Глава 3. Страсть к свободе

На фото:Салфетка с вышивкой ришелье

У Юльки была еще одна самая непреодолимая страсть — это лазание по верхам. Ей все время хотелось оторваться от земли и взлететь. В эти "верха" включались деревья, крыши домов, крыши сараев и всевозможные строящиеся объекты. Но утешительным было правда то, что в их провинциальном месте только начали строить первый кирпичный дом и выстроили лишь стены этажа на три и на том остановились по непонятным причинам, этот объкт так и остался стоять в недостроенном виде долгие годы. Но он постоянно манил Юльку к себе, ей хотелось забраться наверх и побегать по узеньким дорожкам кирпичных стен. А забраться можно было цепляясь за маленькие выступы в стене, это был такой дизайн, для украшения здания.

Как-то одним летним днем Юлька с младшей сестрой Людочкой пошли на речку, день был жаркий. Старшей Юльке вот — вот исполнится 7 лет, и она осенью уже пойдет в школу, а Людочке было только 5 с половиной лет. Пошли они под присмотром старших девочек лет 14, 15. И, конечно, Юлька вместе с сестрой убежали вдоль берега вверх против течения далеко не мелкой реки, у которой было мощное подводное течение и решили полезть в воду без старших.

Правда Юлька приказала сестре сидеть на берегу, а сама полезла в воду и вдруг ее подхватило течение, место было глубокое, она скрылась под водой, и в голове у нее быстро мелькнула мысль: «Надо плыть», хорошая мысль ее успокоила, она подпрыгнула вверх и поплыла непонятным стилем не к берегу, а вдоль реки по течению. Проплыв метров 200, ее встретили старшие девочки и выловили из воды.

В это время младшая сестра не удержалась и тоже полезла в воду, она зашла в реку выше, где не было быстрины, но, почувствовав неладное, собралась с силами и вернулась на берег. Результатом этого приключения было то, что Юлька научилась прерасно плавать.

С каждым годом Юлькина жизнь становилась все сложнее и интереснее. Главное в этой жизни было не сидеть дома, а побыстрее, сделав посильные домашние дела, убежать из дома на улицу к подружкам. Самый легкий путь - это выскочить за ворота так, чтобы никто в доме не заметил этого, быстро заскочить с улицы в садик перед домом и, спрятавшись за кусты, перескочить через забор из заостренного штакетника в садике и бежать, бежать подальше от дома.

А куда бежать? К подружкам. Подружками были две Гальки. Одна брюнетка по фамилии Цыганкова, вторая блондинка, с которой они вместе ходили в Дом Пионеров, по фамилии Титова. Обе семьи были многодетные. Сначала Юлька бежала к Гальке Цыганковой, она знала, что у нее никого нет дома, родители на работе, и Галька накормит ее гороховым супом, очень вкусным, такой суп Юлькина мама никогда не готовила дома. А в доме Гальки Цыганковой, в русской печке, всегда стояла огромная кастрюля, полная горохового супа. А если вдруг Гальки Цыганковой нет дома, то рядом с ее домом стоял дом другой подружки Гальки Титовой. Ее мама нигде не работала и целый день сидела дома, занимаясь искусной и дорогой работой. Вязала пуховые шали. Титовы имели большое домашнее хозяйство: козы, пара коров и лошадь. Козы у них были особенные, пуховые. Галкина мама из этого козьего пуха на прялке пряла нитки, и из них вязала красивые дорогие пуховые шали. Эта неграмотная, но практичная женщина поистине обладала многими талантами. Все окна в квартире были занавешаны белоснежными задергушками, которые закрывали нижнюю половину окна и были отделаны прекрасным ришелье.
 Деревенские крестьянские дома в Сибири снаружи были похожи друг на друга.
 и внутренняя планировка крестьянских домов также была похожа одна на другую. С улицы заходишь в большие сени, которые защищали часть дома от больших сибирских морозов и ветра, затем, открыв дверь, попадаешь в довольно большое помещение, у которого было множество функций. Сразу направо стояла русская печь, на которой спали старики или дети, поскольку она круглые сутки сохраняла тепло.

В кухне эта русская печь заканчивалась плитой и именно той частью за плитой, которая и называлась русской печью, где пекли пироги и готовили разные блюда, в основном всевозможные супы. Русская печь строилась так, чтобы она обогревала весь дом.

Пища, приготовленная в русской печи, обладает особым вкусом и насыщенностью, поскольку она не варится, а томится, сохраняя все питательные вещества и витамины.

Печь использовали и в хозяйственных целях, например, для сушки всего, что есть в доме. В Галькином доме под потолком еще были полати, деревянные навесы из досок искусно и надежно, прикрепленных к потолку, где всегда было тепло, при этом легко можно было перескочить с печки на полати, где помещалось одновременно до шести детей 5—12 лет.

