Чаще бейте посуду...

«Это здорово же очень -
Бить посуду, когда зол».
Татьяна Петюкова




Наталья Николаевна наводила порядок на кухне, когда услышала, что вернулась дочь, Марина. Вдруг из прихожей донеслись её громкие рыдания. Через секунду Марина вихрем влетела в кухню, и, сев на стул, уронила голову на стол, продолжая рыдать.

- Марина, что случилось, - встревоженно спросила Наталья Николаевна, - но дочь продолжала рыдать, размазывая тушь по лицу. Потом она подняла голову и сказала:

- Мама, ты представляешь,  что мне сейчас сказал Виталик??? Чтооо! Человек, которого я всем сердцем любила, просто боготворила…. Он мне сказал ужасные слова: «Люблю тебя на пятьдесят (!!!) процентов… Представляешь, мама? Это как? Как можно любовь измерять процентами??? - и она опять неистово зарыдала.

- Даааа, - только и сказала Наталья Николаевна, качая головой, - хотя я, в принципе, чего-то подобного и ожидала от него…

Она подошла к дочери, обняла её за плечи, погладила по голове:
- Поплачь, дочка, поплачь, пусть вся обида слезами выйдет.

Наталья Николаевна присела на диван и смотрела на дочь, которую очень любила. Она вырастила её одна и дороже дочери у неё никого не было. И она понимала, что сейчас её не нужно трогать или успокаивать, надо дать ей проплакаться…

Наталья Николаевна работала психологом в медицинском Центре и каждый день сталкивалась с людьми, попавшими в нелёгкие жизненные ситуации. Она видела, как тяжело эти люди переживают нанесённые им обиды, особенно если это сделали близкие родственники или друзья. Ей приходилось подолгу беседовать с ними, стараясь облегчить их боль, слишком часто приводящую к тяжёлым последствиям.  Вот и сейчас она хотела, чтобы Марина не впустила обиду в себя, а выплакала её.

Она сейчас вспоминала, как же трудно убеждать людей в том, что обидчика нужно — обязательно нужно! — простить, как бы ни тяжело это было сделать. Простить ради того, чтобы сохранить своё здоровье. В ответ люди говорили, что им проще выкопать яму в мёрзлом грунте, чем простить. И  Наталья Николаевна вновь терпеливо объясняла людям, какие от непрощения могут быть последствия и что самое главное — не впустить обиду внутрь. Обида пустит там свои глубокие корни, и потом им придётся годами (!) вырывать их, а это намного сложнее, чем просто простить обидчика.

Она приводила людям пример из одного зарубежного фильма, в котором женщина после ссоры с мужем неистово била об пол тарелки. Её брат, заглянув в комнату и увидев это, осторожно прикрыл дверь и сказал родственникам: «Всё нормально. Не трогайте её сейчас, сервиз там огромный, надолго хватит».

- Вы понимаете, - говорила она, - каким умным был этот брат! Он понимал, что женщину сейчас не нужно успокаивать, ей нужно дать возможность выплеснуть наружу все отрицательные эмоции, что она и делала посредством битья посуды. А как бы поступили вы в этой ситуации?

- А мы бы побежали скорей успокаивать, просить не волноваться…

- Вот-вот, и тем самым вы бы оказали ей «медвежью услугу», загоняя её боль и обиду внутрь и разрушая здоровье женщины. А вам в этом момент лучше действительно посмотреть, много ли у неё посуды, и принести ей дополнительно ещё дюжину тарелок, а не успокаивать. Потому что, перебив посуду, она быстрее успокоится и не разрушит себя. И это не шутка. Пусть она бьёт посуду, рвёт наволочки, в конце концов, пусть просто кричит, но только не сидит молча, тупо уставившись в одну точку и загоняя боль внутрь. Это разрушительно и имеет плохие последствия. Очень плохие!

Потом Наталья Николаевна стала учить людей методу своей подруги, учительницы английского языка, Надежды,  которая с годами  выработала в себе привычку вообще никогда ни на кого не обижаться. Когда она услышала это впервые, она спросила,  что Надежда для этого делает, и та, смеясь, ответила:

- Я просто с улыбкой подхожу к обидчику, похлопываю его по плечу и говорю: «Мо-ло-дец! Продолжай дальше, у тебя это здорово получается! Ты так классно это делаешь, что я даже обидеться на тебя не могу!» После чего гордо удаляюсь… Могу ещё и рукой ему помахать...

- Да какая же ты молодец, Надюша, - похвалила её тогда Наталья Николаевна, - прекрасный метод! Ведь твой обидчик, который преследовал цель унизить тебя, уже не сможет праздновать победу!  Мне очень понравилось!

