Н. В. Кулаков - известный учёный-гидрогеолог

Н.В.КУЛАКОВ - ИЗВЕСТНЫЙ САРАТОВСКИЙ УЧЁНЫЙ-ГИДРОГЕОЛОГ

Я давно хотел поделиться своими воспоминаниями и некоторыми мыслями об этом человеке и о его научных идеях. Но всё стеснялся того, что меня не так поймут, да и масса других житейских причин мешала этому.

Однако, в этом году будет 120 лет с момента его рождения, и как мне кажется, это хороший повод рассказать и вспомнить о нём и его научных и педагогических заслугах.

Николай Васильевич Кулаков - доктор геологических наук, известный саратовский учёный, гидрогеолог.

Кроме всего этого, с Николаем Васильевичем меня связывают и определённые родственные связи. Он тесть моего родного старшего брата Олега, жена которого Наталья - его дочь, а мои племянники - Денис и Антон Пролеткины - его внуки.

Известный саратовский краевед В.Н.Семёнов в своём интересном краеведческом издании "Саратов геологический" отвёл своим воспоминаниям о Н.В.Кулакове несколько страниц, так как он сам учился у него в Саратовском университете на геологическом факультете и тот на него произвёл во время обучения немало разных незабываемых впечатлений, о чём он и вспоминает в своей монографии - https://ru.calameo.com/read/0012770393c41e838856c

Н.В.Кулаков родился 13 декабря (по новому стилю) 1901 году в Ташкенте, учился в 20-е годы прошлого века и в СГУ на физико-математическом отделении педагогического факультета, отчего имел склонность всю жизнь к точным наукам, и в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте, что предопределило его последующую геологическую направленность.

В 1931-45 годах работал геологом, гидрогеологом в различных геологических организациях Киева, Артёмовска, Кривого Рога и Саратова, проводил геологические исследования трассы Саратов-Пенза, изучал устойчивость оползней в районе Саратова и гидрогеологию газонефтяных месторождений Саратовской области.

В 1945 году Николай Васильевич перешел на работу в Саратовский государственный университет, где по 1956 год находился в должности старшего преподавателя кафедры общей геологии.

В 1953 году он защитил кандидатскую диссертацию “Гидрогоологические условия Курдюмско-Елшанкого, Соколовогорского и Песчано-Уметского газонофтяных месторождений Саратовской области”.

До 1959 года он работал доцентом СГУ, читал студентам курс “Гидрогеология”.
Уже тогда, в 50-х годах, по воспоминаниям В.Н. Семёнова, Николай Васильевич Кулаков производил впечатление довольно строгого, неулыбчивого человека, казавшегося очень пожилым (хотя ему не было и 60), вероятно, за счет небольшой сгорбленности и глухого старческого голоса. Внушал он уважение своей преданностью и любовью к преподаваемой дисциплине. Так его и звали за глаза — “водяной”.

Любимейший его вопрос на экзаменах — про каптаж (обустройство) источников и про свойства воды, годной к употреблению в пищу.

“Вот какая она должна быть, эта вода?” — вопрошал мрачно доцент, вперив строгий взгляд в съежившегося студента. “Ну, там чистая, без вредных примесей, прозрачная, обогащенная полезными компонентами”, — сбивчиво лепетали студенты, а он отрицательно качал головой: “Нет, нет...” И в конце концов изрекал: “Вода должна быть приятная, не холодная и не теплая.” И неожиданно лучезарно улыбался. Надо понимать, это была с его стороны шутка, очень его молодившая.

В 1959 году Николай Васильевич перешел из университета на работу в Ниже-Волжский научно-исследовательский институт геологии и геофизики (НВ НИИГГ), где стал заведующим отделом гидрогеологии и поисковой геохимии.

В 1965 году защитил докторскую диссертацию “Палеогидрогеологические условия формирования газо-нефтяных месторождений Саратовского и Волгоградского Поволжья”.

С таким же названием в 1964 году в центральном издательстве "Недра", специализирующемся в те годы на выпуске геологической литературе, была издана его основная научная монография.

Круг научных вопросов, интересовавших Н.В. Кулакова, был очень широк. Он работал над проблемами палео-гидрогеологии и поисковой гидрохимии в Нижнем Поволжье, изучал условия формирования залежей нефти и газа и разрабатывал методы химической гидродинамики и гидрохимические методы оценки локальных структур, используемые производственными организациями Нижнего Поволжья.

В 1974 году Николай Васильевич перешел на работу в Саратовский филиал Волжского НИИ гидротехники и мелиорации, базировавшийся в г. Энгельсе. Там он работал в должности старшего научного сотрудника, а потом — заведующего отделом. Занимался проблемами засоления почв.

