Дитя подросток девушка женщина

документальный рассказ

                ДИТЯ
                ПОДРОСТОК
                ДЕВУШКА 
                ЖЕНЩИНА
      
Я, Светлана Олеговна Крылова, родилась 20 апреля 1970 года в городе Одоев Тульской области.
Детские годы провела в селе Крапивна, в бабушкином доме.

Воспоминания о детстве:
                ***
И радуга расцветки какаду,
И на душе – покой, шумит река.
Я в гамаке у бабушки в саду.
Вишнёвый сад не вырублен пока...

Вишнёвый сад не вырублен ещё.
И я в саду – беспечна и легка.
И Бога – очень сильное плечо.
И – как само собой – его рука.
*************************************
Я себя помню почти с момента зачатия.
Ну, немного преувеличиваю, но с двух лет – всё помнится отчётливо.
Огромные сосны с золотистыми стволами – сосновый бор начинается в пяти метрах от родного крыльца.
Если пройти по тропинке между сосен вниз по крутому спуску – там река Упа, мятежный перекат, «лягушатник» - огороженное место в реке для детского плавания – вернее барахтанья, купания, (плавать ещё не умею, и папа с дядей строго-настрого запрещают выходить за пределы обнесенного ими заборчика  в воде).
 Вода тёплая, пятки щекочут головастики, очень весело на них наступать – делать себе массаж пяточек!
А за лягушатником – вода сразу ледяная, там бьют подземные родники. Большой родник выложен камнями, чистейшая вода – её можно зачёрпывать ладошками и пить.
Верный мой спутник, щенок Дружок, сидит на берегу и повизгивает... Он ещё маленький и я учу его плавать. Несу на руках в свой лягушатник и бросаю там! Он по-собачьи плывёт... опять ко мне на руки, трясёт головой и облизывает мне щёки.
Я чинно выношу щенка на берег, сажусь в траву, иногда прямо на дикую клубнику или на гриб-маслёнок, (маслят в соснах полно, у них коричневая липкая сверху шляпка, а если её оторвать – она снизу жёлтая пористая. Значит, настоящий маслёнок, а то бывают ещё и ложные. Но я не обманусь! Потому что родители мои – инженеры лесного хозяйства, и мы, дети, все трое, знаем уже каждую травинку в лицо, названия каждого гриба, безошибочно различаем птичьи голоса)!
Я сижу на берегу одна, не считая собаки. Ем клубнику (немытую, мы в то время, в семидесятые годы, даже не заморачивались по поводу помыть ягоды прежде, чем отправить их в рот).
Дружок из уважения ест клубнику из моих ладошек. Я представляю себе, что я – Маугли... и в лесу водятся змеи, пантеры, волки... Настолько расфантазируюсь, что самой становится страшновато... И – бегом в гору, метров сто – и я у бабушкиного крыльца.
Открываю скрипучую калиточку и вхожу в свой сад! Цветут и сладко пахнут флоксы, георгины ещё не распустились... На грядках цветёт картошка – и белыми, и фиолетовыми цветочками, а рядом – грядки с садовой клубникой. Но она ещё зеленовата – не поспела. Зато бабочек! Они садятся мне на платье, и я ... стараюсь поймать, но так, чтобы не сломать крылышки – это очень трудная задача. Наловив их в ведёрко и закрыв крышкой, я объявляю сидящему на лавочке дедушке:
- А теперь – живой фейерверк!
И – поднимаю крышку с ведёрка – с десяток разноцветных бабочек вылетают одновременно. Зрелище неописуемо красивое!
Дед смеётся. Ему тоже нравится моя игра.
Бабушка в доме, она шьет платье моей старшей сестре. Швейная машинка с ножным управлением, привезённая дедом с войны как трофей, трещит сверчком. И от этого на душе тоже спокойно – все дома...
Все да не все!.. Мама с папой работают в Одоеве, за 50 км от нас, две старшие сестры – с ними, они школьницы, и мне скучно.
Я-то тут на хуторе – одна. До Крапивны – шесть километров, до ближайшей деревни Ярцево – где-то километр. Подружки мои все в Одоеве.
Я сижу, глажу Дружка и вдруг загрущу.
- Дедушк, я в Одоев хочу!
************************************
Делать нечего. Я иду гулять на колхозное поле. (Совершенно искренне я называю его «бабушкино поле», потому что – за вёрсты ни одной души, только я!)
Бабушка попросила «нарвать веников». Это значит, что надо под корешок срывать полынь с горьковатым запахом (а на вкус – проверено – вообще горечь!) Полынным веником бабушка выметает террасу и крыльцо – выметаются и мусор и запахи одновременно! Дом наполняется свежестью.

