Слава КПСС

Июль 1988 года. Я с другом Мишей путешествую по реке Салаца, на севере Латвии. Нам чуть меньше тридцати. Плывем на надувной резиновой лодке. До этого ночным поездом приехали в Ригу. Потом автобусом до городка Мазсалаца. Отсюда и началось наше плавание по очень живопистной речке. Быстрое течение, небольшие пороги, скалы по берегам, девственный хвойный лес. Ночевали в палатке. Иногда сталкивались с редкими водными туристами, в основном на байдарках. Переменная прибалтийская погода не портила настроения. Каждый день несколько раз лил дождь, потом выглядывало солнце. Друг собирался жениться недели через две и это был прощальный аккорд его холостяцкой жизни. За три-четыре дня пролыли примерно половину расстояния до Балтийского моря. Впереди ожидались самые красочные места. Как гром среди ясного неба недалеко от поселка Стайцеле, на берегу из за поворота русла нарисовался громадный стенд. Подплыли, читаем. Надпись большими буквами по русски, внизу микроскопический шрифт на латвийском языке.
"Внимание,природный заказник. В целях улучшения охраны и использования природных ресурсов комплексного заказника природы по реке Салаца от поселка Стейцеле до города Салацгрива неорганозованный водный туризм запрещен. Водный туризм по реке разрешен только организованным туристам. Разрешение выдает  Лимбажское районное отделение  Общества охраны природы и памятников Латвии...За нарушения охранного режима штраф 50 рублей..."
К нам подплывают две байдарки. Туристы из Москвы. Читают плакат. Матерятся. Курят. Толстая женщина в очках рассказывает, что два года назад они с бывшим мужем заплатили штраф на этой реке, остались без денег и кое как добрались домой. Собирают вещи, решают до моря добраться на попутке. Уходят. Мы открываем карту. Ищем где же этот чертов город ,где выдают справки. До районного центра Лимбажи 45 километров. Шок.
Еду в Лимбажи на абтобусе, благо местный центр. Друга оставил в лодке у моста. Дошел до дороги. Остановка автобуса, и о чудо через 10 минут появился полупустой автобус на Лимбажи. Минут через 50 выхожу на маленькой площади автобусной станции. Три старушки тут же выйдя из автобуса разбрелись в раные стороны. Иду по центральной улице небольшого городка. Пусто. Людей нет, одинокая машина нехотя  сворачвает на побочную улицу. Даже собаки спят во дворах. Почта, админстрация, библиотека. А вот и общество охранны природы. Подхожу к дверям. Закрыто. Смотрю на часы. Пол четертого. Вроде обеденный перерыв уже прошёл. И тут холодный пот окатывает  спину. А какой сегодня день недели ? Так ведь воскресенье. И где были мои мозги ?
Поворачиваю в сторону автовокзала. Опять почта, городской комитет партии. Подхожу из любопытстава. Все закрыто. На дверях писулька написанная от руки. " Первый секретарь товарищ Надежда Крузе проживает по адресу...телефон... обращаться в экстренном случае ".
Цель нахожу сразу, через три дома от здания комитета партии. Здесь все частные домики похожие друг на друга - ухоженные, с цветожными клумбами ,с уютными двориками и яблонями. Открываю калитку, поднимаюсь на две ступеньки. Звоню. Жду и готовлюсь к худшему. Пошлют по-хорошему или по-плохому еще вызовут милицию. Открывает худощавая высокая женщина лет 50. Что-то говорит по латышски. Не понимаю. Тут же перехожу к сути.
-Здравствуйте. У меня большая проблема и просто не знаю к кому обратиться.
- Вы откуда, с виду не здешний ?
- Из Литвы.
- Рассказывайте, только коротко.
Мой рассказ развеселил ее.
- Председатель охраны природы сейчас в отпуску, но его замещает наша библиотекарша. Пойдемте со мной, я Вас провожу, Марта живет рядом.
Спустя 15 минут в библиотеке я получил долгожданный документ с печатью абсолютно даром. Разрешение плыть по реке было бесплатным. Вопрос, тогда зачем оно было нужным ? К спавке прилагалась карта реки синего цвета для туристов, отпечатанного на дешевой бумаге. Обе дамы пожелали мне приятного отпуска, секретарь по мужски пожала руку.
Я ушел пораженный случившимся. Назад добирался на попутном грузовике, так как следующий автобус ожидался только в понедельник утром. Как сейчас помню пустынную дорогу из Лимбажи. Я иду пешком, машин нет. В поле шипят кузнечики, летают бабочки. Солнце клонится к лесу. Почти вечер. Я молод, здоров, в кармане бумага. Остановился грузовик, подобрал. Через 35 минут выпустил у моста. Внизу друг машет руками...
Прошло 33 года. Больше я в жизни не встречал ни одного чиновника, который в воскесенье вышел бы из собственного дома ,чтобы выписать незнакомцу справку. Боюсь и не встречу. И еще почему-то запомнилась одна маленькая деталь. Выцветший плакатик над дверьми в библиотеку. "Слава КПСС".

11 01 2021


Рецензии