6. Под крылом войны

6. «Под крылом войны»

«Взглянуть в глаза опасности смело и хладнокровно есть лучший способ оградить себя от неё»
Д. Леббок

   Ничем не примечательное утро. В казарме тихо – все солдаты спят крепким сном. Кому-то снится мать, ждущая сына у калитки; непаханые поля, зелёные луга, водопады, леса и горы; а, может быть, это любимая девушка, сидящая у окна в красивом платье.
   В эту ночь мне ничего не снилось – это происходит уже на протяжении многих лет. Я вижу сплошную черноту: ни белого пятна, ни просвета, ничего. И так день за днём, год за годом. Я не спал – лежал и смотрел в потолок, мрачно освещённый уличным фонарём. Что-то волновало меня, сильно тревожило, не давало покоя. Поэтому я не спал.
   В 4 часа утра всё ожило – пронзительно ревела сирена, яркий свет ослепил глаза. Все, как один, соскочили со своих кроватей. Через 45 секунд, одетые, мы бежали за оружием. На плацу было прохладно: дул лёгкий северный ветерок. Все построились – многие из нас сонные и не понимали, что происходит. Возможно, очередная боевая тревога?! Мгновение, и тишина воцарилась вокруг.
Слова командира, как мне думалось, будут долгими и назойливыми. Но я ошибся. На этот раз речь пронзила сердце и дух каждого солдата. Он сказал: «Началась война!» То, что он говорил после, я не запомнил. Мы сели в машины и поехали к западному белорусскому фронту, где нас ждало первое настоящее боевое сражение.

1.
   Моё сознание смутно, неразборчиво. Я никак не могу сосредоточиться, понять слов, произнесённых капитаном, что «началась война». Я был лишь на пути к истинному пониманию этих слов.
Солдаты не разговаривали: они держали в руках оружие, головы покрывали железные каски, а один-таки всю дорогу зевал и пытался хоть немного вздремнуть.
Колонна из 5 машин двигалась по просёлочной дороге. Вдалеке виднелся лес, небо было чистым, Солнце ярким светом освещало зелёные луга.
   Вдруг над головами пронеслись 3 самолёта. Каждый проводил их равнодушным взглядом. Они стали разворачиваться. Мгновение, и одна машина взрывается. Этим было всё сказано – это ВРАГ.
Колонна остановилась, солдаты разбежались в стороны. Пули свистели над головами, кто-то пытался стрелять. Не успел я оглянуться, как недавно зелёная поляна стала красной от крови и наполнялась трупами молодых ребят. Взрыв, ещё один, и ещё. Враг не давал никому пощады. Автоматная очередь убивала, не смотря ни на что и ни на кого. До ближайшего перелеска было около трёх километров. Не все добрались до него, даже меня зацепило. Слава Богу, остался жив! Так нас осталось пять человек. Мы наблюдали, как враг безжалостно уничтожал наших товарищей, не щадя патронов. Да упокой их душу, Господь!
Вскоре самолёты улетели восвояси.

2.
   У солдата была сильно раздроблена нога. Медикаменты слегка облегчили его страдания.
- Есть ли среди вас кто-нибудь старше капитана?! – Спросил я.
Все лишь посмотрели друг на друга и ничего не ответили.
- Сержант, как ты себя чувствуешь?
- Я не чувствую ноги, кровь не может остановиться. Со мной вы далеко не уйдёте. Оставьте меня здесь…
И сержант скорчился от ужасной боли. Его нельзя бросать на произвол судьбы.
- Нет, и не отговаривай! Мы – команда и своих не бросаем. Ребята, делайте носилки.
Мы попали в лесную чащу. Дело не из простых, особенно когда ты тащишь на себе раненного; где вокруг тебя болото, квакают лягушки, ноги запутываются в растениях и пиявки пьют кровь. Трясина засосёт и не посмотрит на то, кто ты такой. Природа порой жестока, сейчас она против нас.
   Я не знаю, сколько тогда мы прошагали. Может быть, десять или двенадцать километров. Силы были на исходе. Каждый знал, что опасность может подстерегать на каждом шагу.
Вскоре мы вышли из лесной чащи. Нам открылась холмистая долина, посреди которой стояла церковь. Возможно, там есть люди, которые смогут помочь умирающему: он мало-помалу закрывал глаза, терял сознание. Жизнь его висела на волоске. Мы двинулись туда.

