Фельдшер

                Прошло больше пяти лет после  школы. Многие  из нашего класса уже получили дипломы и работали по избранным специальностям.   Связи мы не теряли никогда и знали друг о друге все важное.  Я работал в КБ и набирался опыта.

         Звонок раздался, едва я пришел с работы. На другом конце провода был Хом. Мой одноклассник и близкий друг. Он окончил летное училище и работал в малой авиации. Летал на  АН - 2. Работал много, потому и звонил редко.

         - Привет! Ты можешь освободиться на весь день в четверг? - без предисловий спросил Хом.
         -  Думаю, да. Вероятность - 90-о процентов. - в его манере ответил я.
         - Сделай 100-о! Надо! Завтра позвоню в это же время.  Поговорим. Все объясню. - он отключился.

         Хом ничего не делал всуе. Он с детства был выраженным прагматиком. Даже в теннис играл, не делая лишних движений. Быстро мыслил.  Никогда не откладывал дел на потом.

Несколько лет мы вместе тренировались в секции. Сыграли бесчисленное число партий. Сейчас, в  профессии, ему помогала быстрая реакция теннисиста.

         С работы меня отпустили без проблем. Хом позвонил, как и обещал. Я снял трубку.

         - Привет! Готов? Такое дело: в магазин  совхозного центра завезли транзисторы. Длинные и короткие, а не средние волны. Ловит все станции, которые глушат. Завтра летим туда. Ты летишь с нами! - объявил пилот АН - 2.
         - Денег возьми рублей 40-к или больше.  - четко, внятно и коротко изложил  мой летающий друг.

         - Далеко лететь? Что еще, кроме денег и паспорта взять? - спросил я.
         - Халат белый есть? - задал Хом неожиданный вопрос.
         - Да, есть! Школьный, для химии. - вспомнил я.
          - Это окантованный ленточкой зеленой? - рассмеялся он, тоже вспомнив мой роскошный халат.
         - Он самый! - подтвердил я.
         - Не! Не годится! Слишком заметный! Ладно, не парься, обойдемся! Завтра в 07.55 заеду за тобой! - закончил Хом, заинтриговав меня еще больше.

         Поразмышлял немного и принял самое лучшее решение. Последовал рекомендации  "не париться". Я знал моего друга. Ничего он, без намеченного плана, не делал. Какую-то роль, видимо, должен был сыграть я.

         Ровно в  7.55 приехал Хом. На оранжевом "москвиче". ЗЯ забрался в машину и мы помчались в старый аэропорт. Сейчас ткм базировалась малая авиация. Я не был там никогда.

         - Машина соседа. С меня полный бак и канистра. Два дня могу пользоваться. В порту заправлю, будет нормально! Налью чистый, авиационный. - ответил Хом на мои еще незаданные вопросы.
        Мы приехали. Хом припарковался на служебной стоянке. Жестом пригласил следовать за ним. Через минуту он отдал ключи от машины парню в комбинезоне и что-то растолковал ему. Тот улыбнулся и кивнул.

         Мы вошли в здание аэропорта. Хом попросил меня подождать в вестибюле. Через 10-ь минут он появился с портфелем в руке и мы вышли на огромное пространство аэродрома.

         Я увидел вдалеке несколько стоявших вертолетов. Но рассмотреть не было возможности. То и дело взлетали и садились АН- 2. Разных цветов. Некоторые имели классический вид самолетов  "Аэрофлота". Нарядный и солидный.

         Были желтые, выглядевшие легкими и красивыми. Но большая часть воздушных трудяг  была весьма невзрачного, темно-серого цвета. Однако, что-то теплое и доброе  исходило от этих, совсем не новых, машин.

         К нам подошли двое мужчин в форме. Поздоровались. Хом быстро познакомил нас.

          - Командир экипажа, пилот первого класса, Егоров Сергей Матвеевич! - я назвал себя и  пожал крепкую руку.
          - Штурман эскадрильи, Торопов Юрий Валерьевич! - я пожал руку и знатоку воздушных путей и троп.

         Мое присутствие никого не удивило. Значит, Хом все согласовал. Мы направились к самолету. Через пару минут подошли к стоянке, где в шеренгу выстроились четыре машины. Наш АН - 2 стоял вторым.

         На двери самолета висел замок. Не амбарный, но внушительного вида. Я сдержал рвущиеся комментарии. Успеется пошутить. Хом достал ключ, снял замок и открыл дверь. Из салона достал лесенку, приставил к порогу и мы забрались внутрь.

