Воинская клятва на верность Царю. Как её давали

Воинская клятва на верность Царю. Кто и как её давал?

В Своде военных постановлений за 1869 год было установлено: «Присяга есть клятва, которую солдат дает перед лицом Божьим на кресте Спасителя и на святом его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою ..., смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру Православную. Изменнику же присяги не будет пощады ни на белом свете, ни на Страшном Суде Божьем». При этом, других наказаний в присяге не предусматривалось. Только Божья кара!
Люди другого вероисповедания, в первую очередь мусульмане, лютеране и евреи, присягали на своем языке и в присутствии своего священнослужителя.

Уже с расширением границ русского государства при Иване Грозном, когда Казанское и Астраханские ханства вошли в состав Московии, население прибавлялось за счёт подданных, исповедующих ислам. И мудрый царь ввёл для них клятву на Коране. Главный библиограф Российской государственной библиотеки А. А. Круминг рассказывает, что в 1570 году дьяк Пётр Григорьевич Совин взял Коран на приём к государю. А исследователь Резван Ефим сообщает, как в Российском государственном архиве древних актов в описи архива Посольского приказа (МИДа), составленной в 1560 году, упомянут «Куран татарский, на чом приводят татар к шерти» (шарт – присяга), который использовался для принесения присяги мусульманами. В этом экземпляре Священной книги выписан золотом 91-й аят суры «Ан-Нахль» («Пчёлы»), а рядом имеется его перевод на русский скорописью XVII – начала XVIII века. Перевод смысла данного аята звучит следующим образом: «Выполните обещание Аллаху ;, которое вы дали. Не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите (поклявшись Аллахом ;), – ведь вы сделали Аллаха ; своим Поручителем. Поистине, Аллах ; знает обо всём, что вы делаете».   «Это, по-видимому, самый ранний дошедший до нас русский перевод фрагмента коранического текста», – пишет Резван Ефим.
В войсках Ивана Грозного в авангарде шла татарская конница и при штурме Казани и при штурме Новгорода. Царь пользовался их услугами при расправе и с их единоверцами, и с новгородскими христианами.
Или другой пример из документов. Смутное время. 1612 год. В Ярославль, где Минин и Пожарский собирают Второе ополчение, пришёл из Казани сводный отряд, где были примерно 50 русских и 30 татар. Они осмотрелись и раскололись. Половина русских и татар остались в ополчении драться за свободу страны с интервентами, а другая половина русских и татар ушла дальше грабить на дорогах.
Отсюда можно сделать вывод, что борьба на территории России всегда велась между сторонниками и противниками существования единого государства, независимо от их национальности и веры. А клятва верующего была при этом основой верности воина.

Империя – это прагматизм. В 1901 году в «Историческом обзоре МВД» была опубликована классическая формула: «Российское государство придерживается политики терпимости настолько, насколько она соответствует интересам государственной политики».
А значит, человек, преданно служащий Империи, должен был знать, что Империя уважает его религиозные чувства.
Пётр Первый считал, что религия нужна как нравственная сила, но она должна служить государству. И при нём впервые за казенный счет издаются Коран и другие труды по исламу.
Эти постулаты полностью разделяла и Екатерина Великая. В 1765 году она побывала в Казани и поняла, что это другой мир, но с ним придется иметь дело как внутри страны, так и за её пределами. И уже в 1767 году в её знаменитом «Наказе» появляется тезис о веротерпимости. В 1773 году – указ о разрешении строительства мечетей. А с 1787 года начинается регулярное издание Корана и возведение мечетей за казенный счет.
Императрица выстраивает что-то вроде «русской исламской церкви», хотя в мусульманстве нет институтов церкви и монашества. Но это нужно было государству, и Екатерина выпускает Положение о создании Оренбургского муфтията с центром в Уфе, который должен был управлять всем российским исламом. Она дает деньги, штаты. Глава – муфтий получал по тем временам огромные деньги – 1500 рублей в год.
В 1828 году в Петербурге в конвое Его Императорского Величества служат горцы-мусульмане. В Уставе специально оговаривается, что они освобождаются от воинской службы в молитвенные дни, что у них будут имамы и муэдзины, которым платится казенное жалованье.
Или другой пример. Указ по Черноморскому флоту 1884 года. В Севастополе служат всего девять мусульман, но для них приказывается содержать мечеть, платить оклад священнослужителю. Империя понимает, что кто-то должен у них принимать присягу – в присутствии муллы произнесенную на Коране, а иначе – фикция! К кому-то они должны ходить на молитву, а если погибнут в бою, то по Уставу их погребут по законам их веры. А это всегда было очень важно для мусульман.

