Поездки в Москву. Спирт. 1990

                Поездки в Москву

    В столицу можно было отправиться за продуктами на «туристическом» автобусе «Икарус», произведённом в социалистической Венгрии.
«Икарус» был всегда почему-то красного или бордового цвета.
   Профгруппорг участка Зина Пчелинцева раз в квартал объявляла, что в такой-то день от завода будет автобус «на стольный град».
«Мегаполисом» Москву тогда ещё не называли.

   Главным пунктом прибытия автобусов был окраинный район Перово.
«Туристы» большими и малыми группами разбредались по жилым или, как говорится «спальным районам» в поисках съестного.

  - Скажите, пожалуйста, а где здесь улица Владимирская будет? – спрашивал я у зрелого москвича.
- Сам-то откуда будешь? –
- Из Кострова
- Из Кострова и не знаешь, где Владимирская улица. Надо же. Странно –
Шутливо говорит мой минутный собеседник.

   Вместе с тем было ещё несколько путей снабжения. Можно было, например, добраться до центрального города на поезде дальнего следования, но я предпочитал иной путь.
На вечерних электричках надо было добраться вначале до областного центра, затем до Курского вокзала «Третьего Рима».
Проведя бессонную ночь в зале ожидания, надо было с утра занять камеру хранения.
Делалось это довольно просто и легко. Спустился в подвал, увидел свободную ячейку, положил туда пустую сумку, набрал свой четырёхзначный номер, а затем захлопнул толстую дверцу.
Ну а затем в метро и на ближайший или отдалённый рынок. Ждали покупателей  Рогожский, Преображенский и другие центры торговли.

   Я «затаривался» мясом и снова отправлялся на вокзал. И опять нырял  в подвал к терпеливо ожидающей меня ячейке.
Временно освобождённый от груза, я устремлялся в «Гастроном» за колбасой, сыром и сливочным маслом, то есть за такими продуктами, кои были в дефиците в районных городах России.
    Нахватаю в «Новоарбатском» несколько пачек масла и сыра, а потом через дорогу в «Московский дом книги» ринусь, благо до обратной электрички или «Буревестника» ещё часа три остаётся.
Так и довелось ухватить мне книгу Альбера Камю «Человек бунтующий».

   А как чудесен был продмаг на Пресне, расположенный на первом этаже сталинской высотки.
Цоколь этого великолепного здания, напоминающего огромную шатровую колокольню  конца шестнадцатого века, был облицован красным гранитом. Внутри торгового зала мраморные столы, колонны и даже прилавки всё из того же благородного камня.
   Здесь-то, в этом поистине элитном торговом заведении, и распылался яростный спор мой с москвичкой средних лет.

  - Понаехали тут, всю колбасу готовы скупить – чуть ли не с пеной у рта изрыгала сухопарая тётка. Иначе её трудно было назвать.
- Что ж поделать, если у нас её нет. Всю ведь к вам в столицу везут. Вот у нас в Кострове такой сервелат делают, хоть на стол в самом Кремле подавай. И подают,  вернее всего.
- Ну а когда колбаса и сыр у вас будут в свободной продаже, всё равно будете к нам ездить?! – ярится недавняя «лимитчица».
- Конечно, будем – спокойно ответствую я. -  Только уже не за продовольствием станем путешествовать, а театры, музеи да книжные магазины посещать.
Жительница столицы в бешенстве выскочила из торгового зала, не зная, что возразить.
- Молодчага, парень, ловко ты её отбрил! = послышались одобрительные мужские голоса из горячей очереди.

   И вот я уже в полном снаряжении двинулся на вокзал. «Сидор», то есть вещмешок, набитый колбасой, за плечами, в руках две здоровенные сумки. Продукты едва ли не в зубах держу.
Спускаюсь в метро. Подходит скорый голубой вагон и я, втолкнувшись в густое пространство, еду на Ярославский вокзал к «Буревестнику».
    Вот и перрон. Поезд трогается, не дождавшись меня. Да разве обязан он дожидаться опаздывающих?
Я кричу в отчаянии – Носильщик, носильщик!
Никогда прежде услугами этой категории трудящихся я не пользовался, но тут руки у меня буквально опустились и стали мягкими словно тряпки.
- Ну, чего орёшь? – негромко произнёс подошедший или подъехавший с тележкой мужик средних лет в чёрной спецовке.

   Я поспешно гружу на тележку свои четыре сумки и рюкзак и командую рабочему вокзала, чтоб он отвёз мои «места» на стоянку такси.
Однако на стоянке огромная очередь, а надо срочно ехать уже на Курский вокзал, чтоб успеть на электричку в сторону Владимира.
Выручает «бомбила», то есть нелегальный таксист – частник, за пять рублей согласившийся доставить меня в нужное место на карте Москвы.
По путь он сочувственно выслушивает мои сетования на нехватку продуктов в моём трудовом городе.


Рецензии