         Командир сразу прошел в кабину. Штурман уселся на первое сиденье в ряду по правой стенке. Мне предложил сесть, где нравится. Хом втащил лесенку, запер дверь и пошел в кабину.

         Запустили двигатель, прогрели и тысяча лошадиных сил не спеша покатили  нас на взлетную полосу. Короткий разбег и мы оторвались от бетона. Высота была небольшой. Метров триста или меньше. Машины внизу  легко было различать.

         Штурман читал книгу. Я осматривал  салон. Самолет был грузопассажирский. Вдоль бортов с каждой стороны было по шесть откидных сидений. Спартанские условия. В хвосте стоял на подставке бачок с водой. Алюминиевая кружка, на цепи, на крыщке.

          Я подошел к кабине и стал наблюдать. Приборов было множество. Два штурвала. Управлять могли оба пилота. Наш самолет сделал полукруг и пошел на посадку. Через минуту машина прокатилась немного и остановилась. Командир выключил мотор.

         Самолет заперли и пошли к магазину. Вошли в небольшой, но прекрасно выглядевший совхозный магазин.
Продавщица ответила на приветствия звонким смехом.

         - Вы, мальчики, опоздали! Час с небольшим назад прилетали  "химики" и скупили все приёмники. До единого!  Вы же за транзисторами прилетели? Жаль, нечем Вас порадовать! - она развела руками.

         - А еще такие ожидаются? - на всякий случай спррсил штурман.
         - Трудно сказать! - она  смущенно улыбнулась. Мы попрощались и покинули совхозный  "ЦУМ".

         - Ничего! В другой раз мы раньше прилетим! - сказал в утешение Хом.
         - "Химики" здесь, считай, дома! Нам  с ними тягаться трудно! - рассмеялся наш капитан.

         Через несколько минут мы взлетели и взяли курс на районный центр. Лететь туда около часа. Это сказал мне  Сергей Матвеевич, комаедир. он вышел из кабины в салон.

         - Иди в кабину, садись на мое место и побудь немного  летчиком! Хом тебе все объяснит. Давай! - подбодрил меня бывший летчик-истребитель.

         Предложение было неожиданным. Но упустить такую возможность было нельзя. Я поднялся и пошел в кабину. Сел за командирский штурвал, надел наушники.

         - Возьми штурвал! Ноги поставь на педали! - сказал Хом. Наушники передали его голос немного измененным. Я взялся за штурвал и ноги поставил на педали.
         - Твоя задача следовать по дороге, ты ее видишь внизу. Веди точно по ней, подруливай, только плавно. Сейчас будешь делать все по моим командам. - сказал он, я кивнул.

         - Сейчас будешь управлять. Возьми штурвал на себя чуть-чуть потом вернись..- я потянул к себе штурвал. Хом одобрил.

         Самолет приподнял нос. Отреагировал. Я отдал штурвал.от себя, в прежнее положение. И машина послушно выполнила "маневр". Потом я отвернул влево, затем вправо. Дорога была хорошим ориентиром. Так вести самолет было не сложнее, чем автомобиль.

         Хом сказал, чтобы я повторил все маневры, но шел не над дорогой, а параллельно. Справа, потом слева. Это было поинтереснее и я с удовольствием отвел самолет влево и оставил дорогу с правой стороны. Хом не вмешивался.

         Потом скомандовал набрать высоту. Я взял штурвал на себя, Хом прибавил газа и мы поднялись выше. Не знаю, насколько, но дорога стала как-бы уже. Машины на ней уменьшились в размерах.

         Получил команду переместиться по курсу, оставить дорогу слева. Хом еще прибавил оборотов мотору. Понятно, что подруливать надо плавнее. Штурвал вправо, потом выровнял и дорога оказалась слева от нас.

         В кабину вошел командир и сказал:
         -через десять минут прибываем. Хочешь посадить? - он спросил совершенно спокойно.
         - Заманчиво, но у Вас могут могут возникнуть неприятности.  Посему с благодарностью возвращаю ваше место, командир! - я снял наушники и выбрался из кресла. Сергей хлопнул меня по плечу и мы поменялись местами.

         Я понимал, что совершил бы посадку. Хом  не позволил бы  случиться чему-то непредвиденному. Но с нами летел штурман. Он мог нечаянно упомянуть о  передаче штурвала постороннему. Любого риска следовало избежать. Мы приземлились в райцентре.