- Знаешь, Наташа, - сказала тогда Надежда, - к такому приходишь не сразу, и понимание важности прощения пришло ко мне тоже не влёт. Много лет назад меня очень обидела одна женщина. Я была застигнута врасплох и впустила обиду в себя, дав ей возможность пустить во мне глубокие корни. О, если бы я тогда поступила так, как поступаю сейчас, проблем бы вообще не было, и мне не пришлось бы потом долго — на протяжении многих лет! — вытаскивать из себя эту боль, а сделать это оказалось  намного труднее, чем просто похлопать человека по плечу и мило улыбнуться ему. Да что я тебе рассказываю, ты сама всё это знаешь.

- Да, Надюша, знаю. И стараюсь научить этому своих пациентов, но как же это сложно сделать. Ты действительно нашла хороший способ не обижаться. И я вот сейчас вспомнила американский фильм, где  мужчина учил мальчика не реагировать на нанесённую обиду. Он говорил ему: «Если тебя обидят, скажи: «Ты стекло, я тебя не слышу». И не обижайся. Разве можно обидеться на стекло?» Тоже неплохо. И самое важное, что вот так настраивая себя, вскоре люди вообще бы перестали обижаться. Совсем перестали! Вот ведь меня сейчас просто невозможно обидеть. Что бы мне ни говорили, я просто улыбнусь. Улыбка всегда  обезоруживает обидчика. А вообще самое лучшее - принимать любого обидчика как существо, которое не обязано нас не обижать?

- Погоди, погоди, надо сообразить, это как: «не обязано не обижать»?

- А это значит, что мы должны помнить, что нас всегда может кто-то обидеть, и быть готовыми к этому, но уметь спокойно, очень спокойно на это реагировать. Не обижаться! И всегда помнить про того осла, который может лягнуть. Я сейчас не помню, в какой книге я прочла выражение и, возможно, я приведу его сейчас не с ювелирной точностью, но смысл таков: «Если вы ни на кого не обижаетесь, если вас невозможно оскорбить, вы становитесь на голову выше, а ваше здоровье подскакивает до уровня абсолютного. Хотите иметь хорошее здоровье — не обижайтесь ни на кого»... Согласись, Надя, прекрасно сказано!

- Согласна! На все сто процентов!
 
- А вот послушай, Надюша, стихотворение, которое я всегда ношу с собой и часто зачитываю моим пациентам строчки моей любимой поэтессы Людмилы Татьяничевой.
Она достала из сумки тоненькую книжицу.

- Слушай: «Зерна обиды в прах истолчите иль лучше сожгите на взгорье пустом. Не дайте ростком зацепиться обиде и вырасти в сердце колючим кустом. На этом кусте все-то ягоды горьки, в них скрыт озлобленья мучительный яд… Костёр развела на чернеющем взгорке. Как долго, как чадно обиды горят!» Замечательно, правда?

- Да, отличные строчки! Вот бы всем нам сжечь на том костре свои обиды и больше ни на кого обижаться. Жизнь так прекрасна, но, увы, так коротка. Нам, Наташа, нужно просто стать мудрее, тогда обидеть нас действительно будет просто не-воз-мож-но!

Воспоминания Натальи Николаевны прервала Марина, которая уже немного успокоилась, встала из-за стола и направилась в ванную смывать с зареванного лица размазанную тушь. Вышла она уже с блеском в глазах и сказала:

- Мама, я успокоилась. Знаешь, я сейчас подумала, а, может, не всё так страшно? Ведь не зря говорят: «Что ни делается — всё к лучшему»?

- Всё верно, Мариночка, я сама тебе хотела это сказать, но ждала, когда ты проревёшься.  Это хорошо, что всё произошло сейчас, до Вашей свадьбы, которой теперь, как я понимаю, не будет. Так?

- Вне всякого сомнения! Или, может, мне подождать, когда у него ещё 50 процентов любви «вырастут»? - Марина уже улыбалась.

- Наверное, пока ревела, я поумнела и многое поняла. Я сейчас мысленно пошлю Виталику шикарный букет, пожелаю удачи и скажу: «Чао, бамбино, сорри!» - как поёт моя любимая Мирей Матье.

Марина поставила чайник на плиту и поставила на стол коробку с печеньем.

- Всё, мама, начинаю жизнь с чистой страницы! Садись, будем пить чай!

Наталья Николаевна смотрела на дочь, улыбалась и радовалась, что больше за неё беспокоиться не надо. Она не впустила обиду внутрь. Маринка сильная! Гроза прошла мимо!




Иллюстрация из Интернета.


Рецензии