Невыполненное обещание

                НЕВЫПОЛНЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ
                Памяти Любови Александровны Обориной

     Любовь Александровна Оборина – известный живописец, график, профессор живописи ушла из жизни в день своего рождения 24 декабря 2020, а  я не выполнила, хоть и не по своей вине,  данное ей обещание. История эта началась почти год назад.

     В электронных архивах, которые были мне доступны, я искала  информацию о фактах творческого пути    своего папы Курбана Холова – заслуженного артиста Таджикской ССР. Я давно задумала написать о нем книгу, а 2 марта 2021 года у него юбилей. Папе исполнилось бы 80 лет. И вдруг я нашла музей, где находится портрет моего папы, написанный в 1980 году Любовью Александровной Обориной. Я написала в этот музей, сразу же получила ответ и опубликовала на своей странице в Фейсбуке радостный пост об отзывчивых людях…

«4 марта 2020 год
                НИЧЕГО СЛУЧАЙНОГО НЕТ
Очень хочу рассказать об отзывчивых людях, которые работают в Красноярском художественном музее им. Сурикова и о том, что ничего случайного не бывает.
Следующий 2021 год был бы юбилейным у моего папы Курбана Холова, ему исполнилось бы 80 лет. И я уже сейчас решила всё-таки собрать материал о папиной жизни. И собрать всё, хотя бы в электронном варианте.
В январе этого года я случайно нашла в интернете сайт Госкаталог.ру. Это электронная база по всем музеям России.
Я вбила «Таджикский…» и дальше хотела печатать театр. Вдруг сразу передо мной возникает вот это:

Оборина Любовь Александровна (род. 1944 г.)

Портрет заслуженного артиста Таджикской ССР Курбана Холова
Период создания: 1980
Материал, техника: холст, масло
Размер: 100 х 80
Место создания: —
Номер в Госкаталоге: 3625646
Номер по ГИК (КП): 6497
Инвентарный номер: Ж 1801
Местонахождение: Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова"

Я так удивилась!!! Ведь несколько лет назад я спрашивала у Любови Александровны Обориной о местонахождении этого портрета. И она написала, что не знает, где он. Я думала, что этот папин портрет находится где-нибудь в Художественном фонде Таджикистана или в Музее города Душанбе. И всё руки не доходили в Союз художников Таджикистана написать…

А тут – такая неожиданность!!! Красноярск!!!
Я решила написать сотрудникам Музея им. В.И. Сурикова письмо с просьбой прислать фото портрета папы. И опять всё откладывала. И вдруг вчера я узнала, что у Красноярского Музея им. В.И. Сурикова есть страничка в Фейсбуке. И я спонтанно написала следующее:

«Здравствуйте, уважаемые сотрудники музея!
 
Мне кажется, что у меня не совсем обычная просьба, но вдруг вы сможете мне помочь. Мой папа Курбан Холов (1941-2017) был ведущим солистом балета в театре оперы и балета им. Айни в Душанбе, засл.артист Таджикской ССР. В 1980 году художник Оборина Л.А. написала его портрет. И он хранился в Худфонде Таджикистана. А потом война в 90-х годах в Таджикистане многое перевернула в судьбах людей. Не до портрета было!!! Я искала этот портрет, спрашивала у художника Обориной, где он находится. Она сказала, что не знает. И вот я случайно на сайте Госкаталог.ру нашла информацию, что этот портрет в Вашем музее. У меня просьба: не могли бы вы мне прислать фотографию этого портрета, и рассказать, как он попал к Вам»

Не прошло и 5 минут, как мне ответили, что проверят информацию о портрете и напишут мне.

