Бык в традициях и обрядах адыгов

Этно-экскурс и прогноз

2021 год считается по китайскому гороскопу Годом Белого металлического быка. Астрологи пророчат, что он будет стремительным, незабываемым и принесет с собой много ярких и больших событий. Степенный и благородный бык призывает всех проявлять крепость духа, действовать быстро и решительно, оставаться стойким и надежным. Чтобы не дразнить это сильное и властное животное в этом году, впрочем, как и всегда, стоит быть порядочным, знать цену своему слову, держать обещания и проявлять терпение по отношению к другим. И тогда каждый сможет осуществить желаемое, если, конечно, любит и умеет трудиться. Особенно трудолюбивых этот год наделит богатством и ниспошлет им удачу во всем.
В повседневной жизни и народной культуре адыгского (черкесского) этноса бык всегда олицетворял благополучие, богатство и процветание. Адыги почитали это культовое животное, которое играло важную роль в их повседневно-обрядовой жизни (весенне-полевые и осенне-полевые работы) и их религиозных воззрениях (культ быка, жертвоприношение). Их отношение отображалось ярко в адыгском народном фольклоре и прикладном творчестве.
В повседневно-обрядовой жизни адыгского (черкесского) народа бык являлся ярким показателем социально-хозяйственного статуса семьи. Те, кто разводил крупный рогатый скот, у адыгов всегда считались благополучными и успешными. Кроме того, это сильное домашнее животное было напрямую связано со многими обрядами адыгов (черкесов). В той или иной мере оно было задействовано в организации и проведении весенне-полевых и осенне-полевых работах и обрядовых игрищах, связанных с ними.
Так, например, во время обряда проведения «первой борозды» самый лучший, добрый и умелый хлебопашец должен был поливать чистой водой или бузой (махъсымэ) не только перевернутый пласт чернозема, но и головы быков, тянувших за собой тяжелый металлический плуг. Последний также орошался священной водой или настоем (1, 36). Кроме того, во время обряда проведения «первой борозды», когда окропляли бузой головы волов, тхамада произносил речитативом торжественное благопожелание об обильном урожае:
«Аллах, дай нам просо (такое),
Чтобы старая арба трещала (под тяжестью урожая),
Чтобы старый вол кряхтел (от натуги),
Чтобы молодой вол вытягивался (до земли)!
Даруй нам изобилие!» (4, 72-73)
Обычно на больших празднествах для привлечения благополучия тхамада произносил традиционный хох, в тексте которого оговаривалось следующее:
«И выходя в поле,
Восемь быков впрягли (в соху).
(И когда) пахарь за ручку (сохи) возьмется…» (4, 79).
Обряд «Возвращение пахарей» проводился адыгами по окончании весенне-полевых работ и включал в себя незабываемый ритуал «барак» или «кабак», который был посвящен божеству плодородия и олицетворял воскрешение сил природы. Для этого мастера плотницкого дела готовили деревянные фигурки различных животных и птиц, среди которых бык занимал не самое последнее место. Эти незатейливые фигурки укреплялись на длинном деревянном шесте в 7-10 м, к верхнему концу которого приделывали две перекладины длиной 80-100 см крест-накрест. Мишень с крестовиной с прикрепленными к ней деревянными фигурками устанавливали вертикально на арбе, в которую обычно были впряжены сильные волы (1, 43-45).
Впрочем, в своей повседневной хозяйственной деятельности адыги (черкесы) использовали быков с давних пор как тягловую силу, так и средство передвижения, что порождало у них особое отношение к этим животным, постоянную заботу о них. Как и другие виды скота, быки имели свое божество, своего покровителя, в честь которого постоянно проводились жертвоприношения и совершались обряды и обрядовые игры, связанные с ними (1, 75). Так, Ахын был богом-покровителем рогатого скота, а Хакусташ – богом-покровителем пахотных волов (быков), которого натухайцы и шапсуги почитали своим богом-хранителем. Их более зажиточные семейства посвящали этому божеству одного из этих животных, не используемых уже ими в работах (2). В старину по всему Кавказу распространялась легенда о быке (или корове), посланном божеством-покровителем скота в селение и отдавшем себя в добровольную жертву в честь этого бога. Такого вола адыги (черкесы) назвали «волом Хакусташа» (3). При этом, стоит напомнить, что божественный покровитель крупного рогатого скота Амыш представлялся в Нартском эпосе адыгов (черкесов) исключительно в роли пастуха (4, 74).
К большим обрядовым событиям в животноводческом быту адыги приурочивали  обычно особые торжества. На некоторых из них молодые пастухи боролись с волами или быками. Они брали их за оба рога и старались силой их свалить на землю (1, 88). Скорее всего, того, кому это удавалось, считали самым сильным в округе.