В доме Гальки Титовой всегда было много вкусной еды. Тут же стоял большой обеденный стол, покрытый клеенкой. Все в деревне знали, что Юлькин отец Федор — самый большой начальник в деревне и поэтому доброжелательно относились к Юльке в любом деревенском доме. В многофункциональном помещении в углу висела икона. Налево от входа стояла железная кровать, на которой в свободные от работы дни сидел Галькин отец большого веса. Он занимался тем, что перегонял скот на бойню. мясо в этом доме было всегда. правда ворованное. Детей у Титовых было много. Но часть из них: два брата и сестра уже были взрослые, оставалось еще 4 девочки мал мала меньше.

С наступлением обеденного времени у Юльки начинали течь слюнки изо рта, потому что кормили в этом доме на славу. Из кухни уже просачивались невероятные запахи и в точно отведенное время все садились за стол и с ними Юлька. В центре стола ставилась большая керамическая чашка полная ароматного супа, и все по очереди начинали хлебать из этой чашки, строго соблюдая порядок по возрасту. Обязательно было второе. Хозяйка приносила полную сковородку горячих котлет и чашку отварной картошки, расставляя каждому по тарелке. Подавалась квашеная капуста и соленые огурцы. И на третье обязательно был компот из сухофруктов. После еды все шли отдыхать только Юлька с Галькой убирали со стола и мыли посуду

Была у Юльки еще одна задушевная подружка Танька Долгодворова, которая была старше ее на год. Но к ней она ходила в гости реже и жила Танька подальше в большом красивом доме. У Долгодворовых тоже была большая, но интеллигентная семья. В доме были чистота и порядок необыкнновенные. Танька всегда была красиво одета. В доме всем хозяйством командовала крутая бабка. Юльку этот дом привлекал особенно вкусными пирогами, которые бабка пекла каждый день. Три огромных пирога с мясом, морковкой и картошкой после выпечки покоились на огромном столе в комнате, называемой столовой, на пироги никто не обращал внимания, и только одна Юлька, свободно ходившая по квартире, бродила вокруг пирогов. Наконец, тот прекрасный момент наступал, когда бабка усаживала Юльку с Танькой в кухне и кормила их пирогами с чаем.

Наевшись, Юлька вспоминала, что вечером ее ждет работа на пришкольном участке, нужно было обильно полить грядку моркови и грядку капусты, таская воду ведрами из ближайшего озерка. Работа была тяжелая, но интересная, учительница очень много рассказывала об особенностях выращивания этих овощей, и к осени вырастала такая огромная морковь, которую невозможео было удержать в руках, а вилки капусты надо было возить на специальной тележке. Самые крупные овощи увозились в Москву на сельскохозяйственную выставку. И Юлька уже в 6 классе за это была награждена специальной медалью ВДНХ и другими подарками..

***

Никаких интересных воспоминаний о школе у Юльки не осталось, кроме одного шокирующего случая, произошедшего самый мороз, в середине зимы, когда она училась в первом классе, вдруг в городе раздался сильный взрыв и из окон вылетели стекла, разлетевшись на мелкие осколки. Хорошо, что в классе дети сидели боком к окнам и стекла никому не попали в глаза. Юлька на всю жизнь запомнила этот взрыв.

Ей повезло, она сидела на том ряду, который был дальше всех от окон.

— Началась война, -подумала Юлька.

— Как холодно, надо быстрее одеваться.

Она, ни на кого не обращая внимания, надела свою шубку, верхняя одежда была здесь же в классе. Схватила портфель и побежала домой.

Зима, январь, трескучий мороз, в окнах всех домов вылетели стекла.

Дома вовсю кипела работа. Утепляли только одну комнату, самую маленькую, спальню родителей. Отец был хороший охотник и в доме были разные шкуры зверей, убитых им когда-то на охоте: лосей, лисиц, зайцев и даже медведя.

Этими шкурами утеплили сначала одну комнату, потом и вторую, растопили печи, кое — как обогрелись. Выяснилась причина взрыва,оказалось, что взорвалась взрывчатка в каком-то из поездов, проходящих через город, ее и оружие везли в  дружественную Корею. В городок быстро подвезли стекло и в течение 1—2 недель с катастрофой справились.

Занятия музыкой, работа на пришкольном участке, исследование лесов, прилежащих к деревне, чтение по ночам и многое другое заполняло Юлькину жизнь. В возрасте с 12 до 14 она открыа для себя таких писателей как Достоевский, Фейтвангер, читая у них все подряд, причем читая по ночам с фонариком под одеялом, чтобы родители не видели, что дочь не спит.


Рецензии