С бабушкиного поля отлично виден другой берег реки, по горизонту – рассыпаны церквушки, а лес... Лес с обратной стороны реки Упы – моя мечта. Меня туда с собой ещё не брали за грибами. А я очень хочу!
Лес издалека – как море – переливается от седоватой голубизны ив до сочной зелени елей, растущих где-то у самого неба.
В том лесу полно белок, зайцев, встречаются лоси и кабаны... А охота запрещена! Потому что заповедная зона.
*************************************
Школу я окончила в Одоеве в 1987 году с золотой медалью.
Поступила в Тульский педагогический институт (теперь университет) имени Льва Николаевича Толстого.
Отучившись два года, вышла замуж и родила сына Ваню. И... бросила пединститут! Потому что точно поняла, что хочу жизнь посвятить литературе и творчеству.
В 1989 году поступила на дневное отделение Московского Литературного института имени Горького. Там сразу оказалась как рыба в воде – в атмосфере интереснейших творческих людей со всего мира (в Москве – единственный на планете международный Литературный институт).
Преподавательский состав был таким знаменитым, что первокурсниками мы стеснялись и бледнели перед учителями.
Античную литературу преподавал доктор Гаспаров, приехавший из США, историю России – Александр Иванович Орлов, автор учебников по истории России для поступающих в гуманитарные вузы.
 Обо всех коротко не расскажешь. Но образование мы получили воистину Высшее.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –

Не побоюсь этих высокопарных слов, началась в 1978 году, когда мне было восемь лет.

Первые стихи и сказки... Это было необыкновенно увлекательно! Старшая сестра Люся помогала мне оформлять книжки – из картона вырезалась обложка, потом туда скрепками прищёлкивалась бумага. Обложки я сама иллюстрировала.

До сих пор в старом чемоданчике хранятся самодельные мои книжецы «Планета великанов», «Андрюшка и верблюд», «Тайны несуществующего острова» и другие. Так что начала я свою творческую деятельность как прозаик-сказочник. А первые стихи были опубликованы в тульской газете «Молодой коммунар» в 1980 году.

В том же году я стала дипломантом всероссийского радиоконкурса, посвященного фестивалю молодёжи и студентов в Москве. Однажды утром об этом слушала вся моя семья по радио в передаче «Пионерская зорька». Я, конечно, была горда, но в школу в этот день отказалась идти наотрез. Потому что я отлично знала, что «Пионерскую зорьку» слушают все школьники, поедая свою манную кашу на завтрак. Ну нет! Лишнего внимания я не хотела, даже стыдилась его.

- Не пойду сегодня в школу, - твердо заявила я маме и сестре. – К завтраму, может, уже и забудут про эту передачу! Но никто не забыл, особенно учителя... И «кары» ранней славы мне не удалось избежать – в школе меня заставили в актовом зале перед всеми!!! (даже старшеклассники присутствовали!) рассказывать, как меня угораздило написать стихотворение и послать его в передачу «Пионерская зорька». С радиоконкурса я получила диплом, подписанный известным в то время композитором Юрием Михайловичем Чичковым, организатором этого конкурса.

Но песня им была написана не на мои стихи, а на стихи лауреата, мальчика-москвича, чье имя я уже «за древностию лет» забыла.

Так всё начиналось...

И вот – что теперь? В прошедшем году исполнилось 40 лет моей первой публикации и первого успеха как поэта.

Теперь – всё как мечталось. Мои стихи переведены на английский, болгарский, узбекский и даже арабский языки. Песни на мои стихи выходят на компакт-дисках в Москве и звучат по радио «Маяк».

А азарт не прошёл!

Хочется жить больше ста лет и написать такую книгу, которая будет достойна Нобелевской премии. А почему нет? Почему не ставить себе грандиозных целей?

Ведь если бы не мои детские амбиции, то вряд ли я бы вообще поступила в Литературный институт.
И прожила бы не свою жизнь, работала бы пожизненно учительницей в школе... Прекрасная профессия, но – не моё! Отработав после институтов два года в сельской школе Одоевского района Тульской области, я поняла это, и... И опять убежала в Москву, где с 1996 года по 2010 год работала журналистом и литературным редактором в крупнейших Издательских Домах («Аргументы и факты», «Мир новостей», «АСТ» и немецком издательстве «Амадей»)

В 2010 году по семейным обстоятельствам вернулась на малую родину, в дорогой сердцу городок Одоев и посвятила жизнь полностью литературному творчеству и общественной деятельности. Вела Литературное объединение «Ручейки» у одаренных детей,

Написала и выпустила пять книг.

Совсем скоро, дорогие читатели, 6 февраля 2021 года в 15:00 в городе ТУЛА, в Доме-музее В.В.Вересаева (улица Гоголевская, дом 82), я с удовольствием представлю вам новую книгу «Оранжевый зонт» и новый – восьмой – музыкальный альбом ностальгического рока с названием «Гад же ты» уникальной московской рок-группы "РОКТЯБРЯТА" с песнями на мои стихи.

Очень надеюсь, что мы интересно проведём с вами зимний уютный вечер.


Рецензии