Николай Васильевич умер в октябре 1979 года и весть о его смерти меня застала в дни моей очередной командировки в г.Горький в фонды Средне-Волжской геологической экспедиции, когда я звонил домой, чтобы узнать как дела и что нового.

Я лично был знаком с Н.В.Кулаковым с апреля 1972 (дня свадьбы моего брата и Натальи) и по 1979 годы.

Наши встречи происходили обычно в доме моих родителей на Советской или на Чапаева, где жила тёща брата, во время празднования тех или иных больших событий или дней рождения.

После моего окончания летом 1975 года Саратовского государственного университета Николай Васильевич предложил мне пойти к нему в аспирантуру, но я отказался, так как договорился поступать в аспирантуру к своему учителю - профессору В.П.Философову, ведь я до этого занимался вопросами геоморфологии, а не гидрогеологии, писал и защищал под руководством Виктора Павловича свой диплом и был по его рекомендации принят в том же году сотрудником в НИИ Геологии СГУ.

Однако, в конце 80-х годов, практически лет через 10 после смерти Н.В.Кулакова, мне очень тесно пришлось столкнуться с трудами Николая Васильевича и тогда я очень жалел, что не знал о них при его жизни и не сумел пообщаться и обсудить лично с ним многие интересные научные проблемы и вопросы, о которых он писал в своё время в своих трудах.

В 1987 году НИИ Геологии СГУ занялось изучением довольно животрепещущей в то время проблемы районирования и оценки территории Поволжья по условиям захоронения промстоков.

Научным руководителем этих работ стал профессор, зав.кафедрой гидрогеологии геологического факультета СГУ Л.А.Анисимов, а я был назначен начальником геологической партии института, которая проводила полевые геологические изыскания и собирала и анализировала все необходимые материалы по этой теме. Кроме этого, для решения разных задач темы были привлечены доценты геологического факультета СГУ  Ю.В.Ваньшин и А.Н.Кукин.

Нашим научным коллективом была обследована огромная территория Поволжья от Волгоградской области на юге до Куйбышевской области на  севере Поволжья. Детально изучены практически все выходы на поверхность коренных палеозойских пород и собран и изучен оригинальный фондовый материал.

Более подробно с этой работой и её результатами можно ознакомиться в свободном доступе в интернете в моей статье  "Региональная оценка и районирование территории Поволжья по условиям захоронения промстоков" - http://ogis.sgu.ru/ogis/gis_otd/publ72.htm

Именно в это время я и столкнулся с научными трудами Николая Васильевича Кулакова и в первую очередь с его основной научной монографией “Палеогидрогеологические условия формирования газо-нефтяных месторождений Саратовского и Волгоградского Поволжья”.

Безусловно, я не гидрогеолог и не геолог-нефтяник и не могу судить о вопросах, касающихся многих проблем этих наук, но как геоморфолог и человек огромную часть своей профессиональной деятельности посвятивший изучению реки Волги, истории её заложения и развития лично считаю, что многие вопросы и проблемы поднятые и высказанные Н.В.Кулаковым в своём капитальном труде актуальны до сих пор.

Постараюсь их здесь привести и обратить внимание более молодых специалистов на их дальнейшее изучение и развитие его идей :
Н.В.Кулаковым в своей работе убедительно показано, что современные речные долины являются дренажами глубоких водоносных горизонтов. На это указывают:
- водоразделы пьезометрических поверхностей глубоких водоносных горизонтов визейского яруса вполне отчетливо отображающиеся в современном рельефе;
- общее направление движения подземных вод, которое начиная с грунтовых и до глубины примерно 800 метров (!!!) совпадает с направлением стока поверхностных вод ;
- влияние р.Волги на направление движения подземных вод, приуроченных к контакту палеозойских отложений с мезозойскими, что отчетливо проявляется на карте эквипотенциальных поверхностей.

Н.В.Кулаков делает вывод, что воды верхней части среднего карбона движутся к р.Волге, однако непосредственно глубинные воды на поверхность в долине р. Волги не выходят, но сток их указанное место несомненно имеется.

К сожалению, эти идеи и выводы Н.В.Кулакова до сих пор по настоящему не оценены научным сообществом, так как каждый специалист занимается решением задач в своей узкой области, а посмотреть и свести воедино всю природную систему Волжского речного бассейна от его подземных глубин и до дневной поверхности так никем и не предпринято.

А ведь это касается множества проблем : от процесса формирования или разрушения нефтяных и газовых залежей и до хода развития самой долины реки Волги и её русла и многих и многих других последствий.

Однако, я уверен, что последующие поколения учёных смогут оценить революционные идеи  Николая Васильевича Кулакова и его имя получит более заслуженное признание, наряду с другими именами  выдающихся учёных, работавших на саратовской земле.

Игорь Пролеткин


Рецензии