Золушка Алексея Архиповского

(Я смотрела, как Алексей Архиповский исполняет
композицю "Золушка", и вдруг поняла,
что именно звучит...
видео этого исполнения: https://www.youtube.com/watch?v=ZkPwPd_bsdw  )


Новогодние гирлянды,
За окошком - снег и тишь.
Скоро будут бить куранты...
Отчего же ты грустишь?

Загадай одно желанье-
И тоска умчится прочь,
Растворясь в свечей сияньи...
Уж такая эта ночь!

Ни пылинки, ни соринки -
Красота и чистота.
Только в сердца половинке-
Ледяная пустота.

Как солдаты на параде -
В кухне утварь - как в строю...

Добрый Принц, в окошко глядя,
В замке ждет любовь свою.

Вот бы выучить ей польку,
Чтобы с Принцем танцевать!
Только дел по дому столько -
Мыть, готовить, убирать...

Где-то Фея задержалась,
Больше - некому помочь...
Ей усталость лишь досталась, 
И коротенькая ночь.

****
*****
Всё не так уж чтобы скверно -
То Судьба, а не Беда:
Добрый Принц ее, наверно,
Не полюбит никогда...

Добрый Принц ее, наверно,
Не узнает никогда...

Добрый Принц ее, наверно,
И не встретит - никогда...


Рецензии
Здравствуйте!

По-моему, композиция "Золушка" Алексея Архиповского одна из его лучших, или в тройке лучших, как "Человече" и "Дорога домой". В этих композициях слышатся отзвуки Вечного.

У вас интересный стихотворный текст, но...
По-моему, смысл текста вашего стиха и смысл текста музыкальной композиции Архиповского -- разные.

В чем именно?

Иные смысловые линии или волны.

Например, у вас прослеживается такая линия или волна, как Кьеркегор-Шестов или Кьеркегор-Кафка.
У вас принц -- это вылитый Кьеркегор в интерпретации Льва Шестова.
Мол,
"Добрый Принц, в окошко глядя,
В замке ждет любовь свою".

История Кьеркегора, как принца, который узнал свою принцессу, полюбил её, но не смог сделать шаг навстречу к другому или к встречи с "Ты". А в интерпретации Шестова, то принц не смог совершить подвиг Веры, как его любимый герой Иов или Авраам.

В вашем образе принца скорее видится образ Золушки, которая в интуитивном ожидании неизвестного чудесного события.

Добрый принц же должен видится скорее как образ активного путника, который в поисках любимой и в преодолении себя ради подвига Веры.
Ведь, наверное, именно такого ищущего и Преображенного принца и ожидает Золушка, того героя, который освободит её, подарит иное измерение мира любви и веры.

В обыденной действительности всё наоборот, Кьеркегор не оказался принцем, а его возлюбленная вышла замуж за другого человека.

Но у Архиповского композиция-сказка, в которой прослеживается такая Смысловая линия, как Архиповский--Вышеславцев--Пушкин.
Иными словами, есть правда сказки, правда творчества, правда вымысла, как и правда возвышенного. Образ возвышенного сублимирует, возвышает к высшим ступеням и к иным измерениям реальности.
В образе композиции Архиповского чувствуется радость сквозь слезы и осанна чрез горнило страданий и сомнений, чувствуется трагическое красоты и красота в трагическом, а трагическое как уходящее время, как вот это "тик-так", похищающий образ возвышенного.

Но сказка -- это образ предвосхищения, прорицания победы над временем, как обновления и Преображения, которого ещё нет и которого пока что нет. Но образ есть изначально вне времени, как и возможность к обновлению.
Если преображение и воскрешение -- это сказка, то в ней заключена Правда, как радость сквозь слезы.

Спасибо и с уважением,

Бармин Виктор   29.04.2024 21:34     Заявить о нарушении
Виктор, доброго дня!
Хочу сказать Вам огромнейшее спасибо за столь серьезный, сложный, философский отзыв. Я узнала много нового и получила большое удовольствие от прочтения Вашей интерпретации произведения. В этой , в Вашей интерпретации много правильного, с чем я бы согласилась (особенно с трагически уходящим временем, похищающим образ возвышенного).
Но. Каждый "читает" своим сердцем. Даже если не принимать в расчет, что примерно на последней трети Алексей отрицательно кивает головой (наверно, это, в первую очередь и повляияло на мою интерпретацию, но не уверена), именно как будто говорит "нет,... никогда...".
Потому в моей сказке Золушка - затурканная своей основной деятельностью (которую она выполняет на твердую "пятерку", и которая жрет Золушкино счастье). А Принц - Принц полагает, что он сказка должна прийти к нему и сделать его счастливым, а не то, что он должен сделать для своей любимой и единственной сказку - реальностью.

Я очень люблю добрые сказки с добрым финалом. С детства. Но сейчас я их люблю только тогда, когда они просачиваются в реальность и становятся былью.
Чтобы не повторяться, позвольте предложить Вам мои рассуждения на схожую тему. http://proza.ru/2021/11/09/1391

С теплом, большим уважением и пожеланиями всего благополучного,

Элизабет Симпсон   01.05.2024 19:19   Заявить о нарушении
Спасибо, Элизабет, за приглашение к чтению вашего текста.
Признаюсь, мне очень приятно слышать от вас такой деликатный и дипломатичный ответ в нашей дискуссии. И тут трудно не согласиться с вашей точкой зрения. Словом, понимаю вашу мысль. А музыка, тем паче музыка Архиповского, это такой космос с бесконечностью звёзд, что отражаются интерпретациями в наших глазах.

С улыбкой и благодарностью,

Бармин Виктор   01.05.2024 20:10   Заявить о нарушении
И с таким определением музыки Архиповского я совершенно согласна.
Спасибо! :)

Элизабет Симпсон   02.05.2024 09:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.