Ну, я подумала: когда ещё это всё произойдет? Сколько ждать?! И вдруг сегодня приходит письмо от сотрудников Музея, чтобы я написала свою электронную почту, и мне пришло письмо:

«Здравствуйте, уважаемая Назокат Курбановна!
На Ваш запрос сообщаем, что в собрание КХМ им.В.И.Сурикова портрет Заслуженного артиста Таджикской ССР Курбана Холова поступил в 1988 г по приказу МК СССР. Автор портрета Оборина Любовь Александровна, техника - холст, масло, размер -100х80см. Цифрового изображения портрета пока нет. Съемка коллекции у нас происходит раз в месяц, как только работу отснимут, мы вышлем Вам ее изображение».


Спасибо большое, любезная Наталья Вартановна!!! Я буду очень ждать это фото!
Я помню тот солнечный день, когда мы пошли, правда не помню, где это было (мне кажется в музее), посмотреть на папин портрет. Я запомнила это на всю жизнь, хотя мне тогда лет 12-13 было. Я помню то ощущение, когда видишь папу не на сцене, не на экране, а на портрете. Он стоит в белом пиджаке и на груди у него значок «Заслуженный артист Таджикской ССР». Очень необычное чувство!
Спасибо большое Любови Александровне Обориной за то, что она написала портрет моего папы. Такая память останется!

А я буду с нетерпением ждать фото портрета папы от прекрасных, отзывчивых сотрудников Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова!»

…………………………………………………………………………………………………….

Вдохновлённая таким удачным ходом событий я написала сообщение Любови Александровне и у нас завязалась переписка, из которой я узнала много интересного. Но об этом позже.

         Я, конечно, удивлена, что мы жили с Любовью Александровной в одном городе, бывали в гостях у Серебровских, посещали спектакли в театре оперы и балета им. С. Айни,  но  мы не знали друг друга лично. Я объясняю это тем, что в то прекрасное время 70-80 годов прошлого века я была ребенком, а у папы было полгорода знакомых и друзей,  и поэтому многих не помню. Но про портрет папы я помнила всегда! Я видела его один раз, и  в своём восторженном посте на Фейсбуке я написала, что это было в музее, но в интернете я нашла информацию о том, что  выставка проходила  в залах ЦК КП Таджикистана в 1985 году.
В залах красивейшего здания, которое теперь уничтожено.
    
     ……………………………………………………………………………………………

            Изучая  архивные материалы в интернете я попыталась немножко рассказать о душанбинском периоде жизни Любови Александровны Обориной, может быть это будет началом для воспоминаний её друзей, которые близко знали Любовь Александровну в то время.

      В «Смоленской газете» в 2010 было напечатано интервью Любови Александровны, которое называлось «Любовь Оборина – смолянка из Душанбе», где она рассказывала о своём детстве.


- Любовь Александровна, расскажите, как вы решили стать художником?

- Это очень сложный вопрос. По-моему, не решала, а с самого начала была "обречена" на это. Моё детство прошло в разбитом после войны Смоленске, и, естественно, никаких, даже самых обыкновенных игрушек тогда практически не было. Чтобы как-то меня занять, мама выдавала мне бумагу и карандаши. Таким образом, с самого раннего детства я приобщилась к рисованию, что в итоге и предопределило мою дальнейшую профессию. Хотя на тот момент я даже не представляла, что когда-то стану художником, тогда это было для меня чем-то недосягаемым»
……………………………………………………………………………………………………..

     После окончания художественно-графического факультета Смоленского государственного педагогического института Любовь Александровна вместе с мужем  по распределению приехала в совершенно незнакомый для неё  мир солнечного и гостеприимного Душанбе,  полюбила его и прожила здесь до 1990 года. Гражданская война в Таджикистане в 90-х годах многих людей вынудила уехать из Душанбе.

       Вот, что она сказала в том же интервью о Таджикистане:

«- Что оставил Таджикистан в вашей жизни и творчестве?

           - Прежде всего  - знакомство с людьми. Местное население – это индоевропейцы. У них свой особенный менталитет. Наиболее яркими его чертами я считаю созерцательность и гостеприимство.
 
