Цикл Живые судьбы войны -7

В ТЫЛУ У НЕМЦЕВ:
три судьбы,
ставшие одной…

                Сегодня мне ветер не дует в лицо,
                Притихла свинцовая вьюга.
                Пишу из окопа тебе письмецо,
                Моя дорогая…Мама!
                Тебя никогда и нигде не забыть,
                Живу я лишь только тобою,
                Иду ли на отдых, врагов ли громить,
                Твой образ повсюду со мною…

     Так писал своей приемной  матери – Ольге Васильевне Селезневой  11-летний  юный разведчик партизанского отряда Петя СЕЛЕЗНЕВ. Благодаря мальчишеской ловкости и наблюдательности, он всегда приносил из разведки нужные сведения о враге. Помогал старшим товарищам пускать под откос вражеские эшелоны с живой силой и техникой. Был награжден медалью «За боевые заслуги».
     Но вскоре Петю ранило. Вместе с другими  его переправили на лечение в Свердловский госпиталь № 1710. Поместили в палату на  втором этаже, а на четвертом (об этом Пете не говорили) лежал тяжелораненый отец. -  Максим Игнатович. И Ольга Васильевна ухаживала за ранеными - мужем и сыном.
      Был август 1942 года, когда Петя вышел из госпиталя и стал продолжать учебу в школе. На занятия приходил в военной форме, с медалью на груди. Но износить формы юный партизан не успел - 20 ноября 1943 года у Пети открылись раны, полученные в бою,  врачам не удалось спасти его жизнь…
     В Свердловске, на кладбище воинов, юному партизану Пете Селезневу сооружен обелиск с надписью: «От пионеров г. Свердловска».
                *  *  *
    Капитан, начальник штаба батальона партизанского полка имени С.Лазо Ростислав Захарович ВЛАДИМИРОВ и писарь этого батальона Василий Васильевич КОРНУС – оба сибиряки и, не зная друг друга, оба сражались под Москвой. И оба, пусть и разными путями, оказались в тылу у немцев в одном партизанском отряде.

  Из писем
  Ростислава
  семье
  1.Ш.42. –
        Здравствуй, Маша! Ты, может быть, уже считаешь меня  погибшим, ведь сведений от меня не получала уже 4 или 5 месяцев. Скоро полгода, как я в тылу у немцев. Трудно рассказать все сразу: где был, что делал, да и не нужно этого пока. Самое главное, что ты должна знать – я жив и цел. После некоторого перерыва опять принимаю участие в борьбе. Короче говоря, я в партизанском отряде.
    
     Немцы сильны еще, они бьются изо всех последних силенок, пытаются виселицами, пожарами, грабежом поправить свои дела. Но это только ухудшает их положение.
      Я уверен, что и вы там работаете на оборону не покладая рук. Вам трудно, конечно, но лучше переносить трудности, чем быть рабами немцев. В этой истине здесь убедились все на  99,9 % (кроме «полицейских» и «бургомистров»).
      
      Теперь о себе. Сейчас ты меня, вероятно, и не узнала бы. Отрастил бороду ( с октября не брился), ношу пальто с меховым воротником и шапку. На поясе кинжал. А сегодня получил в подарок немецкий «пистоль» без кобуры, ношу его за поясом.
     Такова внешность, а внутренне я остался тем же. Не изменился и не изменил.

30.У.42. –
      Здравствуй, Манюша! Сегодня опять можно послать письмо. Не знаю только, как они будут доходить. Но с сегодняшнего дня начинаю ждать от тебя ответа, конечно, срок мне неизвестен, долго ли, коротко ли ответа ждать. Жду ответа с нетерпением.
      Я живу все той же военной жизнью. Сплю, не раздеваясь, с оружием под боком. Куда ни пойдешь, всегда с собой револьвер. Всегда ждешь нападения.
      Пиши скорей и подробней о всем, что только произошло за это время, ведь я о вас не знаю уже больше  8-9 месяцев…

18.УП.42. –
      Здравствуйте, дорогие мои! Много писать не буду. Подробно писать нельзя, ибо если письмо попадет к врагу, то в нем не должно быть ничего интересного для него, а оно все же может попасть ( не дай бог).
    
     Адрес мой не изменился, а жизнь изменилась, Живем мы теперь в лесу на вольном воздухе. Солнце, воздух и вода – одним словом, почти курорт, не хватает только « усиленного питания».
     Вторая  новость – некоторые сегодня впервые получили ответные письма, а я нет.
     Третья новость – на днях (завтра) получу орден Красной Звезды. Передай привет маме, скажи, что я жив и здоров, несмотря на «скверные условия». Скверные, с вашей городской точки зрения ( дождь, грязь, ходьба по болотам и бурелому), фактически не так плохо, и вот я здоров.
   
    Ну пока, до свидания. Скоро надо отправлять письмо. Целую. Увидимся не скоро. Читайте в «Правде» « Русских людей» - очень верно.
                Ваш Роська, Папка, Ростя и т.п.
   Мы не унываем, не унывайте и вы. Помогайте нам своей тыловой работой, а мы своей, тоже «тыловой», только в тылу у немцев.

11.1Х.42. –
        Здравствуй, дорогая моя! Вероятно, сегодня вечером это письмо полетит к тебе, и больше не жди писем долго-долго, а может быть, и вообще это письмо последнее. До сих пор мне везло, но не вечно же будет везти, когда-нибудь и перестанет везти.
      
