И если в ночь на рождество ты испытаешь страх...

Страх вовсе не в опасности, он в нас самих.
 Стендаль
-----------------------------------------------
Начало службы в армии, после призыва и учебки. Боевой пост - тропа меж двух рядов колючки длиной примерно километр. Зимой караул - это 2 часа на тропе и 2 часа отдыха. И так 5 суток. Потом смена караула, а через 5 дней - опять тропа.
По тропе можно брести медленно - тогда замерзаешь, можно бегать - тогда устаёшь.
Лучше всего средний темп с подтанцовыванием.
На морозном воздухе ночью отлично слагаются стишки. Типа
Ночь длинна и скучна, а кругом тишина
Я иду по тропе, в распашном тулупЕ
Мой сержант обалдуй, ну и в рот ему...
или: старшина идиот, ну и ...ему в рот.
Или: лейтенант обормот...
Рифмы можете предположить сами. Не Пушкин, ага. Так ведь Пушкин по тропе не ходил.
Не очень прилично? А чего Вы хотите от восемнадцатилетнего балбеса, решившего, что вначале нужно "познать жизнь", а только потом думать о высшем образовании?
Еще здорово на ночной тропе слагать стишки про еду:
Хорошо бы с утреца съесть две миски холодца,
а на ужин рыбу фри и сгущенки банки три...
Итак: Место действия - тропа охранного периметра артиллерийского полигона, в нескольких километрах от поселка Рубежановка.
Время действия - ночь под Рождество 19.. года.
В СССР, как известно, Рождество как праздник официально не признается и не отмечается. Так то официально! Но разве ж мы не православные? На самом деле нет. В нашей части русских, украинцев и грузин меньше половины. И ни одного, носящего крестик. Остальные азербайджанцы, армяне, казахи, евреи (как я), турки-месхетинцы.
Но кому это мешает отметить такой праздник?
Понятно, что салаги не участвуют. Мы на тропе или спим. Но старики, деды, сержанты начали праздновать примерно от первой звезды. К полуночи возглавить это безобразие прибыли три прапора и молодой летёха.
Около часа ночи - в небе разорвался десяток сигнальных ракет разных цветов. Ночью слышно хорошо и далеко, так что даже на своём посту я слышал пьяный ор от караулки, до которой километра три. Потом все стихло. А примерно через пол часа началось страшное. Сперва погас свет на первом столбе, с которого начинается моя тропа. Это уже было происшествие, о котором я обязан доложить. Для доклада часовой снабжен телефонной трубкой с двумя проводками. Один подсоединяется к колючке, это "земля", второй к сигнальному проводу, который протянут на изоляторах на высоте метра полтора. Начинаю процедуру связи. Для этого нужно снять тулуп, подпоясанный ремнем с подсумками, но не уронить ремень и не выпустить из рук автомат. Тот еще акробатический этюд! Наконец тулуп сброшен, телефон подключен. Ору "Дежурный!" И никакого ответа. Празднуют же! Пока я мучался с тулупом, ремнем, подсумками, автоматом и телефоном со стороны крайнего столба слышится неопределенный шум, как будто кто-то что-то ломает. И, что еще страшней, на тропе появляется какой-то огромный темный силуэт. Там света нет. Но есть лампа на столбе предыдущего поста, да и небо не совсем темное, и снег - хоть не везде, но белый. Вот в этих отсветах и вижу...
Ребята, поймите правильно: я часовой! То есть меня в учебке и потом еще два месяца ежедневно офицеры и сержанты накачивают всякими страстями о высокой миссии по охране мира и покоя. Для этой миссии мне выдали оружие и научили с ним обращаться. Мне четко объясняют мои задачи как караульного, и все действия, которые я обязан выполнить "Но если вдруг нагрянет враг матерый..."
