было бы гораздо меньше проблем, если бы каждый был на своём месте. Именно на своём, по своей внутренней природе, ценностям и талантам, а не теми, кем их видят другие люди.


Рецензии