        Недавно попали в немецкую засаду, отстрелялись, ушли благополучно, в тот же день наскочили на мину. Шли по дорожке. Человек 30 перешагнули, в том числе и я, а сзади меня через три человека она взорвалась, одному перебило ногу, другому засыпало глаза песком. Для меня, как видишь, опять обошлось благополучно. Так же и последняя бомбежка, хотя и старались фрицы попасть в нас, ничего не вышло. Правда, вблизи взорвалась бомба, и с потолка лампа упала на меня, но жив и невредим. Уже в лесу снаряд разорвался на дереве, над самой головой, посшибало с ног, осколком мне  пробило сапог, а сам жив и невредим. Не может быть, чтобы это везение продолжалось слишком долго.
      
     Пусть это письмо  будет моим завещанием. Выскажу только пару пожеланий относительно сыновей. Я знаю, что у тебя очень мало времени и сил для того, чтобы заниматься ими, но все же. Вот мои пожелания:
1. Чтобы не были они «книжниками», т.е. чтоб умели работать не только головой, но и руками. Строгать, пилить, копать, огородничать, слесарничать.
2. Чтобы были сильные и здоровые, спортом занимались – лыжами, коньками,  плаваньем. Путь даже дерутся.
3. Чтобы привилась им любовь к настойчивому труду, желание копаться и докапываться до конца, добиваться результата. Труд, а не игра в труд. Это труднее всего, но и необходимее всего. Трудолюбие и  настойчивость. 

11.1Х.42. –
      Здравствуй, мама! В прошлом письме писал я тебе, что получил я орден Красной Звезды № 45493, этот номер ты помни, он может тебе понадобиться. И Маше передай, в этом очередном письме я ей не писал.
      Живем мы все так же. Все по-старому, все так же в лесу, и жизнь наша не так уж плоха, только опасна, смерть висит над каждым, но это « на войне как на войне». Война не может быть без жертв.
      Жду от вас письма. Что произошло за этот год?
       Ну, до свидания, желаю здоровья.
                Твой  Ростя.
                *  *  *
        Это было последнее письмо офицера. Писал он его в условиях, когда немцы, сосредоточив крупные силы, окружили партизан. Был жестокий бой,  после которого уцелели немногие…
       
        Если Ростислав – перед войной преподаватель Уральского политехнического института имени С.М.Кирова, а затем – слушатель артакадемии  имени Ф.Э.Дзержинского, преподаватель курсов комсостава при УралВО, воевал под Москвой, а затем как чекист был направлен в партизанское соединение в тылу у немцев под Ленинградом, то Василий Корнус пережил немало бед, попав под Москвой в окружение. Испытывая голод и холод, вместе с товарищами  больше двух месяцев пробивался к своим, выбираясь из огненного кольца, пока, наконец, в лесу не встретили партизан и не влились в их отряд.
      
      Уже после войны была найдена записная книжка-дневник Василия Васильевича, который воевал в том же партизанском отряде, что и погибший чуть ранее капитан Ростислав Владимиров. Писарь батальона Василий Корнус  погиб в начале декабря 1943 года под г. Ельня.
       Вот строки из его найденного партизанского дневника:

26.1У.43.
      Всю ночь пробыли под пулями. Был крупный бой за деревню Парубань -100 дворов. У нас большие потери  убитыми и ранеными. У нас в отряде двоих убило и четверых ранило. Вечером идем опять на Парубань. Нам придают  танк.

16.УП.43.
      Родина нас не забывает, на самолете были привезены ордена и медали.

17.УП.43.
      Весь день 16 июля был занят выписыванием удостоверений на ордена.

18.УП.43.
      В 19.00 получил орден Красной Звезды № 45439.

28.1Х.43.
       Вечером перетащил манатки в нашу землянку Жить лучше, нежели в шалаше.

15.Х.43.
       Сегодня отмечается активность нем. авиации. Летают много бомбардировщиков курсом на север. Чувствуется какое-то изменение на фронте. Получил боевое задание. Выход, наверное, завтра.

6.Х1.43.
       Выпал маленький снежок. Плохо скрывать следы. Напали на нас немцы. Полк рассыпался на отдельные группы. Я с группой комполка иду к Луковской опушке. Вышли на опушку и оказалось – весь лес блокирован. Везде в расстоянии 100-150 м горят костры и возле них немцы. Решили пройти. Переправились через р. Деснок. Нас заметили, обстреляли. Вернулись назад. Я вымок по пояс и весь обледенел.

8.Х1.43.
    Утром под руководством комиссара пошли к гортопу. День провели в холоде и голоде. Вечером пройти также не удалось. Кругом блокада. Кушать хочется. Ел сырое мясо, но и того нет.

9.Х1.43.
     Ночью удалось пройти. Остальную часть ночи провели в лесу возле Белоновца. Там же и днюем. Вечером двинулись в направлении Федоровка-Городок. Решили взять продуктов. Только пришли в Городок – там немцы, и мы  ни с чем вернулись. Дневать остались на Переезжем Моху. За нами открылась погоня…
                *  *  *

     На этом записи дневника обрываются. 

     Три партизанских судьбы бойцов- сибиряков: такие разные, но прошедшие рядом  и  ставшие одной…
               
                (Продолжение следует)

Фото из интернета


Рецензии
В Сибири помнят тех, благодаря кому был побеждён фашизм.
Сибиряки с уважением относятся к памятникам истории.
Владимир, спасибо Вам за обращение к письмам военной поры!
Их надо сохранить.
С уважением и теплом -
Раиса

Рудская Раиса Терентьевна   03.09.2023 00:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Раиса, - дружескому вниманию и
поддержке рад!
А письма фронтовиков - это наше бесценное достояние и наследие,
наша память и гордость русской души!
Такими людьми сильна и непобедима
наша Русь!

С теплом и добром-
Володя

Владимир Федулов   03.09.2023 06:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.