Река Кесьма. Откуда название?

         Река Кесьма, и не только.

                Сказочно-былинный край Тверской. Думаете, эпитетами излишествую, ни сколько. Древнейшие края, ставшие со временем, сильнейшим княжеством на Руси. А какие реки, во множестве бегущие по песчано-каменистым руслам. То, с упорством пробивая путь через холмы, бурля на перекатах и порогах, а выбежав в низменность, затихают. Спокойно несут свои воды в берегах покрытых дремучими лесами, или через луга и горбаны (так в тех краях называют холмы), скрывая какие-то тайны в тёмных омутах.
                А названия-то, какие у рек, былинные. Вот, древняя Волга, начинает свой разбег из Валдайских болот и набирается мощи, полноводности реками Тверской губернии.
                Река Молога, и берега у неё, «кисельные». Вливалась Молога в Волгу, ниже Веси Йогонской (современный Весьегонск), там, где город Молога был, в месте крутого поворота течения Волги с севера на юг.
                Крупными притоками Мологи  являются реки: Кирва, Чагодоща, Кеза, Волчина, Ривица, Сарагожа, Осень, Остречина, Ратыня.  До появления Рыбинского водохранилища Молога имела такие притоки, как Кесьма, Ламь, Реня, Сить (Сыть) (известна тем, что на её берегах состоялась битва 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая).
                А сама, Молога, до впадения в Волгу, такой «крендель» выписывает:  Берет начало в Лепецких болотах на Моркиных высотах. Протекает по территории Новгородской, Тверской и Вологодской области, протекает через озеро Верестово, впадает в Весьегонский плес Рыбинского водохранилища, расположенного на Волге.
                Моё босоногое детство проходило не только в Крыму, но и в Весьегонском районе, у бабушки в деревне Маринино. В Крыму лето знойное, солнце жарит изрядно, а в Весьегонских местах, лето мягкое, бархатное. Благодатные места.
                На полях рожь, овёс да лён растут буйно. Луга с травами сочными. Есть где скот пасти да сено заготавливать. В лесу ягоды, грибы в изобилии. Зверь лесной и птицы во множестве водятся.
                В реках вода чистая, родниками питается. Смотришь в речку, на мелководье, а там рыбки всякие снуют и большие и маленькие. Раков, на перекатах, как тараканов в московских квартирах. Рачицы икру метать собрались, среди мелких камней да в проточной воде.
                Если на гербе Тамбова, улей с пчёлами, то на гербе Весьегонска, рак изображён. А чего ракам не быть в изобилии, вода чистая, рыбок мелких уйма, хватай, наедайся да размножайся.
                Раков мы ловим сразу по нескольку десятков. Идёшь по перекату, с майкой завязанной и собираешь спокойно. Если рачица с икрой под хвостом попадётся, то икру съедаешь сразу, зачем икре на углях пропадать-то.
На речку берём из дому только спички, соль да ломоть ржаного хлеба, остальное добывается на месте. Одними раками сыт не будешь, ещё и рыбы нужно наловить.
                Но кто с собой удочки будет тащить на речку, рыбу руками ловим.
               Да нет, не на ходу, кто же плывущую в воде рыбу руками поймает, никто. А вот под валунами, корягами да под подмытым берегом, со свисающей в воду ситью, очень даже можно. И налима из-под валуна вытянуть, окуня под корягой поймать, а под ситью (один из видов осоки, от того и река Сить), голавль да плотва попадается.
               Поймал рыбку и сразу на ивовый кукан её, под жабры. А если под ситью стоит стайка голавлей или плотвы, то нужно очень аккуратно ловить, чтобы стаю не распугать. Рыба там дремлет, стоит тихо, осторожно берёшь одну, не шумя вытаскиваешь, да сразу на берег бросаешь. Если повезет, то из стаи можно несколько рыбок вытащить.
                Вот и обед заготовлен. Раков и рыбу на угли, да на лужайке зелени пучок нарвёшь. На лугах растёт щавель, дикий чеснок да кислица. Хорошие витамины и натуральные.
                И так проводили мы свободное время, на летних каникулах, на берегах реки Кесьмы. Кесьма, в старину, называлась Кистьмою, а название у неё очень простое, к уральским языкам восходит.
                И сейчас, в карело-финском языке сохранилось слово «kivi», киви. Нет, не фрукт экзотический, а камень, ну так карело-финны наш камень своим «киви» прозвали.
                А в мокшанском (мордовском) языке - камень – «кев», каменистый – «кеву» и учесть, что на карело-финском «мaa» земля, соединить с русским – «сыть, сить» (в ботаническом смысле, а не в кулинарном), получится: Кистьма (Кесьма) – каменистая земля заросшая (ситью)  осокой.
                В варианте: Киви «фин.» (камень, «ви» выпадает)- сить русск. («и, ы» выпадает)- мaa «фин.» (земля «вторая «а» выпадает).
 Или, в развёрнутой форме: «Река, текущая по каменистой, заросшей осокой земле».
                Весьма похоже, я эту речку знаю лично  очень хорошо, все определения к ней подходят. А реки называют, в основном, по их характерным признакам, у всех народов. А вот город Кесьма, как и большинство топонимов, назван так по реке, на берегу которой стоит.


Рецензии