         Аэродром был степной. Хом открыл дверь. Рядом с самолетом стояли шесть или семь человек и коза. За маленьким, складным столом на складном стуле сидел работник  "Аэрофлота".

         Один в нескольких лицах. Он продавал билеты, проверял и взвешивал багаж. Кроме того, что-то обсудил с Хомом и выдал ему какую-то бумагу.

         Пассажиры ловко и быстро разместились. Коза неплохо устроилась в хвосте. Рядом сидела ее хозяйка. При ней два чемодана. Один -точно хозяйкин.

          О втором мнения разошлись. Штурман Юрий Торопов предположил, что коза тоже путешествует с багажом. Юра и я сидели, как и раньше. Нашим следующим пунктом назначения был соседний райцентр. Час десять минут лететь.

         Мы летели в райцентр, куда по ошибке завезли не то оборудование для местной лаборатории. Нам надлежало погрузить ящики с приборами, а также взять на борт двух больных и сопровождающего их. Все и всех доставить в родную гавань.

         Командир вышел в салон, осмотрел пассажиров, багаж  и прокомментировал:

         - Козе и  "сопровождающим ее лицам" повезло с нашим рейсом. А то добирались бы весь день! - он улыбнулся, мы рассмеялись.

         Я занялся подсчетами. Мы вылетели в 8.50. В 9.з5 сели в совхозном центре. В 11.45 отправились к  "соседям". В полете из совхозного поселка в райцентр, целых 26-ь минут я  "управлял" самолетом.

         При всей условности моего  "пилотирования", эмоций и ощущений  я испытал немало. Это удивительный симбиоз. Волнение, восторг, удивление, опять волнение и что-то еще, что осознаю позже.

         Не всем предоставляется такая возможность. Это не автомобиль. Другое состояние. Другое измерение. Другой мир. Впрочем и автомобилем тоже не у всех желающих есть возможность поуправлять.

         Юра пересел на место рядом со мной. Говорить было трудно. Рев мотора не способствовал. Он протянул мне пару наушников, как у пилотов и жестом предложил надеть.

          Сам надел такие же. Присоединил провода от них к коробке, которая лежала у него на коленях и я услышал его голос.

         - Ну вот! Поговорим, как джентльмены в клубе! Вы не против, сэр? - слышно было хорошо, хотя были шорохи. какой-то.
         - К Вашим услугам, мистер Торопов! - отозвался я.
         - Превосходно! Задам Вам несколько вопросов, с Вашего позволения, сэр! - продолжал ерничать штурман.
         - Готов снабдить Вас любой, известной мне, информацией, сэр! - поддерживал я  "клубный" разговор.

         - Хом сказал, что Вы вместе в теннис тренировались. Значит, ты хорошо знаешь слабые места своего друга. В теннисе. Подскажи, как можно выиграть у него? - Юра резко сменил тему и говорил серьезно.
         - Ну, это элементарно, Ватсон! Нужно просто играть лучше, чем он! - рассмеялся я.
         - А если серьезно, я не знаю, в какую силу ты играешь.  Сможешь ли воплотить мои подсказки! Поэтому слушай и  пробуй мысленно это сделать. - начал  я "передавать опыт".

         - Потом опробуешь в игре. Не только против Хома. Он не любит сильных прямых подач. Особенно в левый угол.  Если и ударит , то в центр стола. Надо еще раз в левый угол. Эта комбинация, которую использую я. Раньше использовал… Мы давненько не играли друг с другом… - выдал я секрет победы. Один из секретов.

         Хому я навредить не мог. Он играл настолько сильно, что эта комбинация только напомнит ему обо мне. Если Юра проведет ее. А штурман слшал и уже мысленно  тренировал эти приемы.

         - Понял! Спасибо! Ты так объяснил, что я будто слышал  стук шарика. Вот бы сыграть с Вами обоими! - помечтал он.
         - Приезжайте ко мне на работу! Хом знает , куда! И сыграем! - предложил я. Мне и самому было бы интересно.

        Юра сказал., что  "подходим" и снял наушники. Я тоже снял свои и вернул  их ему. Через пару минут мы приземлились. Хом открыл дверь. Все пассажиры покинули самолет.

         Без задержек внесли, разместили и закрепили два больших ящика. Следом помогли войти травмированным. Один был с ногой в гипсе, другой с рукой на широкой перевязи-подвеске.