Но все это было как бы абстрактно. Это где-то там, на границе с Китаем, или в Группе Войск в Германии, или на далеком диком Севере. Это там на часовых и на охраняемые объекты нападают диверсанты, бандиты, сбежавшие зэки. У нас же такого не бывает. Но вдруг - вот оно, это самое нападение. В живот как будто засыпали грузовик льда. Сердце заколотилось как механический молот. А еще я вспотел, да так, что пот стал глаза заливать.
По Уставу караульной службы (был такой) я обязан при отсутствии связи подать сигнал. Для этого у меня имеется в специальной кобуре ракетница и шесть разноцветных сигнальных ракет. Да вот беда: при заступлении на пост эти самые ракеты были старшим караула из кобуры изъяты, и это их я видел в небе пол часа назад. Но на то, чтоб достать ракетницу, и вспомнить о её бесполезности, мне понадобилось секунд пять. А то, Огромное-темное, все приближалось. Издавая странный, непонятный, но громкий шум, треск и удары. Воображение нарисовало танк, или минимум БМП (боевую машину пехоты), что ползет, руша опоры ограждений. Я слышал, вроде лязганье гусениц и еще что-то, похожее на захлебывающийся звук разбитого мотора
Расстояние до этого страшного было еще метров 300, когда я сдёрнув с плеча автомат, сорвал предохранитель, передернул затвор, проорал скороговоркой: "Стойктоидётстойстрелятьбуду" и бабахнул в воздух очередь патронов в 10, одновременно падая на лежащий под ногами тулуп и наводя ствол на приближающийся танк. И вдруг этот танк тонко и жалобно заржал! И продолжал ржать и даже проделывать что-то вроде танца. В небе повисло несколько осветительных ракет, и увидел я лошадь, запряженную в повозку и застрявшую с этой повозкой меж двух линий колючки.
Минут через 10 на мой пост набежала целая толпа.
Были в ней и летёха, и два прапора, и три сержанта, еще полная смена караула - 9 солдат. Мне было смешно. Такой отходняк. Дело в том, что каждая тропа, как я говорил, около километра. Снаружи колючка в два ряда. С двух сторон переходное приспособление - двойная калитка, которая открывается ключом или с пульта дежурного в караульном помещении. Мой пост третий от караулки. Вот эта толпа добежала до телеги с лошадью и стала: пройти вперед нельзя. Стоят, кричат, ругаются. Сделать ничего не могут. Хорошо хоть свет есть,- со специальных вышек внутри периметра. Потом старший караула побежал обратно. Повел смену. Вот только, чтоб привести мне сменщика, ему пришлось пробежать по всему периметру - 8 километров.
Оказалось, один из прапорщиков (он местный) привез остальных, то есть лейтенанта и двух прапоров на телеге. Лошадь привязал у крыльца караулки. Но, с пьяных глаз, привязал плохонько. После праздничного салюта все продолжили праздновать в караулке (она у нас была большая), а лошадь отвязалась да пошла по тропке вдоль периметра, таща тележку. Вот на уровне первого столба моего поста какой-то частью телега сцепилась с колючей проволокой. Лошадь дернула, и столб упал. То ли от старости подгнил, то ли поврежден был - мне не докладывали. Потому что не по чину. Я-салабон. Столб упал наружу, порвав колючку и напугав лошадь. И в образовавшуюся прореху лошадь заскочила на мою тропу, и потащила за собой тот пресловутый столб и плеть колючей проволоки. Со всем этим грузом бедняжка ну никак бы дойти до меня не могла. А когда загрохотал мой автомат. Лошадка от страха запуталась окончательно.
Закончилась эта история для меня неплохо. То есть меня ни за что не наказали. Хотя "Укротитель диких мустангов" и "Зоркий глаз, тугое ухо, чуткая ж..." обзывали еще пол года. Не наказали никого. Прежде всего потому, что раздувать огонь никто не хотел. Да и вообще полусонную жизнь части нарушать - себе дороже. Правда, позже она разрушилась сама, когда шла подготовка к учениям "Весна". Но это уже другая история.


Рецензии