Мишель

               
 Поездку по лермонтовским местам я запланировала давно. И вот сегодня, наконец, в комфортабельном автобусе я еду в Москву. Рядом со мной темнокожий,  лет двадцати, юноша,  то и дело посматривает на меня. В руках у меня томик стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Не желая общаться, я делаю вид, что увлечена чтением.

- Простите, мэм, - на  русском языке обращается ко мне юноша, - Вы любите стихи Мишеля Лермонтова?
 
-Михаила Лермонтова, - поправляю я его,  но тут же вспоминаю, что в детстве поэта,  действительно, звали Мишель. Так называла  Лермонтова его бабушка, Арсеньева Елизавета Алексеевна, безумно любившая внука.

- Меня назвали в честь Михаила Лермонтова - Мишелем, - задумчиво проговорил мой попутчик.

- Странно, подумала я, - в честь Лермонтова...
 
В это время экскурсовод, звонкоголосая  женщина лет пятидесяти, объявила, что мы подъезжаем к Москве.

 Мишель вскочил с места, потом резко сел и, глядя в окно, возбуждённый и счастливый, проговорил:

-Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно  и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…

- Как русский… - повторил он, как мне показалось, с какой-то необъяснимой грустью, и медленно опустился на сидение.

 Мы поменялись ролями: теперь я попыталась заговорить с ним  и узнать, откуда он так хорошо знает поэзию  Лермонтова и прекрасно читает наизусть, но Мишель явно не был расположен к разговору.
 
Мы останавливались на Лермонтовской площади у памятника поэту, побывали у Дома-музея Лермонтова на Малой Молчановке, в единственном сохранившемся  в Москве здании, где жил Михаил Юрьевич.
- Следующая остановка  - Московский Университет, где учился поэт,- предупредила нас экскурсовод.

-Здесь учились и мои родители,- вздохнув, проговорил Мишель.
 
Мы наконец-то разговорились. Судьба юноши поразила меня. Родился он в Москве, когда родители заканчивали университет. Мама – москвичка, светловолосая, голубоглазая, полюбила темнокожего красавца  из далёкой Нигерии. По окончании университета отец увёз семью к себе на родину. Вскоре родители погибли в автокатастрофе и воспитанием  Мишеля занялся  его нигерийский дед, человек достаточно состоятельный и известный в своей стране. Он дал внуку хорошее образование. Мишель в совершенстве овладел французским и английским языком. В наследство от матери остались книги на русском языке, в том числе и любимый мамин томик стихов Михаила Юрьевича Лермонтова.

- За два года мне пришлось овладеть русским языком, потому что у меня пробудился интерес к русской культуре и литературе, - продолжал Мишель. - Я читал произведения русских поэтов на английском  и французском языке и понимал, что осознать всю силу слов, написанных русскими авторами, можно, лишь читая  тексты на их родном языке. Познакомившись с  поэзией Лермонтова, я был восхищён глубиной русского языка, его мудростью. Я почувствовал силу и мощь вашей культуры,  испытал творческий восторг, пытаясь сочинять стихи на русском языке. Для меня, человека из далёкой Нигерии, иностранца, изучившего в совершенстве русский язык и читающего лучшие произведения русских и зарубежных  классиков, ваша литература предстала на самом высоком уровне!

- Да, ты прав,- сказала я,- классическая русская литература отличается от западной и мировой, но чтобы это осознать, нужно здесь родиться и жить.

 - Следующая остановка - Красная площадь.  Московский Кремль - сердце столицы нашей Родины,-   напомнила нам экскурсовод.

Мы вышли из автобуса и отправились от Большого театра через площадь Революции  на Красную площадь. Затем на Москворецкий мост, откуда нашему взору  открылась великолепная панорама Кремля.

 Мишель, раскинув руки, в полный голос, так что все экскурсанты обернулись, начал цитировать  Лермонтова:

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь белеет башня-великан?

Я смотрела на него и думала: какой импульс, какой заряд энергии получил мой юный попутчик  после знакомства с жизнью и творчеством замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова!
 
Экскурсия подошла к концу, но расставаться не хотелось. Я почувствовала симпатию и огромную материнскую любовь к Мишелю.За столь короткий период времени каждый из нас  обрёл  не просто единомышленника, страстно  влюблённого в русскую литературу, но и  настоящего друга. Мы обменялись адресами. На прощанье я подарила Мишелю томик стихов Лермонтова.

 На всю жизнь я запомнила  образ этого нигерийского парня, читающего стихотворения Лермонтова на фоне красивейшей панорамы Кремля.
 
 Через месяц мне пришла пригласительная  открытка от Мишеля, из которой я узнала, что он открыл в своём доме клуб любителей русской поэзии. И первым русским поэтом, с творчеством которого Мишель собирался знакомить жителей своего городка, был Михаил Юрьевич Лермонтов.

 


Рецензии
Интересная история!

Наталия Незнакомкина   16.02.2023 21:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.