Диво-гора. И тут сбывалось великое...

     Прежде чем приступить к  следующем изложению событий обратимся еще к творчеству Федора Николаевича Глинки, яркой личности XIX века. Боевой офицер, участник Отечественной войны 1812 года, помощник военного губернатора Петербурга, по навету в связи  с восстанием декабристов был сослан в Карелию. Среди его заслуг как творческой личности - военный писатель мемуарист, ученый краевед и географ, археолог, стихотворец. Нас же интересует его поэма «Карелия». Приведу отрывок из книги В. И. Карпеца «Федор Глинка. Сочинения»

     «Все почти здешние озера (северной части Олонецкой губернии) продольны от северо-запада к юго-востоку.  У многих берега такого вида, что входящие углы одного соответствуют исходящим другого, и обратно. По всему видно, что тут совершался великий  процесс гидростатический. Вода падала с высокого места и,  силой массы и стремления, пробивала горы, раздирала череп земли и, испещрив всю страну протяженными озерами, слилась в одну огромную водную плоскость в 10000 кв. верст. Это-то и есть озеро Онега! Если бы какой-нибудь опытный геогност принял на себя труд пройти сии пустыни до берегов Белого моря, с уклонением и к пределам Финляндии, то, может быть, отыскались бы  те высоты, с коих могло произойти некогда великое падение вод... а) окрестности Онеги усеяны  валунами, т.е. Отдельными камнями — обломками древних гор, и валуны сии, огромнейшего размера, суть большею частью гранитной породы, чем доказывают  первоначальное  происхождение свое из Финляндии; потому что в Олонецкой губернии гранита вовсе не имеется...».

Сии места я осмотрел
И поражен был. Тут сбывалось
Великое!.. Но кто б умел,
Кто б мог сказать, когда то сталось?..
Везде приметы и следы
И вид  премены чрезвычайной
От ниспадения воды,
С каких высот, осталось тайной...
Но Север некогда питал,
За твердью некоей плотины,
Запросы вод, доколь настал
Преображенья час! И длинный,
Кипучий, грозный, мощный вал
Сразился с древними горами;
Наземный череп растерзал,
И стали щели - озерами.
Их общий всем продольный вид
Внушал мне это заключенье,
Но ток, сорвавшись, все кипит,
Забыл былое заточенье,
Бежит и сыплет валуны,
И стал. Из страшного набега
Явилась - зеркало страны -
Новорожденная Онега!»

     Википедия через 210 лет дает краткое описание этнографического объекта  петроглифы. Они «разбросаны разрозненными группами на скалах полуострова, Бесов Нос, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий, а также на Карецком Носу и на полуострове Кочковнаволок вблизи посёлка Шальский.
     В целом онежские петроглифы охватывают участок озёрного берега длиной в 20,5 км и насчитывает 24 группы, включающие около 1100 фигур и знаков[2]. Более половины изображений сосредоточены на мысах — Пери Нос, Бесов Нос и Кладовец. В основном — это изображения птиц (лебеди), лесных зверей, людей и лодок. Размеры фигур доходят до 4 м.
     Петроглифы выбиты на пологих прибрежных скалах на глубину от 1 до 4 мм и располагаются на высоте до 2,5 метров от среза воды. Расположение фигур свободно-ориентировано».
     Те, кто изучает Онежское озеро, обращают внимание, на то, что противоположные берега его в точности повторяют друг друга. Как будто какая-то неведомая сила разъединила их раз и навсегда. Федор Глинка дает ответ на этот вопрос. И то, о чем узнали мы, общаясь с сейдом Эа, тоже подтверждает эту догадку.


Рецензии