К семейно-бытовым обрядам адыгов (черкесов) и сопровождающим их обрядовым играм бык имел косвенное отношение. Можно предположить, что образ быка олицетворял для них трудолюбие, силу и стойкость духа, а также играл свою роль в воспитании подрастающего поколения хлебопашцев и пастухов.
В некоторых обрядах свадебного цикла бык (или корова) использовался как жертвенное животное. Так, обряд «возвращение жениха» сопровождался особой игрой, описанной в свое время М.А. Меретуковым. Хозяин дома, в котором находился жених со своей свитой во время свадьбы, дарил ему жертвенную корову. Свита новобрачного вела её с собой к его дому, у ворот которого того поджидала группа молодых людей. Если на шее животного была привязана головка сыра, то это обозначало вызов на борьбу. Завидев этот знак, молодые люди у ворот охотно вступали в борьбу со свитой жениха, стараясь отбить жертвенную корову, чтобы затем зарезать её. Такая борьба могла длиться часами. Но если на шее животного сыра не было, то подобная обрядовая борьба не затевалась. Как видно, в этом обряде головка сыра играла роль указателя на то, что корова была жертвенным животным, а не дорогим даром жениху, у которого, например, не было родителей (1, 147-148).
В культовых и религиозных воззрениях адыгов (черкесов) образ вола или жертвенного быка не только нашел свое отображение, но и в ряде случаев становился определяющим. Так, в одном из адыгских поверий девушку, погибшую от молнии, положили на арбу с запряженными в неё быками и отправили тех идти куда глаза глядят. Поверженную Богом Шибле могли похоронить лишь в том месте, где те быки упадут от усталости и голода замертво, определив тем самым волю богов (4). Кроме того, по описанию И.Ф. Бларамберга касательно ритуала похорон у адыгов (черкесов), головы быков, как и баранов и коз, принесенных в жертву богу Шибле, складывали к основанию своеобразного помоста, на котором хоронили убитого молнией (4, 67).
Между тем, в мифологии и фетишизации адыгов (черкесов) культ быка не был столь значимым, как культы камня, огня, воды, креста и коня. К тому же жертвоприношение быка (чаще – молодого бычка) совершалось редко и больше всего во время моления о ниспослании общей благодати. А если бык приносился в жертву во время осеннего благодарения за хороший урожай, то оно предназначалось, прежде всего, молению о следующем урожайном изобилии. В том случае жертвоприношение быка совершалось не отдельной семьей, а всем селением (5).
Несомненно, тот факт, что образ быка олицетворял собой богатство, изобилие, хороший урожай и процветание, отразился наглядно в народном творчестве адыгского (черкесского) этноса. Так, в прикладном искусстве, в большей мере, в золотом шитье рога быка являлись символом благополучия. Искусные адыгские (черкесские) мастерицы-золотошвеи дополняли ими свои орнаментальные композиции для благопожелания об изобилии и процветании (7). В фольклоре адыгов (черкесов) есть пословицы о быках, но, правда, они не так многочисленны:
«По теленку видно быка»;
«Домашнего быка ударишь ты слегка, а дернутся рога дикого быка»;
«Не имеющий вола запрягает теленка».
В старинных адыгских сказаниях образ быка встречается также нечасто, но при этом олицетворяет он собой силу, крепость духа и терпение (6). Так, бык упоминается в сказании о Боге плодородия Тхагаледже в Нартском эпосе: один из быков не повиновался нарту. А в 1940 году житель аула Пчегатлукай Бий Шаззо рассказал сотруднику АНИИ Ю.И.Тлюстену историю о быке-великане, в конце которой задавался один вопрос: «Кто же был больше всех?» (8).
Итак, если принимать во внимание содержание этого этно-экскурса и образ быка, бытовавшего у адыгов (черкесов), то нельзя не согласиться с прогнозами китайского гороскопа. В наступающем 2021 году желаемое непременно осуществится у каждого, кто окажется трудолюбивее, сильнее, крепче и терпеливее. Хотя будем всё же надеяться, что год Белого металлического быка принесет всем, как полагали адыги (черкесы) в далекие времена, крепость духа, изобилие урожая и благополучие во всех адыгских поселениях.
С Новым Годом Быка!
Здоровья, мира и процветания!

Библиография:
1. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик. 1979
2. Люлье Я.: «Материалы для истории черкесского народа». Северо-Кавказский филиал традиционной культуры
3. Мифология кавказско-иберийских народов
4. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик. 1992
5. Арутюнов С. А. О культе быка и барана на Кавказе и связанных с ним регионах
6. Космогонические мифы адыгов. Из монографии «Мир культуры адыгов», АРИГИ, под руководством проф. Р. А. Ханаху
7. Теучеж Н.К. Адыгейский орнамент в золотошвейном искусстве. Культура и быт адыгов. Вып.9. Майкоп. 2001
8. Бык-великан/ Рассказал Бий Шаззо/Записал Ю. И. Тлюстен, писатель, 12 октября 1940 г. Архив АНИИ

Составитель: Фатима Теучеж


Рецензии