Не состоявшийся хэппи-энд

(из конспекта разбора)

Одна киностудия собиралась выпустить самый прибыльный по ее планам фильм за последние годы. Когда фильм был практически готов, его показали нескольким фокус-группам. Это специально отобранные зрители, незнакомые с фильмом, которым его показывают и по реакции которых судят о том, будет ли проект успешен после выхода.

Создатели фильма были им очень довольны и ожидали успеха, но все зрители из фокус-групп говорили, что фильм им не понравился. А именно: у кинокартины была реалистичная, но печальная концовка. Зрители сказали, что это их угнетает и разочаровывает. Съемочной группе пришлось изменить финал, после чего фильм показали еще раз тем же зрителям, и теперь те были довольны, особенно хэппи-эндом.

Если бы голливудский фильм снимали по книге Неемии, то финальные титры пошли бы где-то в конце 12-й главы, после описания освящения стены, организации служения, принесения многочисленных пожертвований и всеобщего ликования. 13-я глава в сценарий не вошла бы, потому что в ней хэппи-эндом и не пахнет. Все усилия Неемии и Ездры идут прахом, евреи нарушают чуть ли не все свои обещания, так торжественно данные перед лицом Божьим, а заставлять их исполнять заповеди приходится буквально силой.

Почему книга заканчивается именно так – на такой пессимистической ноте? Какие выводы из этого можно и нужно сделать? Я делаю два вывода – один богословский, другой практический. Главный богословский вывод книги, на мой взгляд, такой: внешних усилий и действий для преобразования человека недостаточно, проект «Ветхий Адам» провалился, необходим приход Небесного Неемии, который построит духовный храм.

Самые лучшие руководители, снабженные самыми большими ресурсами, при поддержке самого могущественного царя, под руководством самых мудрых заповедей пробуют организовать поклонение Богу – и все это разваливается, как картонный домик под дождем, сразу после ухода Неемии к царю. За короткое время евреи нарушают святость храма, субботы и брака, и признаков сожаления или сокрушения с их стороны в 13-й главе уже не видно. Нужен Христос, Который осуществит изменения внутри человека и создаст новый народ Божий.

И второй мой вывод, практический. Книга заканчивается не на рассказе о том, что служение и духовная жизнь народа налажены, а на демонстрации необходимости реформирования и описании этого реформирования. Т.е. нам показана не идеализированная картинка, а духовная жизнь как она есть. И это говорит о том, что нам всем время от времени нужно реформирование и обновление. Не бывает, чтобы община или человек застыли в идеальном (да хотя бы и просто в удовлетворительном) положении.

Меня просто поразило, когда очень известный и уважаемый мной служитель рассказал однажды, что время от времени он договаривается о встрече с одним из свободных на этот момент времени служителей их города и беседует с ним – исповедуется, рассказывает о том, как живет и что у него происходит в семье, советуется. Абсолютно каждому христианину время от времени нужна подрегулировка. И хорошо, чтобы нас к ней не принуждали.

11.01.2021


Рецензии