В этом они похожи на русских, к сожалению, частично уже утративших свои традиции. Кстати, русские там – это не те, что здесь. Они намного лучше и добрее.
Что касается творчества, то могу сказать одно: чтобы немного оживить довольно унылые местные пейзажи, в работах приходилось искусственно завышать колорит, добавлять ярких красок»


     В 1968 году Любовь Александровна приехала в Душанбе преподавать живопись в Таджикском политехническом институте, с 1973 по 1975 год  работала художником по костюмам на киностудии «Таджикфильм»,  в 1969 году состоялась первая групповая выставка Любови Александровны, а персональная в 1975 году в Доме кино г. Душанбе.

      Далее цитата из «Смоленской газеты» за 2010 год.

«- Скажите, где и когда прошла ваша первая персональная выставка?

- Это произошло, когда я жила в Таджикистане и работала художником на киностудии. Мой режиссёр попросил, чтобы я сделала выставку в Доме кино. Можно сказать, что с этого и началась моя выставочная деятельность».

………………………………………………………………………………………………………….

К слову скажу, что Любовь Александровна работала художником по костюма в следующих фильмах:

ОДНОЙ ЖИЗНИ МАЛО
Другое название
Поэма о хлопке

Режиссер
Бенсион (Борис) Кимягаров, «Таджикфильм», 1974 год

БЕЛАЯ ДОРОГА
Режиссер
Гарник Аразян, «Таджикфильм», 1975 год

Краткие встречи на долгой войне
Режиссер
Абдусалом Рахимов, Слава Чаплин, «Таджикфильм» 1976 год

(Эта информация найдена мной на сайте kino-teatr.ru)

     Мой папа Курбан Холов  в те же годы очень много снимался в фильмах-балетах и, бывая в компаниях  общих знакомых, познакомился с Любовью Александровной, которую потом всегда называл «Любочкой».

      В марте 2020 года я спросила у Любови Александровны «Почему она решила написать портрет именно моего папы?»

И она мне ответила:
« Мы были знакомы, у меня много было друзей среди балетных. Папа был красавец, почему и не написать? Серебровский меня всегда ругал, что рисую только подружек, вот, решила исправиться и написала папу)»

 Ещё я спросила Любовь Александровну, долго ли ей пришлось уговаривать папу позировать ей:

«Позировать согласился сразу, сказал: давно пора, а то я старею)»

На мой вопрос - в каком спектакле увидела она моего папу впервые, Любовь Александровна написала:

«Назокат, к сожалению, уже не помню, в каком впервые, но смотрела многое, потому что и Серебровская, и Володя Серебровский, и Курнышов - все в театре, кроме них дружила со Светой Узаковой и кое с кем из корды» («корда» - это кордебалет).

Ещё я узнала от Любови Александровны, что в 1987 году в Москве, на ул. Горького проводилась групповая выставка таджикских художников, организованная Министерством культуры СССР. У всех коллег Любови Александровны, по её словам, были музейные работы, а у неё не было,  она выставила то, что было  в мастерской. И тогда почти все её работы Министерство культуры СССР закупило и распределило по музеям разных городов Советского Союза.

     «Портрет заслуженного артиста Таджикской ССР Курбана Холова» - так называется картина, попал в 1988 году в Красноярский музей изобразительных искусств им. Сурикова. Этого автор картины не знала, пока я на сайте Госкаталог.ру не обнаружила  информацию о местонахождении этой картины.

В последний раз мой папа и Любовь Александровна виделись в мае 1990 года, когда собрались все друзья провожать Любовь Александровну с супругом в Россию. Той весной на несколько дней в Душанбе прилетел Юрий Назаров, с которым папа дружил ещё с 1964 года, с тех самых пор, когда они снимались в фильме «Ниссо» режиссера Марата Арипова.

Папа вместе с Юрием Назаровым, прогуливаясь по городу, встретил Любовь Александровну, совершенно случайно. И она их пригласила в гости.
 