         Сопровождающий их стал последним в  "потоке" пассажиров этого  "спецрейса". Хом оформил документы, забрался в салон и, в очередной раз, запер дверь. Через час двадцать пять минут.мы прилетели.

         Командир и штурман тепло проводили меня. Хом повел меня к зданию аэропорта. В 40-а метрах от здания парень в комбинезоне вернул Хому ключи от машины, пожал руку и зашагал к самолетам.

         Мы вошли в столовую летного состава. Уселись за столик у окна. Хом отдал официантке талончики и попросил   все самое лучшее. Она рассмеялась и ушла.

         "Самым  лучшим" были огромные бифштексы с двумя яйцами и жареной картошкой, душистый черный хлеб и морс. Мы проголодались, выпили по стакану морса  и ели некоторое время молча.

         - Как тебе? - прервал молчаливое поглощение пищи Хом, наливая морс в стаканы.
         - Понравилось! АН-2 чем-то сродни моей ХН - 3,6! (хлопкоуборочная машина) Они по-спартански не перегружены комфортом. Однако, работа у Вас не легкая! Но Вас от нее не оторвать! - поделился я впечатлениями.

         - Да! И на АНтоне обязательно надо поработать! Чтобы опыта набраться и небо с землей одновременно видеть! А к романтике не привыкаешь! Просто она - часть жизни! - Хом не скрывал чувств! И прагматики им подвластны!

         - Романтика - часть жизни! К ней не привыкаешь! Но к жизни -то ты привык! Значит и к романтике!  Потом, позже будет другая романтика! Но эта - навсегда с тобой! - навел я порядок в формулировках. Правда, уверенности , что это надо было сделать, не чувствовал.

         - Очень возможно, что ты прав! Позже, надеюсь, будет романтика лайнеров! Но эта - точно останется на всю жизнь! - Хом  протянул руку и я крепко пожал ее.

         Мы справились с  "самым лучшим" и отодвинули тарелки. Симпатичная официантка с тележкой появилась в тот же миг. Опустевшая посуда исчезла. На столе возникли кофейник, чашки  и тарелка с пирожными.

         - Попробуйте! Только что привезли! - она сама налила кофе, улыбнулась и быстро увезла свою тележку.
         - Ты произвел на нее впечатление! Пирожных сроду не видел здесь! - рассмеялся Хом.
         - А что? Я, вроде, ничего еще! Могу! - подхватил я.
         - Сейчас отвечу на твои вопросы, а потом задам свои! - сообщил о намерениях Хом, отведал пирожное, раза три одобрительно кивнул.

         - Парень в комбинезоне, Геннадий, работает на складе ГСМ. Он нам должен литров 200-и бензина. Наша экономия! Мы летаем на 101- м бензине. Машины используют 92-й. - он сразу многое прояснил.

          - Здесь в наш бензин добавляю масло и все машины ездят за милую.душу. Гена залил бак доверху и канистру соседскую. А еще мою. Сережа тобой доволен. Ты можешь быть спокоен! - Хом рассмеялся с довольным видом.
         - Все понял! Спасибо! Мы не платили за  "все лучшее"! Давай твои вопросы! - напомнил я.

         - Я отдал Вере, официантке, больше талонов. Не волнуйся!  Надеюсь, наша кухня понравилась! - улыбнулся мой, бороздящий небо, друг.

         - Юра, штурман, наверняка допытывался о моих слабых местах в игре. Он все пытается обыграть меня. Ты, конечно, сдал меня с потрохами? - с лукавой улыбкой спросил Хом.
         - Не сомневайся! Я сказал, что ты не любишь сильных прямых подач .В левый угол, особенно! - честно признался я, смеясь.
         - Ох! Отлегло! Секрет полишинеля! Только твоих подач! Никто больше этого не умеет! Но и это - не секрет! Юра играет, как мы, когда-то, в парке! Я покажу ему, как надо! - Хом на секунды перенесся в давние времена. Юра получит мастер-класс!

         Хом привез меня домой. Он развернул машину, но я спохватился:
         - Чуть не забыл!  Понятно, ты все согласовал, однако я все равно летел  "зайцем"? - спросил я.
         - А вот и нет! Ты был вписан, как фельдшер! Мы же за больными летели! - расхохотался он. И умчался.

         Так закончилась эта история. Мне стал понятен интерес к моему белому халату. Очень люблю вспоминать этот необыкновенный день!


Рецензии