У большевиков была своя социалистическо-демократическая мусульманская организация в Баку, но это одна из самых закрытых страниц истории КПСС. Даже в советские времена документы в Баку ученым не представляли, хотя они приезжали по заданию ЦК.
Ленин был прагматик и играл свои игры. Он «закрывал глаза» на «Красный Джихад», который из Баку объявил Зиновьев на Съезде Трудящихся Востока в 1920 году. Кстати, к этому же событию и в том же году была достроена Главная Императорская Петроградская мечеть. И это – когда по всей стране уничтожали церкви!
Потом была перепись 1937 года, и Сталин лично вписал в анкету вопрос «Религиозность». Большинство мусульман ответили, что верят во Всевышнего. После этого репрессировали всех статистиков. Но Великая Отечественная война заставила Вождя всех народов вернуть религию в окопы.

От всеобщей обязательной военной службы мусульмане были освобождены, поэтому брали только добровольцев из знатных родов. Порядок приведения их к присяге был следующий:
«В тех местах, где не окажется духовного лица магометанской веры, приведение к присяге магометан должно быть возлагаемо на кого-либо из мусульман грамотных, а если присягающий сам грамотен, то ему самому предоставляется читать слова присяги. За неимением же грамотных мусульман и за безграмотностью приводимого к присяге, лицо, наряженное для привода к оной, должно читать ему слова присяги, написанные русскими буквами».
«Присягающий должен во время присяги держать два перста правой руки своей на раскрытом Коране повторять слова присяги, которые ему читает духовное лицо магометанской веры, и по окончании клятвы целовать слова Корана». А «лицо, наряженное для присутствования при принятии присяги, обязано:
  а) поверять правильность выполнения оной по тому столбцу, в которой татарские или другого восточного языка слова присяги изображены русскими буквами, и
  б) наблюдать, чтобы духовные лица магометанской веры, во время чтения присяги, а в особенности при окончании оной, отнюдь не произносили фразы по-арабски: инша аллах, а по-татарски: аллах-тилясе (то есть коли Богу угодно), а также не переменяли своего места и положения, и чтобы после каждого продолжительного с их стороны перерыва чтения, как-то: кашля, обморока и пр., они возобновляли чтение присяжного листа.

А вот, к примеру, согласно Уставу Духовных Дел Иностранных Исповеданий, евреи приводились к военной присяге во всякое время, кроме субботних и праздничных дней, в синагогах или молитвенных школах, а где их не было – «в подлежащем присутственном месте, начальствующими лицами и раввином или помощником его, в присутствии двух свидетелей из евреев, где это возможно».

Считается, что до прихода к власти Горбачева в СССР из 14000 мечетей осталось 400. После долгого перерыва Коран напечатали только в 1963 году и распространяли по «инстанциям». Специалистов по исламской проблематике практически не готовили. Но и сегодня создаётся впечатление, что у нас на уровне политологии отсутствуют знание мусульманского вопроса и глубокое изучение этого мира. Нет системного подхода и полное пренебрежение историей. Этот мир и его историю специально изучали Ермолов, Скобелев, Кауфман. А один из наших политиков в начале двухтысячных заявил, что на Кавказе воюют шииты с суннитами. Ермолов подобных «ляпов» не допускал… Мы должны сейчас самым серьезнейшим образом обратиться к «мусульманской» проблеме, чтобы не допустить даже малейшей трещины в основополагающих началах Российского государства.

Подробности в книге "Русская история:неизвестное об известном"

Владлен Дорофеев


Рецензии