Это я узнала из её сообщения:

 «К тому же Курбан с Назаровым были на наших проводах у Карчевского, когда мы уезжали из Д-бе…  это был май 90-го, "чемоданвокзалРоссия", мы их встретили на пр. Ленина, они шли в театр, кажется, но Курбан сказал, что через полчаса они к нам придут. И пришли)».

Больше мой папа и Любовь Александровна не встречались. Но, когда я создала папе страничку в Фейсбуке и вела её, я передавала приветы от Любовь Александровны «своему красивому папе»,  и от папы -  «Любочке».

         В своем интервью в журнале «Клаузура» 28.02.2012 года она очень сожалела, что о многих своих картинах, которые были ею написаны за 22 года жизни в Таджикистане, она ничего не знает:
 
«В Таджикистане в основном писала сюжетные картины, но у меня нет ни одного снимка с этих сюжетов, всё осталось там. Сейчас пытаюсь узнать, есть ли возможность сфотографировать хотя б то, что есть у них в музее».


В нашей с ней переписке Любовь Александровна упомянула, что даже фотографии этого портрета у неё не осталось. Я пообещала, что пришлю сразу, как только эту фотографию пришлют мне сотрудники музея.


     Но прошёл почти год, а фотографию мне так и не прислали.

Я понимаю, что Пандемия изменила привычный образ жизни во всём мире, но летом культурная жизнь в стране более-менее оживилась. Я набралась смелости и напомнила сотрудникам о портрете моего папы и обещании прислать его фото.


«26 июня 2020, 7:07
Добрый день! Жду с нетерпением фото картины моего отца Холова Курбана художника Обориной Любовь Александровны. Я с ней на связи и на радостях рассказала, что Вы обещали мне фото прислать. У нее нет фото этой картины, она очень обрадовалась. Но, получается, что я ее обманываю…  Понимаю, что в свете всех неприятных событий в мире и в нашей стране, Вам было не до съемок, но может быть у Вас найдется время сейчас. Заранее спасибо!
 
С уважением Холова Назокат Курбановна»

В тот же день я получила ответ:


«Отдел искусства 20-21 вв. КХМ имени В.И. Сурикова
26 июня 2020, 12:28

Добрый день! Наш музей закрыт с 18 марта в связи с эпидемией. Выходят на работу только 2-3 раза в неделю на несколько часов хранители, проверяя состояние хранилища. Остальные сотрудники, в том числе и я, работают дистанционно. Как только появится возможность отснять портрет, я Вам его пришлю.
С уважением зав. отделом Симкина  Наталья Вартановна.

 
 
С уважением,
Отдел искусства 20-21 вв. КХМ имени В.И. Сурикова»
……………………………………………………………………………………………….

После этого письма прошло ещё полгода. Обещание сотрудники музея так и не выполнили…

     Может быть,  я чего-то не понимаю во всех бюрократических хитросплетениях музейного закулисья.

Может быть,  в Красноярске сделать фотографию с картины – это очень трудоёмкий процесс, требующий больших  энергозатрат и технического оснащения.

 Может быть,  за это надо заплатить деньги, но тогда мне бы счёт выставили, а о финансовой стороне вопроса речь не идёт.

     Но факт остаётся фактом: с марта 2020 года до января 2021 года, а по большому счёту с 1988 года, когда картина была передана Министерством культуры СССР в Красноярский музей,  фотографию «Портрета заслуженного артиста Таджикской ССР Курбана Холова», моего папы,  написанную художником  Любовью Обориной,  сотрудники музея сфотографировать  не смогли.
     А я не смогла выполнить обещание, которое дала Любови Александровне Обориной. Но помнить Любовь Александровну я буду всегда и всегда буду  ей  благодарна, что она остановила тот момент, когда папа был молодым и красивым, в голубой рубашке сидящий на стуле, для нас всех. Огромное Вам спасибо, Любовь Александровна и светлая память!

                Январь 2021, Москва


Рецензии