3.
   Церковь была открыта. Мы вошли. Ни одной души. Иконы смотрели на нас с неким утешением, освещённые светом свечей. Солдата мы положили на пол. Он потерял сознание, но был ещё жив.
- Значит так. Я осмотрюсь, поищу кого-нибудь. А вы оставайтесь с раненным.
Я осмотрел весь этаж, пока не нашёл священника, который отслужил литургию.
Раненного солдата отнесли в опочивальню. Святой попросил нас удалиться. Наша группа заняла позиции по периметру церкви: двое на первом этаже, ещё двое на колокольне. Мы ждали чудо.
Облака всё больше сгущались над нами, Солнце, будто играя в прятки, пряталось и вновь выглядывало из-за туч, ветер с каждой минутой усиливался.
- Что-то не спокойно, тебе так не кажется, командир?!
- Я слышу в твоём голосе дрожь, солдат. Ты что, из приблатнённых?!
- Точно. Как догадался?
- По тому, что на твоей руке метка есть, да и по голосу. За что посадили?
- С корешем на дело ходил, повязали, дали 3 года. Отсидел чуть больше половины, а тут война началась. Нас освободили и сразу на фронт. Да что об этом говорить! Я и жизни толком-то не видел. Как вообще люди живут, любят друг друга, семьи заводят. А я, как то самое. Ну, ты понял меня.
- Думаешь ты хорошо, но вот речь похожа на исповедь. Только я не священник. Понять могу, а душу отпускать мне не надо. Ты в церкви, помолись.
- Да как я могу отпустить душу, когда я в Бога не верю?! У меня и крестика-то нет.
- Жаль! А вот у меня есть, я верю в него.
   Больше солдат ничего не сказал. Он отвернулся, достал махорку и скрутил себе сигаретку.

4.
   Пошёл дождь, похолодало, Солнце давно скрылось за плотно затянувшимися тучами. Мне захотелось спать. Я отвернулся и закрыл глаза. Мне снились зелёные луга, большие колхозные поля пшеницы, трактора и комбайны, убирающие поля. Впервые за это время! Домик у озера, где меня ждёт жена с детьми, отец и мать, любимые места…
- Командир, командир, проснись. Слышишь меня, вставай!
Я открыл глаза. Светило яркое Солнце, пахло свежестью, дождь закончился.
- Вставай, немцы идут!
Как ошпаренный, я вскочил на ноги. Солдат был прав – в нашу сторону двигался отряд, человек, может, двадцать пять. Хорошо вооружены: автоматы, пистолеты, даже несколько пулемётов имеется.
- Беги к ребятам и скажи, чтобы шли сюда.
Через миг все были в сборе.
- Итак, действуем по моему сигналу. Он простой: я стреляю – вы стреляете. Теперь посчитаем наши патроны.
- У меня 12.
- У меня 10.
- У меня 16.
- У меня, – заканчивал командир, – 15 осталось. Боюсь, что не хватит. Расходуйте экономно и берегите себя. Не стройте из себя героев.
- Командир, смотри. – Прервал неожиданно солдат.
Их взору предстала картина, которая показала истинное лицо врага. На встречу к немцам шёл священник. Я скомандовал шёпотом:
- Всем быстро занять свои места.
Как тараканы, все разошлись.
- Каково чёрта этот ненормальный пошёл туда?! Ему смерти, что ли, захотелось, командир?
- Замолчи! От тебя шуму больше, чем от клинового листа.
С каждым шагом он был ближе к врагу, что-то было в его руках, нарастало напряжение. Что же будет? Старший офицер с двумя солдатами подошли к нему. Завязался разговор. Вдруг офицер достал оружие и произвёл выстрел. Я вздрогнул от шума, а священник упал наземь. В ту же секунду я вскочил на ноги и выстрелил в ответ. Пуля попала ему в грудь и убила. Началась стрельба. Мы открывали по врагу ожесточённый огонь, не жалея патронов.
- У меня закончились патроны.
- У меня тоже, командир.
Я бросил винтовку в сторону, достал нож и побежал вниз.
- Командир, ты куда?! Меня подожди!
Но вдруг раздался взрыв. Солдат обернулся и крикнул:
- Командир, стой! Наши здесь!
Я остановился, обернулся и увидел своих солдат, яростно бьющего врага. Над головой кружились самолёты, взрывы, земля разлеталась в стороны, а на моих глазах появилась улыбка.

5.
   Тогда мы отбили врага на многие километры, но никто не знал, что война продлится долгих 4 года, что наша страна понесёт огромные потери. Она принесла человечеству руины, кровь, голод, страх, бедность, смерть миллионов неповинных людей.
   В том бою двое солдат из моей группы погибли. Тот, что с ногой, поправился и прошёл со мной всю войну; дважды спасал меня, никогда не бросал в беде и выручал при первой возможности. Другой, который заключённый, тоже был с нами в то время. А после войны исчез, и никто о нём не слышал.
   Но это совсем другая история. Дружба связала незнакомые судьбы, испытав их на прочность. Я благодарен ей.



2010 год.


Рецензии